ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 сентября 2009 года  Дело N А68-984/2009

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Шелудяева В.Н.

Судей

Маргеловой Л.М.

Егорова Е.И.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «ДИС-1»

не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,

от Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам

не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДИС-1» на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.05.2009 (судья Андреева Е.В.) по делу № А68-984/09,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ДИС-1» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам (далее – Департамент) от 19.11.2008 о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ 80025 ТЭ.

Решением суда от 15.05.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, 02.10.2007 Департаментом была выдана Обществу лицензия ТУЛ 80025 ТЭ на право пользования участком недр с целью геологического изучения недр в контуре горного отвода и добычи строительных песков на Борятинском участке в Воловском районе Тульской области сроком до 31.12.2012.

Согласно Условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии, Обществу необходимо было:

- в срок до 01.03.2008 оформить в установленном порядке документы на право пользования земельным участком и произвести их регистрацию. Копии документов представить в ФГУ «ТФИ по Центральному федеральному округу» и его Тульский филиал (п.4.4);

- ежегодно в срок до 15 января представлять в Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам совместно со статистической отчетностью по форме №5-гр сведения о выполнении условий пользования недрами о лицензии за прошедший год (п. 12.2).

Департаментом 22.05.2008 в адрес Общества направлено уведомление за №23-01-15/636 о невыполнении указанных требований и о возможности досрочного прекращения лицензии в случае не устранения данных нарушений в трехмесячный срок.

Письмом от 27.05.2008 Общество сообщило Департаменту о том, что 22.05.2007 составлен договор на разработку участка строительных песков с СПК «Борятино». В случае определения фактического потребителя песка из Борятинского карьера СПК «Борятино» представит Обществу всю необходимую документацию для заключения с ним земельного отвода под карьер в аренду (разд. п.2.2.2, п. 3.1. договора с СПК «Борятино»). Работы по вскрытию и добыче полезного ископаемого пользователем недр планируется начать после проведения тендора по строительству автодороги Москва-Дон и наличия потребителей песка. В соответствии с п. 12.2 лицензионных условий Общество представит Департаменту полную информацию о выполнении лицензионных условий до 15.01.2009.

Посчитав, что пользователем недр существенно нарушены условия лицензии ТУЛ 80025 ТЭ, Департаментом принято решение от 19.11.2008 о досрочном прекращении её действия.

Не согласившись с указанным решением, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из того, что ООО «ДИС-1» в установленные сроки не были выполнены обязательства, предусмотренные п.п. 4.4, 12.2 Условий пользования недрами, то есть существенные условия лицензии.

Кассационная инстанция полагает, что при вынесении обжалуемого решения судом не было учтено следующее.

Пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Следовательно, рассматривая настоящее дела, арбитражный суд не мог ограничиваться формальной констатацией факта нарушения Обществом условий лицензии без исследования существа этих нарушений и их последствий.

По смыслу законодательства, нарушением существенных условий лицензии являются такие нарушения, которые носят неустранимый характер, препятствуют дальнейшей обработке месторождения, либо грубо нарушают интересы государства и иных лиц.

Обязанность доказать наличие таких обстоятельств в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на Департамент.

Между тем, документов, свидетельствующих о том, что допущенные Обществом нарушения носят существенный характер в деле не представлено.

Согласно части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Согласно ст. 12 Закона от 02.02.1998 № 78-ЗТО «О недропользовании» пользователь недр имеет право в том числе использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии.

При этом в лицензии ТУЛ 80025 ТЭ прямо указано, что право на пользование земельными участками получено от собственника земли СПК «Борятино» Воловского района на основании договора на разработку строительных песков от 22.05.2007.

Пунктом 2.2.2 данного договора предусмотрено обязательство СПК «Борятино» предоставить Обществу документацию по земельному участку и оказать помощь в оформлении земельного отвода под карьер в аренду.

Таким образом, Обществом предприняты необходимые меры для оформления земельного участка в аренду.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что СПК «Борятино» не выполнило обязательства по указанному договору в деле не представлено.

Учитывая изложенное, не оформление Обществом документов на право пользования земельным участком до момента утверждения проекта проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр на основании лицензии ТУЛ 80025 ТЭ, не могло признаваться судом нарушением существенных условий лицензии.

Кроме того, судом не учтено, что согласно параграфу 17 Инструкции по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам 5-гр и 5-гр (уголь), утвержденной Мингео СССР 04.11.1971 (приложение 1 к приказу Мингео СССР от 29.11.1971 № 558) (далее - Инструкция) отчетный баланс запасов по формам N 5-гр и 5-гр (уголь) составляется горно-добывающими предприятиями и геолого-разведочными организациями по данным первичного геолого-маркшейдерского учета запасов, по данным подсчета запасов и годовых отчетов предприятий и геолого-разведочных организаций, а также с учетом протоколов ГКЗ СССР (ТКЗ) по утверждению запасов.

Предприятия и геолого-разведочные организации должны представлять отчетный баланс запасов полезных ископаемых в законченном виде с подведением всех итогов по объектам учета, видам запасов и по способам отработки (параграф 33 Инструкции).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 № 215 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации» государственная отчетность представляется по запасам основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, выявленным в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшим государственную экспертизу или получившим геолого-экономическую оценку и поставленным на учет в установленном порядке.

Исходя из приведенных норм, не разведанные и не поставленные в установленном порядке на баланс запасы полезных ископаемых учету не подлежат, а следовательно, Общество не могло представить отчетность по форме 5-гр и данное обстоятельство не могло расцениваться судом как нарушение пользователем недр существенных условий лицензии.

Кроме того, постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 №110 по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации утверждены формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе МПР России.

В соответствии с указанным постановлением годовую статистическую отчетность по форме №5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» представляют пользователи недр до 5 февраля.

Правоотношения, связанные с представлением отчетности, носят публичный характер и не могут быть изменены соглашением сторон.

Условиями пользования недрами (приложение к лицензии ТУЛ 80025ТЭ) изменены как сроки представления отчетности, так и субъекты, которым предоставляется такая отчетность.

При таких обстоятельствах выводы Департамента о нарушении недропользователем пункта 12.2 Условий пользования недрами являются необоснованными.

Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако, судом неправильно истолкованы нормы материального права, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества о признании незаконным решения Департамента о досрочном прекращении действия лицензии на право пользования недрами.

Ввиду удовлетворения кассационной жалобы государственная пошлина по жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату Обществу из федерального бюджета, поскольку Департамент от уплаты государственной пошлины освобожден.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 15.05.2009 по делу №А68-984/09 отменить.

Требование общества с ограниченной ответственностью «ДИС-1» удовлетворить.

Признать недействительным решение Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам от 19.11.2008 о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ 80025 ТЭ.

Обязать Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам восстановить обществу с ограниченной ответственностью «ДИС-1» право пользования недрами на основании лицензии ТУЛ 80025 ТЭ.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ДИС-1» государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 21.07.2009 № 11.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     В.Н. Шелудяев

     Судьи

     Л.М. Маргелова

     Е.И. Егоров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка