ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2009 года  Дело N А68-9775/2007

Федеральный арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего

Егоровой С.Г.

судей

Смолко С.И.

Кожемяко А.С.

при участии в заседании:

Истец:

от Территориального управления Росимущества по Тульской области

не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);

Ответчик:

от ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тульской области – филиала ФГУП «Почта России»

не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);

от ГУ РФ Отдел вневедомственной охраны при ОВД Кимовского района Тульской области

не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);

Третьи лица:

от Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области

не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);

от Федерального агентства связи

не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ФГУП «Почта России» на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 (судьи Никулова М.В., Заикина Н.В., Можеева Е.И.)  по делу № А68-9775/07-12/7

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области (далее ТУ ФАУФИ по Тульской области, Управление), г. Тула, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице филиала по Тульской области (далее – ФГУП «Почта России») и к государственному учреждению «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Кимовского района Тульской области» (далее – ГУ ОВО) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды помещения от 02.02.2004 №5, расположенного по адресу: Тульская область, г.Кимовск, ул.Бессолова, 4 и дополнительного соглашения к нему от 30.06.2004, заключенных между ФГУП "Почта России" и ГУ ОВО, а также взыскании с ФГУП «Почта России» в доход федерального бюджета 31 657,50 руб. неосновательно обогащения.

До рассмотрения спора по существу истец в порядке ст.49 АПК РФ уточнил свои требования в части размера неосновательного обогащения и просил суд взыскать с ФГУП «Почта России» в доход федерального бюджета 39 484,94 руб. неосновательно обогащения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент имущественных и земельных отношений по Тульской области и Федеральное агентство связи.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 17.09.2008 в  удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения и распределения судебных расходов отменено.

С ФГУП «Почта России» в лице Управления Федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России», г.Тула в доход федерального бюджета взыскано 35 207,62 руб. неосновательного обогащения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.03.2009 решение Арбитражного суда Тульской области от 17.09.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу №А68-9775/07-12/7 отменено в части отказа в удовлетворении требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской области, г.Тула о признании недействительным (ничтожным) договора от 02.02.2004 №5 аренды помещения, расположенного по адресу: Тульская область, г.Кимовск, ул.Бессолова, 4 и дополнительного соглашения к нему от 30.06.2004, заключенных между ФГУП «Почта России» и государственным учреждением «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Кимовского района Тульской области».

Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской области, г.Тула в данной части удовлетворены.

В остальной части постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по настоящему делу оставлено без изменения.

Не согласившись с названными судебными актами ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» обратилось в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением об их пересмотре в порядке надзора.

Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2009 №ВАС-7547/09 было отказано в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.03.2009.

При этом в качестве основания для отказа в передаче арбитражного дела в Президиум ВАС РФ Высший арбитражный суд РФ указал на наличие постановления Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 №998/09 по аналогичному спору и сослался на то, что в связи с этим заявитель не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о пересмотре оспариваемых судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Ссылаясь на данное обстоятельство, ФГУП Почта России» в лице УФПС Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» обратилось в суд круга с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.03.2009.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.10.2009 по делу № А68-9775/07-12/7 заявление ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тульской области – филиала ФГУП «Почта России», г.Тула, о пересмотре постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.03.2009 по делу №А68-9775/07-12/7 по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено.

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.03.2009 по указанному делу отменено.

Дело назначено к повторному рассмотрению в судебном заседании.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее,  установлено следующее.

13 мая 1998 года между Комитетом по управлению имуществом Тульской области (собственник) и государственным учреждением «Управление Федеральной почтовой связи Тульской области Государственного комитета РФ по связи и информатизации» (далее – ГУ УФПС) заключен договор №72-98 о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления.

Согласно условиям договора в состав передаваемого ГУ УФПС на праве оперативного управления имущества вошло и здание по адресу: Тульская область, г.Кимовск, ул.Бессолова, 4.

Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2002 №1227 создано ФГУП «Почта России», основано на праве хозяйственного ведения.

Пунктом 2 указанного распоряжения Минимуществу России по согласованию с Минсвязи России поручено определить состав федерального имущества, подлежащего закреплению за указанным субъектом.

В соответствии с распоряжением Минимущества России от 10.07.2003 №3100-р из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУ УФПС, исключены объекты в соответствии с приложением к данному распоряжению, для дальнейшей передачи их ФГУП «Почта России». В число таких объектов вошло и спорное здание.

1 июля 2007 года имущество передано  ФГУП «Почта России».

2

2, расположенное в здании по адресу: Тульская область, г.Кимовск, ул.Бессолова, 4.

30 июня 2006 года стороны подписали дополнительное соглашение, в соответствии с которым внесли изменения в основной договор и указали  арендодателем ФГУП «Почта России». Пунктом 2 этого дополнения стороны констатировали переход к указанному лицу прав и обязанностей арендодателя с 01.07.2004.

