ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2010 года Дело N А40-50910/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Е.А. Солоповой
Судей Т.Т.Марковой, М.С.Сафроновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А.Корсаковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.09.2010
по делу № А40-50910/10-142-280, принятое судьей Е.Ю.Филиной
по заявлению ООО «БМВ Русланд Трейдинг»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области
о признании недействительным решения в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился, извещен
от заинтересованного лица – Н.С.Липинская
УСТАНОВИЛ:
ООО «БМВ Русланд Трейдинг» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (далее – налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) № 09-23/24 от 29.07.2009 в части доначисления налога на прибыль, пени и штрафа, относящихся к эпизодам по пунктам 1.1 и 1.3.
Арбитражный суд города Москвы решением от 02.09.2010 удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на выводы, приведенные в обжалуемом обществом решении.
В отзыве общество просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2010 не имеется.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 и принято решение об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности от 29.07.2009 № 09-23/24.
Управлением Федеральной налоговой службы по городу Москве решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя – без удовлетворения; решение инспекции признано вступившим в силу (решение от 01.02.2010 № 16-16/11374).
В ходе налоговой проверки в оспариваемой заявителем части, инспекцией установлено, что общество в нарушение п. 1 ст. 252 НК РФ, п.п. 28 п. 1 и 4 ст. 264 НК РФ и ст. 3 Федерального закона «О рекламе» включило в состав расходов при исчислении налога на прибыль затраты по агентским договорам, заключенным с дилерами, и за оказание услуг ЗАО «РА Видео Интернэшнл». По мнению инспекции, обществом осуществлялась рекламная деятельность в пользу третьих лиц – официальных дилеров. Инспекция признала экономически необоснованными такие расходы заявителя.
Признавая необоснованными данные выводы инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель понес по произведенным затратам экономически оправданные и документально подтвержденными расходы.
Оценив представленные доказательства по делу, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела следует и установлено судами, что основными видами деятельности заявителя являются импорт и реализация на территории РФ автомобилей, мотоциклов, запчастей, комплектующих и иной сопутствующей продукции. Заявитель является эксклюзивным дистрибьютором и единственным официальным импортером транспортных средств и сопутствующей продукции с товарным знаком «БМВ» на территории России.
Заявителем в проверяемый период были заключены агентские договоры с ОАО «Автодом», ООО «Автопорт-М», ООО «Балтавтотрейд-М», ООО «Автомобили Баварии», ЗАО «Азимут СП» и ООО «Борис Хоф».
В соответствии с агентскими договорами агент (дилер) от своего имени, но за счет принципала (заявителя) оказывает рекламные услуги путем организации и проведения рекламных мероприятий, в том числе, путем размещения в печатных и/или электронных средствах массовой информации рекламных материалов в отношении товаров принципала.
Расходы дилеров подлежали компенсации заявителем. При этом за оказание рекламных услуг заявителем уплачивалось соответствующее вознаграждение, размер которого устанавливался в отчетах об оказании рекламных услуг (п. 2.2.3 и 3 агентских договоров).
Заявителем в подтверждение довода о повышении доходов общества в материалы дела представлены налоговые декларации по налогу на прибыль заявителя за 2005-2007 гг. Согласно представленным в материалы дела доказательствам доходы заявителя от реализации составили: за 2005 – 13 338 691 445 руб., за 2006 – 17 005 13 661 руб., за 2007 – 27 006 581 237 руб.
Заключение агентских договоров, основанных на условиях дилерских договоров, было направлено на создание и расширение дилерской сети, а также продвижение транспортных средств «БМВ» на российском рынке, включая обеспечение единой рекламной политики «БМВ», маркетинговую поддержку и стимулирование сбыта.
Рассматриваемые расходы заявителя понесены в рамках функционирования вертикальной маркетинговой системы БМВ в России, направленной на получение максимальной прибыли всех ее участников, и являются рекламными.
Заявителем в проверяемый период также был заключен с ЗАО «РА Видео Интернэшнл» (далее - агентство) договор на оказание рекламных услуг от 31.05.2004 № РВ-380/0504. Условия и сроки оказания конкретных рекламных услуг устанавливались в отдельных приложениях к договору на оказание рекламных услуг. Факт оказания рекламных услуг оформлялся актом сдачи-приемки, где устанавливалась стоимость выполненных услуг. Расходы агентства подлежали возмещению заявителем.
Документы по взаимоотношениям с указанным контрагентом представлены заявителем в материалы дела (приложения к договору, акты сдачи-приемки, счета, счета-фактуры, платежные поручения).
Согласно актам сдачи-приемки № РВ-1572/0706 от 12.07.2006, № РВ-2878/1106 от 23.11.2006, № РВ-1011/0406 от 30.04.2006, № РВ-160/0106 от 31.01.2006 , № РВ-1013/0406 от 30.04.2006 , № РВ-1751/0706 от 31.07.2006, № РВ-2353/1006 от 02.10.2006, № РВ-2385/1006 от 03.10.2006, № РВ-2738/1106 от 03.11.2006 агентство осуществляло централизованную рекламу товаров «БМВ» с указанием на транспорантах-перетяжках как информации о товарном знаке «БМВ» и товарах «БМВ», так и о конкретном дилере, у которого могут быть приобретены рекламируемые товары.
Проведение централизованного рекламирования товарного знака «БМВ» и транспортных средств «БМВ», в частности, путем заключения договора с рекламным агентством, позволило достичь цели стимулирования сбыта, построения эффективных отношений с дилерами, расширения дилерской сети, обеспечения единой рекламной политики и увеличения объемов продаж и прибыли заявителя.
В соответствии с п.п. 28 п. 1 и 4 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
Суды, рассматривая данный спор, исходят из того, что расходы заявителя соответствуют критериям, установленным статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверка целесообразности принимаемых при осуществлении экономической деятельности решений не является предметом судебного контроля, а опровержение содержания представленных налогоплательщиком в подтверждение уменьшения налоговой базы документов возможно только путем доказывания наличия в таких действиях налогоплательщика необоснованной налоговой выгоды.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 № 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.
Налоговым органом претензий к оформлению и документальному подтверждению понесенных заявителем расходов не заявлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности уменьшения заявителем налоговой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, понесенных по агентским договорам с дилерами и за оказание услуг ЗАО «РА Видео Интернэшнл».
При названных обстоятельствах оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 02.09.2010, в связи с чем апелляционная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.09.2010 по делу № А40-50910/10-142-280 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
Е.А. Солопова
Судьи
Т.Т.Маркова
М.С.Сафронова
28
00.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка