ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2008 года Дело N А40-5580/2008
Резолютивная часть постановления объявлена «19» июня 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме «26» июня 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
судей Е.А.Солоповой, Н.О.Окуловой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьёй Р.Г.Нагаевым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИФНС России по КН №7
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.04.2008 г.
по делу № А40-5580/08-151-12, принятое судьёй Г.С.Чекмарёвым
по заявлению ОАО «Московская сотовая связь» (ОАО «МСС»)
к МИФНС России по КН № 7
третье лицо – Управление № 4 ГУ ПФР по г.Москве и Московской области,
о признании частично недействительным решения от 09.11.2007 г. № 20,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Е.В.Поздняковой по дов. от 18.02.2008 г. № 70/2008, О.И. Гаврилова по дов. от 17.01.2008 г. № 29/2008, М.А.Федорова по дов. от 07.03.2008 г. б/н
от заинтересованного лица – Е.А.Тё по дов. от 31.03.2008 г. № 58-07/5984
от третьего лица – не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л:
Решением от 30.04.2008 г. Арбитражный суд г. Москвы заявленные ОАО «Московская сотовая связь» (ОАО «МСС») требования удовлетворил полностью.
Решение инспекции от 09.11.2006 года № 20 признано недействительным в части: подпункта «а» пункта 1, в части привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа по единому социальному налогу (с учетом переплаты по лицевому счету) в сумме 847 416,89 рублей; пункта 2, в части начисления пени по единому социальному налогу в сумме 773 216,32 рублей; выводов налогового органа о завышении обществом убытков по налогу на прибыль за 2004 год в сумме 24 338 142,06 рублей и доначисления налога на прибыль в сумме 4 510 981,64 рубль; доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 6 629 628,37 рублей; уменьшения обществом сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 2004-2006 годы на 819 244, 55 рублей; доначисления единого социального налога в сумме 4237836,76 рублей; доначисления за 2005-2006 годы 1 687 876, 74 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС); начисления 156 314,77 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС); начисления 316 590,69 руб. штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС).
Заинтересованное лицо не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных заинтересованным лицом требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки налоговым органом был составлен акт проверки № 16 от 08.10.07 г. и вынесено решение от 09.11.07 г. № 20 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».
В оспариваемом решении налоговый орган сделал вывод о занижение заявителем налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость за 2004-2006 годы на сумму заниженных обществом доходов от реализации услуг по пропуску входящего трафика на сеть общества в рамках действующих в проверяемый период договоров с операторами ОАО «Вымпелком», ЗАО «Соник Дуо» и ОАО «МТС», что привело к завышению обществом убытка по налогу на прибыль в 2004 году на сумму 12 547 670, 42 руб. и неуплате налога на прибыль, исчисляемого по ставке 24 % в 2005-2006 годах в размере 4 281 935,11 руб., в том числе за 2005 года в сумме 3 418 661, 62 руб., 2006 год в сумме 863 273, 49 руб., налога на добавленную стоимость в размере 5 470 032, 04 руб.
При этом налоговый орган ссылается на то, что общество в нарушение Постановления Правительства РФ от 17 октября 1997 года № 1331, Постановления Правительства РФ от 19 октября 1996 года № 1254, Постановления Правительства РФ от 28 марта 2005 года № 161, утвердившего «Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» оказывало услуги по организации межсетевого взаимодействия операторам сотовой связи ОАО «Вымпелком», ЗАО «Соник Дуо» и ОАО «МТС», по фиксированным тарифом, установленным соглашением сторон в договорах, без учета фактически пропущенного трафика, что было квалифицировано инспекцией как отклонение применяемых налогоплательщиком цен от рыночных цен по идентичных услугам, более чем на 20 % (подпункт 4 пункта 2 статьи 40 Налогового Кодекса Российской Федерации), в связи с чем, налоговый орган доначислил обществу налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, рассчитав их сумму исходя из средней цены пропуска одной минуты межсетевого трафика и минимального коэффициента входящих минут на каждого абонента общества.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа по следующим основаниям.
Довод налогового органа об отклонении цен на услуги оказываемые обществом более чем на 20 % от рыночных цен откланяется.
В соответствии с пунктом 13 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41, № 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с определением цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, суду следует исходить из того, что указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом в этих целях только в случаях, указанных в пункте 2 статьи 40 Кодекса. В иных случаях Налоговый орган не вправе оспаривать для целей налогообложения цену товаров, работ, услуг, указанную сторонами в сделке. Несоответствие применяемых налогоплательщиком цен за оказанные услуги требованиям отраслевого законодательства, в пункте 2 статьи 40 Кодекса не указано.
Кроме того, согласно действовавшим в указанный период п.п. 3, 14, 15 Основных положений ведения взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, за предоставляемые сетевые ресурсы и участие в передаче нагрузки этих сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1331 от 17.10.97 г. операторам связи было предоставлено право самостоятельно определять размер цены на услуги связи, исходя как из единицы трафика, так и из единицы используемых технических ресурсов, в связи с чем, стоимость услуг общества по пропуску трафика ОАО «Вымпелком», ЗАО «Соник Дуо» и ОАО «МТС» определялась за использование точки присоединения сетей сторон.
