ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2009 года Дело N А40-51169/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей Свиридова В.А., Якутова Э.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коваленко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО ГСК «Альгис»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2009 по делу №А40-51169/09-84-249 судьи Бородуля Т.С.
по заявлению ЗАО ГСК «Альгис»
к Правительству Москвы
третье лицо: Префектура СЗАО г.Москвы
о признании незаконным распоряжения,
при участии:
от заявителя: Ляхин В.А. 45 01 815317, решение №2 от 12.05.2008, Завьялов М.Ю. по доверенности от 07.02.2009, паспорт 46 01 755986
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л:
ЗАО ГСК «Альгис» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, с учетом изменения предмета спора в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным Распоряжения Правительства г.Москвы от 28.01.2009 №108-РП.
Решением от 20.07.2009 Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что оспариваемое распоряжение прав и законных интересов заявителя в сфере осуществляемой им деятельности не нарушает.
ЗАО ГСК «Альгис» с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что оспариваемое распоряжение противоречит инвестиционному контракту от 27.11.2001 №178, заключенному между АОЗТ ГСК «Альгис» и Правительством Москвы, а также нарушает права ЗАО «Альгис» на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.
Представители ответчика и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседании не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не представили, в связи с чем, при отсутствии возражений со стороны заявителя, дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ, в отсутствие названных сторон по делу.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения заявителя, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18.04.1995 года №318-ППМ «О программе массового строительства в г.Москве многоэтажных гаражей-стоянок» АОЗТ ГСК «Альгис» (ЗАО «Альгис») предоставлен в аренду земельный участок по адресу: г.Москва, ул.Твардовского, вл.10 для строительства многоэтажного гаража-стоянки на 300 машиномест.
27.11.2001 между правительством Москвы, в лице Префекта СЗАО г.Москвы и ЗАО ГСК «Альгис» (инвестор) был подписан Инвестиционный контракт №178, согласно которого ЗАО ГСК «Альгис» обязался за счет собственных либо привлеченных средств, реализовать инвестиционный проект по строительству 4-х этажного гаражно-сервисного комплекса «Альгис» на 312 машиномест, на площадке по адресу: г.Москва, ул.Твардовского, вл.10.
Вышеуказанный инвестиционный контракт был заключен на условиях и в соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 12.03.1996 №216-ППМ «О программе массового строительства многоэтажных гаражей на 500 000 машиномест и организации ее выполнения».
Распоряжением Правительства Москвы от 28.01.2009 №108-РП «Об итогах реализации инвестиционного проекта строительства многоэтажного гаража-стоянки по адресу: ул.Твардовского, вл.10» в целях завершения реализации инвестиционного проекта строительства многоэтажного гаража-стоянки по адресу: ул.Твардовского, вл.10 предписано: установить срок строительства объекта по адресу: ул.Твардовского, д.8, корп.3 - 31 декабря 2003 года без штрафных санкций; пунктом 2 распоряжения: Префектуре СЗАО г.Москвы подготовить и представить в Департамент г.Москвы по конкурентной политике для оформления, организации подписания и учетной регистрации в Едином реестре контрактов и торгов г.Москвы: согласованный проект дополнительного соглашения к инвестиционному контракту от 27.11.2001 №178 на условиях настоящего Распоряжения, в том числе с учетом п.2.2 настоящего распоряжения, с приложением установленного комплекта документов, заменив в п.2.2 Инвестиционного контракта «в 4-м квартале 2002г.», словами «в 4-м квартале 2003г.», слова «312 машиномест» словами «386 машиномест».
Пунктом 2.2 Распоряжения предусмотрено предоставить согласованный проект акта о результатах реализации инвестиционного контракта после сдачи объекта в эксплуатацию и предоставления инвестором необходимого пакета документов.
Пунктом 3 распоряжения установлено распределение площадей объекта (п.1) – 15% машиномест и площади общего пользования гаража-стоянки в собственность горда Москвы в лице Департамента имущества города Москвы; - 85% машиномест и площади общего пользования гаража-стоянки, а также 100% площади помещений сервисных служб - в собственность инвестора – ЗАО ГСК «Альгис»; 40% площади встроено-пристроенных нежилых помещений в собственность города в лице Департамента имущества города Москвы, 60% встроено-пристроенных нежилых помещений в собственность инвестора ЗАО ГСК «Альгис».
Пунктом 4 распоряжения ЗАО «Альгис» предписано в месячный срок после оформления акта о результатах реализации инвестиционного проекта представить в Департамент имущества г.Москвы полный пакет документов, необходимых для регистрации права собственности г.Москвы на свою долю в объекте в ЕГРП.
Считая, что указанное распоряжение нарушает права и законные интересы ЗАО ГСК «Альгис», заявитель обратился в суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Принимая оспариваемое решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемым распоряжением не нарушаются права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции и считает его ошибочным.
В соответствии с п.10 постановления Правительства Москвы от 12.03.1996 №216-ППМ «О программе массового строительства многоэтажных гаражей на 500 000 машиномест и организации ее выполнения», инвестор имеет право на 85% площади машиномест и 100% площади сервисных служб на принятом в эксплуатацию объекте. Инвестор обязался передать Администрации 15% площади машиномест для предоставления очередникам по себестоимости.
Аналогичное положение установлено и в п.3.2 инвестиционного контракта от 27.11.2001 №178, заключенного между ЗАО ГСК «Альгис» и Правительством Москвы. При этом, распределение долей между городом Москвой и инвесторами иных площадей объекта (встроено-пристроенные помещения, площади общего пользования) вышеуказанным инвестиционным контрактом не предусматривалось.
Между тем, пунктом 3 оспариваемого распоряжения Правительства от 28.01.2009 №108-РП предусмотрено иное распределение долей собственности – 15% машиномест и площади общего пользования гаража-стоянки и 40% площади встроено-пристроенных нежилых помещений – в собственность города Москвы в лице Департамента имущества города Москвы.
Как следует из материалов дела, на момент издания распоряжения правительства Москвы от 28.01.2009 №108-РП инвестиционный контракт от 27.11.2001 №178, в соответствии с его условиями, был реализован в полном объеме. Гараж-стоянка был сдан в эксплуатацию.
С учетом изложенного, следует признать, что распределение долей собственности в соответствии с п.3 оспариваемого распоряжения Правительства от 28.01.09 №108-РП нарушает условия инвестиционного контракта от 27.11.2001 №178, а также права ЗАО ГСК «Альгис» на результат инвестиционной деятельности.
В обоснование заявленных требований, ЗАО ГСК «Альгис» ссылается также на не исполнение Правительством Москвы пунктов 3.4, 4.3 инвестиционного контракта от 27.11.2001 №178, согласно которых после завершения строительства и сдачи объекта Государственной комиссии, инвестор в обязательном порядке оформляет право собственности на Объект на условиях, определенных настоящим контрактом; инвестор имеет право на 85% площади машиномест и 100% площади сервисных служб на принятом в эксплуатацию объекте. Инвестор обязуется передать Администрации 15% площади машиномест для предоставления очередникам по себестоимости. Пунктом 4.3 Контракта установлено, что оформление прав собственности на объект осуществляется в течение трех месяцев с момента утверждения Акта приемочной комиссии по приемке объекта.
Вместе с тем Акт о реализации вышеуказанного инвестиционного контракта Правительством Москвы не подписан, обязательства по контракту Правительством Москвы не исполнены, в связи чем, ЗАО ГСК «Альгис» несет значительные убытки, связанные с содержанием доли машиномест подлежащих передаче городу Москве.
Как усматривается из материалов дела, заявитель неоднократно обращался в адрес Правительства Москвы с предложением подписать Акт о реализации вышеуказанного инвестиционного контракта, с приложением пакета документов, однако ответчик от подписания Акта уклонился.
Данное обстоятельство подтверждается также решением арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2009 по делу №А40-11128/09-40-130, приобщенным судом апелляционной инстанции к материалам настоящего дела. Указанным решением арбитражный суд обязал Правительство Москвы исполнить обязательства, установленные п.п.3.4, 4.3, Инвестиционного контракта от 27.11.2001 №178 и подписать с ЗАО ГСК «Альгис» Акт о результатах реализации инвестиционного контракта, согласно его условий.
Вышесказанное позволяет прийти к выводу о нарушении оспариваемым распоряжением Правительства Москвы от 28.01.2009 №108-РП прав и законных интересов заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу ч.1 ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ является основанием для признания оспариваемого распоряжения недействительным и удовлетворения заявленных требований.
При таких данных, решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2009 по делу №А40-51169/09-84-249 отменить.
Признать недействительным распоряжение Правительства Москвы от 28.01.2009 №108-РП «Об итогах реализации инвестиционного проекта строительства многоэтажного гаража-стоянки по адресу: ул.Твардовского, вл.10».
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
Л.А.Москвина
Судьи
В.А.Свиридов
Э.В.Якутов
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка