ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2009 года  Дело N А68-9654/2007

Федеральный арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего

Егоровой С.Г.

судей

Солодовой Л.В.

Кожемяко А.С.

при участии в заседании:

Истец:

от Территориального управления Росимущества по Тульской области

не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);

Ответчик:

от ФГУП «Почта России» в лице филиала по Тульской области

Татаринова И.В. – представитель (дов. от 04.05.2009 б/н);

от Индивидуального предпринимателя Жуковой Е.Н.

не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);

Третьи лица:

от Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области

не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);

от Федерального агентства связи

не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ФГУП «Почта России» в лице филиала по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.10.2008 (судья Большаков В.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 (судьи Полынкина Н.А., Еремичева Н.В., Тучкова О.Г.) по делу № А68-9654/07-418/4

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области, г. Тула, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице филиала по Тульской области и индивидуальному предпринимателю Жуковой Е.Н. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды помещений от 03.01.2004 №5, расположенных по адресу: Тульская область, г.Узловая, пл.Ленина, д.3 и дополнительного соглашения к нему от 30.06.2004, заключенных между ФГУП "Почта России" и индивидуальным предпринимателем Жуковой Е.Н., а также взыскании с ФГУП «Почта России» в доход федерального бюджета 323 235,03 руб. неосновательно обогащения (уточненные требования).

Решением суда от 28.10.2008 исковые требования удовлетворены.

Суд признал недействительным (ничтожным) договор аренды помещений от 03.01.2004 №1, расположенных по адресу: Тульская область, г.Узловая, пл.Ленина, 3 и дополнительного соглашения к нему от 30.06.2004, заключенных между ФГУП "Почта России" и индивидуальным предпринимателем Жуковой Е.Н..

С ФГУП «Почта России» в доход федерального бюджета взыскано 323 235,03 руб. неосновательного обогащения и государственная пошлина в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ФГУП «Почта России» в лице филиала по Тульской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой.

По мнению заявителя жалобы, при вынесении обжалуемого судебного акта суд не учел положения ст.25 Федерального закона от 10.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», а также то обстоятельство, что функции по управлению имуществом в системе органов федеральной исполнительной власти по указанию услуг связи возложены на Федеральное агентство связи.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа при рассмотрении кассационной жалобы установил, что в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации находится дело №А68-9648/07-413/4 по аналогичному вопросу и определением ВАС РФ от 02.04.2009 №ВАС-998/09 указанное дело передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В этой связи определением от 09.04.2009 производство по кассационной жалобе было приостановлено на срок до принятия постановления Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу №А68-9648/07-413/4.

16 июня 2009 года Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел надзорную жалобу по вышеуказанному делу и принял постановление № 998/09.

Поскольку обстоятельства, препятствующие рассмотрению кассационной жалобы по настоящему спору, отпали, суд определением от 18.08.2009 возобновил производство по кассационной жалобе с назначением судебного заседания на 09.09.2009.

Представители истца, Предпринимателя, третьих лиц в судебное заседание не явились.

Истец, Предприниматель, третьи лица ходатайств о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие не представили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В связи с чем, суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.3 ст.284 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы,  установлено следующее.

13 мая 1998 года между Комитетом по управлению имуществом Тульской области (собственник) и государственным учреждением «Управление Федеральной почтовой связи Тульской области Государственного комитета РФ по связи и информатизации» (далее – ГУ УФПС) заключен договор №72-98 о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления.

Согласно условиям договора в состав передаваемого ГУ УФПС на праве оперативного управления имущества вошло и здание по адресу: Тульская область, г.Узловая, пл.Ленина, 3.

Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2002 №1227-р создано ФГУП «Почта России», основано на праве хозяйственного ведения.

Пунктом 2 указанного распоряжения Минимуществу России по согласованию с Минсвязи России поручено определить состав федерального имущества, подлежащего закреплению за указанным субъектом.

В соответствии с распоряжением Минимущества России от 10.07.2003 №3100-р из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУ УФПС, исключены объекты в соответствии с приложением, для дальнейшей передачи их в ФГУП «Почта России». В число таких объектов вошло и спорное здание.

1 июля 2007 года имущество передано  ФГУП «Почта России».

2

2, расположенное в здании по адресу: Тульская область, г.Узловая, пл.Ленина, 3.

30 июня 2006 года стороны подписали дополнительное соглашение, в соответствии с которым внесли изменения в основной договор и указали  арендодателем ФГУП «Почта России». Пунктом 2 этого дополнения стороны констатировали переход к указанному лицу прав и обязанностей арендодателя с 01.07.2004.