Согласно пункта 3 Основных положений расчет конкретных цен (такс) на взаимопредоставляемые сетевые ресурсы и участие в предоставлении сетевых услуг осуществляется взаимодействующими операторами самостоятельно на основании лицензий, проектно-сметной документации, технико-экономических показателей операторов, рекомендаций и методик, определяемых ФСЕМС России. Расчетные цены (таксы) включаются в договор, заключаемый операторами.
В соответствии с пунктом 14 Основных положений для осуществления взаиморасчетов между операторами могут использоваться как единица трафика, единица доходов, так и единица технических средств (ресурсов): 1 соединительная линия (исходящая и входящая), 1 канал, 1 точка подключения и другие единицы технических средств связи. Выбор применяемой единицы взаиморасчетов осуществляется по соглашению между операторами.
Решение налогового органа не содержит ссылок на проведенный инспекцией в ходе проверки и при принятии решения анализ цен на услуги связи по пропуску входящего трафика, применяемых обществом в период 2004-2006 года, на предмет отклонения цен на услуги связи по пропуску входящего трафика, оказанных ОАО «МСС» ОАО «Вымпелком», ЗАО «Соник Дуо» и ОАО «МТС», от цен на эти же услуги связи иным операторам связи. Рыночные цены, имевшие место в указанный период инспекцией не приводятся.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применение общество при проведении межоператорских взаиморасчетов фиксированный ежемесячный тариф за пользование одной единицей технических средств (сетевых ресурсов) - точкой присоединенения сетей, соответствует пункту 14 Основных положений, а также пункту 15, в соответствии с которым взаиморасчеты операторов включают в себя плату за пользование сетевыми ресурсами (пропуск местного трафика). В данном случае налогооблагаемой базой является плата за пользование сетевым ресурсом - точкой присоединения сетей. При использовании единицы технических средств в качестве единицы межоператорских взаиморасчетов, стоимость услуг по пропуску трафика не зависит от количества минут пропущенного трафика.
ОАО «Вымпелком», ЗАО «Соник Дуо» и ОАО «МТС» также применяли при проведении межоператорских взаиморасчетов с обществом аналогичный фиксированный ежемесячный тариф за пользование одной единицей технических средств (сетевых ресурсов) - точкой присоединения сетей. В период 2004-2005 гг. общество имело договоры с иными операторами связи, в которых при проведении межоператорских взаиморасчетов применялись фиксированные ежемесячные тарифы за пользование одной единицей технических средств (сетевых ресурсов) - точкой присоединения сетей. Указанные договоры были проверены налоговым органом при проведении проверки, но претензии по порядку проведения взаиморасчетов к налогоплательщику не предъявлялись, что инспекцией не опровергается.
С 01 января 2006 года действие Основных положений отменено Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2005 года № 627 «О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования». При этом, с 01.01.06 г. Правительством РФ установлены правила регулирования цен на услуги связи, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования.
Общество и его контрагенты ОАО «МСС» - ОАО «Вымпелком», ЗАО «Соник Дуо» и ОАО «МТС» - не относятся к операторам, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, что не отрицается налоговым органом.
С 01 января 2006 года оказание услуг связи по пропуску трафика от сетей операторов сотовой связи на собственную сеть налогоплательщика осуществляется согласно «Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 года №161.
Согласно пункта 40 Правил присоединения сетей стороны должны согласовать перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, а также цены на них. При этом, прямого требования о том, что цена на услугу по пропуску трафика должна определяться за каждую минуту пропущенного трафика, данный нормативный акт не содержит.
В действовавшем в январе, феврале 2006 г. договоре между обществом и ОАО «МТС», по которому произведено доначисление налога на прибыль и налога на добавленную стоимость за 2006 год в оспариваемом решении налогового органа (приложение № 1 к акту выездной налоговой проверки т. 2 л.д. 123), услуги ОАО «МСС» по межсетевому взаимодействию включают в себя как услугу присоединения, так и услугу по пропуску трафика (пункт 2.1. договора, л.д. 1 том 18). Определение сторонами договора ежемесячного фиксированного тарифа (пункт 3.1. договора, л.д. 1 том 18) за оказываемые друг другу услуги не противоречит пункту 40 «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия».
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 40 Кодекса, налоговый орган вправе пересматривать установленную соглашением сторон цену при условии, что применяемая налогоплательщиком цена на 20% отличается от цены, применяемой тем же налогоплательщиком по идентичным (однородным) услугам.
Сравнение инспекцией цены разных по экономическим условиям сделок, то есть цены услуги, определенной такой единицей межоператорских взаиморасчетов как техническое средство, с ценой услуги связи, определенной другой единицей измерения - количеством минут пропущенного трафика, является нарушением условий оспаривания налоговым органом цен, установленных соглашением сторон, определенных подпунктом 4 пункта 2 статьи 40 Кодекса, где указывается, что сравниваться должны цены по идентичным сделкам.
Согласно пункта 9 статьи 40 Кодекса, при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.