В дальнейшем аналогичное соглашение было заключено непосредственно между государственным учреждением «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Кимовского района Тульской области» и ФГУП «Почта России».

Полагая, что в нарушение действующего законодательства ФГУП "Почта России" без согласия собственника сдало в аренду нежилое помещение федеральной формы собственности, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, безосновательно взимает арендную плату в свою пользу, ТУ ФАУФИ по Тульской области обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований полностью, суд первой инстанции исходил из пропуска заявителем срока исковой давности по оспариванию сделки  по передаче в аренду спорного имущества, а также из того, что согласно дополнительному соглашению от 30.06.2004 права по договору аренды от 02.02.2004 №5 перешли ФГУП «Почта России», поэтому последнее правомерно получало доход от использования федерального имущества.

В суде апелляционной инстанции истец отказался от части исковых требований в сумме 4 277, 32 руб. и просил взыскать с ФГУП «Почта России» 35 207,62 руб. неосновательного обогащения, полученного в период с января 2005 г. по декабрь 2007 г.

Частично отменяя решение суда, апелляционная инстанция удовлетворила заявленные требования и взыскала с ответчика указанную сумму в доход федерального бюджета.

Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о ничтожности заключенного договора аренды ввиду его несоответствия требованиям законодательства, однако по причине  пропуска  истцом срока исковой давности по требованию о признании сделки ничтожной, не нашел оснований для удовлетворения иска в указанной части.

Соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции о ничтожности оспариваемого договора аренды и пропуске истцом срока исковой давности по указанному требованию, кассационная инстанция полагает ошибочными выводы о неосновательном обогащении ФГУП «Почта России» исходя из следующего.

Статьей 608 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно статье 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

При этом в силу статьи 296 упомянутого Кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период времени, предусматривался запрет на отчуждение учреждением или распоряжение им иным образом закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных учреждению по смете.

В силу ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п.2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность распоряжения недвижимым имуществом, закрепленным за учреждением или унитарным предприятием, только при условии наличия специального согласия собственника соответствующего имущества.

Согласно п.3.1. Устава ФГУП «Почта России» имущество предприятия находится в федеральной собственности.

Подпунктами 2, 11 пункта 6 Положения о Министерстве имущественных отношений РФ» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2002 №377 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных отношений РФ») определены задачи  Министерства имущественных отношений РФ, которое, в частности, осуществляет от имени Российской Федерации в установленном порядке управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством РФ к компетенции других органов; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, дает в установленном порядке согласие на продажу, сдачу в аренду, передачу в залог и внесение в качестве вклада в уставные (складочные капиталы хозяйственных обществ и товариществ недвижимого имущества, принадлежащего указанным предприятиям на праве хозяйственного ведения, а также на распоряжение указанным имуществом иным способом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции иных органов государственной власти.

Таким образом, на момент заключения оспариваемого договора полномочиями на дачу согласия для передачи федерального имущества в аренду обладало Министерство имущественных отношений РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 №739  "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" право на реализацию в отношении недвижимого имущества полномочий собственника от имени Российской Федерации возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом (п.п.1, 5.3, 5.14, 6.9) (утратило силу с 16.06.2008), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 №691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также  в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий; осуществляет согласование сделок с недвижимым имуществом; обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлением от имени РФ в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ, по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.

Следовательно, в силу прямого указания нормативных актов полномочиями по распоряжению недвижимым федеральным имуществом наделен истец, как собственник данного имущества.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что спорное имущество было передано в аренду с согласия собственника.

При этом суд правомерно не принял в качестве такого согласия акт о передаче прав арендодателя по договорам аренды от Комитета по управлению имуществом Тульской области к ГУ УПФС Тульской области, поскольку данный акт был подписан в отношении действующих на тот момент арендных сделок и не мог распространяться на договоры, которые будут заключаться ГУ УПФС Тульской области в последующем.

В связи с вышеизложенным, суд пришел к правильному выводу о недействительности по причине ничтожности (в силу ст. 168 ГК РФ) спорного договора аренды с дополнительным соглашением к нему от 30.06.2004.

Вместе с тем, вывод суда о неосновательном обогащении ФГУП «Почта России» является ошибочным исходя из следующего.

Обосновывая вывод о неправомерности получения предприятием арендной платы за спорный период с января 2005 по декабрь 2007 года ссылками на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и ежегодно издаваемых федеральных законов о федеральном бюджете, суд апелляционной инстанции не учел, что положения бюджетного законодательства определяют не содержание прав государственных унитарных предприятий на доходы, полученные ими от использования имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, а устанавливают особенности учета этих средств. Предусмотренный нормами бюджетного законодательства порядок учета таких доходов не изменяет закрепленный Кодексом объем прав унитарного предприятия на эти доходы.

Таким образом, при рассмотрении требования о взыскании неосновательного обогащения, заявленного в рамках настоящего дела, подлежали применению нормы не бюджетного, а гражданского законодательства.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 40 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ и иными законами.