Полагая, что в нарушение действующего законодательства вышеуказанная сделка по сдаче в аренду нежилых помещений федеральной формы собственности совершена без согласия собственника, ТУ ФАУФИ по Тульской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что оспариваемая сделка недействительна по причине ничтожности, а ФГУП «Почта России» неосновательно обогатилось в результате ее заключения.

Соглашаясь с выводами суда о ничтожности оспариваемого договора аренды, кассационная инстанция полагает ошибочными выводы суда о неосновательном обогащении ФГУП «Почта России» и подаче ТУ ФАУФИ по Тульской области искового заявления в пределах срока исковой давности  исходя из следующего.

Статьей 608 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно статье 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

При этом в силу статьи 296 упомянутого Кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период времени, предусматривался запрет на отчуждение учреждением или распоряжение им иным образом закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных учреждению по смете.

В силу ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п.2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность распоряжения недвижимым имуществом, закрепленным за учреждением или унитарным предприятием, только при условии наличия специального согласия собственника соответствующего имущества.

Согласно п.3.1. Устава ФГУП «Почта России» имущество предприятия находится в федеральной собственности.

Подпунктами 2, 11 пункта 6 Положения о Министерстве имущественных отношений РФ» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2002 №377 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных отношений РФ») определены задачи  Министерства имущественных отношений РФ, которое, в частности, осуществляет от имени Российской Федерации в установленном порядке управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством РФ к компетенции других органов; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, дает в установленном порядке согласие на продажу, сдачу в аренду, передачу в залог и внесение в качестве вклада в уставные (складочные капиталы хозяйственных обществ и товариществ недвижимого имущества, принадлежащего указанным предприятиям на праве хозяйственного ведения, а также на распоряжение указанным имуществом иным способом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции иных органов государственной власти.

Таким образом, на момент заключения оспариваемого договора полномочиями на дачу согласия для передачи федерального имущества в аренду обладало Министерство имущественных отношений РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 №739  "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" право на реализацию в отношении недвижимого имущества полномочий собственника от имени Российской Федерации возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом (п.п.1, 5.3, 5.14, 6.9) (утратило силу с 16.06.2008), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 №691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также  в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий; осуществляет согласование сделок с недвижимым имуществом; обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлением от имени РФ в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ, по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.

Следовательно, в силу прямого указания нормативных актов полномочиями по распоряжению недвижимым федеральным имуществом как собственник наделен истец.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что спорное имущество было передано в аренду с согласия собственника.

При этом суд правомерно не принял в качестве такого согласия акт о передаче прав арендодателя по договорам аренды от Комитета по управлению имуществом Тульской области к ГУ УПФС Тульской области, поскольку данный акт был подписан в отношении действующих на тот момент арендных сделок и не мог распространяться на договоры, которые будут заключаться ГУ УПФС Тульской области в последующем.

В связи с вышеизложенным, суд пришел к правильному выводу о недействительности по причине ничтожности (в силу ст. 168 ГК РФ) спорного договора аренды с дополнительным соглашением к нему от 30.06.2004.

Вместе с тем, вывод суда о неосновательном обогащении ФГУП «Почта России» является ошибочным исходя из следующего.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 40 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ и иными законами.

Собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, закрепив его за предприятием на праве хозяйственного ведения, сохраняет за собой право на получение части прибыли от использования этого имущества и утрачивает право на получение доходов от его использования в любых других формах, в том числе в виде арендной платы или в виде сумм, сбереженных лицом, которое фактически пользовалось таким имуществом без правовых оснований.

В силу пункта 2 статьи 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Следовательно, в случае ничтожности договора аренды имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, право на получение стоимости фактического пользования этим имуществом (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ) принадлежит предприятию, а не собственнику имущества.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 №998/09.

В этой связи суд необоснованно взыскал с ответчика 323 235,03 руб. как неосновательное обогащение.

Кроме того, отказывая в применении срока исковой давности по требованию о признании недействительными ничтожных сделок, суд исходил из того, что указанный срок следует исчислять с момента, когда управлению стало известно о совершении сделок.

Между тем, как разъяснено в пункте 32 постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, такое требование может быть предъявлено в суд в срок, установленный пунктом 1 статьи 181 Кодекса, то есть в течение трех лет со дня, когда началось исполнение сделки.

Поскольку упомянутое помещение было передано по акту приемки-передачи от 03.01.2004, трехгодичный срок давности истек 04.01.2007.

Управление обратилось в арбитражный суд с иском в ноябре 2007 года, то есть с пропуском данного срока.