В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
Согласно пункта 5 «Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ» (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. № 71), в случае выявления сделок, цены по которым более чем на 20% отклоняются от уровня цен, примененных данным налогоплательщиком в отношении идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в пределах непродолжительного периода времени, доначисление налога по этим сделкам не может производиться исходя из средней цены реализации.
Соглашением сторон был установлен ежемесячный фиксированный платеж за использование технического средства, в связи с чем, общество в целях исчисления налогооблагаемого дохода по услугам межсетевого взаимодействия не могло иметь информацию о количестве минут трафика, пропущенного через точку соединения сетей. Истребование у налогоплательщика документов, которые отсутствуют у него в силу соблюдения условий договора, и не могут являться основанием для исчисления выручки (а, следовательно, и налогов) и противоречит условиям применения Налоговым органом подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса.
При проведении проверки общество представило налоговому органу полный пакет документов об объеме услуг, оказанных обществом ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС» и ЗАО «Соник Дуо» по межсетевому взаимодействию, необходимые для исчисления налогов по условиям, определенным в договорах о межсетевом взаимодействии: период времени, за который оказывались и оплачивались услуги по фиксированному тарифу, акты оказанных услуг, документы об оплате. Налоговый орган вправе применить расчетный метод только в исключительных случаях при создании налогоплательщиком действиями (бездействием) препятствий для проверки правильности исчисления и уплаты налогов.
Суд первой инстанции установил, что при определении расчетного тарифа 0,015 доллара США (без налога на добавленную стоимость) налоговый орган использовал систему расчетов, содержащуюся в Договоре о межсетевом взаимодействии между ОАО «Вымпелком» (ОАО «КБ Импульс»), ОАО «Мегафон», ЗАО «Сонник Дуо», где применялась система расчетов за единицу трафика, и не учел существование на рынке большого количества договоров о межсетевом взаимодействии (между ОАО «МСС» и ОАО «Вымпелком» (ОАО «КБ Импульс»), ОАО «МТС», ЗАО «Сонник Дуо», ЗАО «Телмос», ЗАО «МТУ-Информ», ООО «СЦС Совинтел»), где применялась система расчетов за пользование единицей технических средств (сетевых ресурсов) - точкой присоединения сетей. Факт исполнении обязательств по данным договорам об оказании услуг связи подтверждается представленными заявителем в материалы дела договорами, счетами-фактурами, актами об оказании услуг, счета, акты взаимозачета (т. 19 л.д. 1- 138, т. 18 л.д.1-37, т. 17 л.д. 40-135).
Суд первой инстанции обосновано признал неправомерным вывод налогового органа о завышении обществом убытка по налогу на прибыль в 2004 году на сумму 12 547 670, 42 руб. и неуплате налога на прибыль, исчисляемого по ставке 24 % в 2005-2006 годах в размере 4 281 935,11 руб.: в том числе за 2005 года в сумме 3 418 661, 62 руб., 2006 год в сумме 863 273, 49 руб. (п. 1.1, стр. 1-6 оспариваемого решения Налогового органа, п. 2.1.1. акта выездной налоговой проверки), налога на добавленную стоимость в размере 5 470 032, 04 руб., в том числе в 2004 году - 2 258 580, 69 руб., в 2005 году - 2 563 996, 24 руб., 2006 году - 647 455,11 руб.
Суд первой инстанции обосновано признал неправомерным одновременное использование Налоговый орган права на перерасчет налогов по пункту 3 статьи 40 Кодекса и подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, поскольку порядок и основания реализации указанных правомочий налоговых органов различны. Осуществление налогового контроля не должно иметь произвольных оснований. Непредставление обществом Налоговому органу сведений о количестве минут трафика, пропущенного обществом при оказании услуг связи по спорным договорам, вызвано отсутствием данных сведений у налогоплательщика в силу соблюдения условий сделки. Сведения о количестве минут пропущенного трафика не могут являться основанием для исчисления выручки по услугам связи, подлежащим оплате вне зависимости от количества минут пропущенного трафика. Расчетный путь исчисления налоговым органом налогов в порядке подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса возможен только в исключительных случаях при создании действиями (бездействиями) налогоплательщика исчислить налог в установленном законом порядке. В данном случае такого бездействия налогоплательщиком не осуществлялось.
Суд первой инстанции правомерно отклонил, довод заинтересованного лица о том, что обществом занижена налоговая база по налогу на прибыль за 2004-2005 г.г. на сумму расходов по оплате услуг за пропуск исходящего международного телефонного голосового трафика общества по сетям операторов: ОАО «Центральный телеграф», ООО «СЦС Совинтел», ЗАО «Комстар», ЗАО «Телмос», ЗАО «Компания МТУ-Информ», - в размере 841 203, 76 руб., в т.ч. 2004 г. - в сумме 675 813. 65 руб., за 2005 год - в сумме 165 390, 11 руб., что привело к завышению убытка общества в 2004 году на 675 813, 65 руб. и неуплате обществом в 2005 году налога на прибыль, исчисляемого по ставке 24 %, в сумме 39 693, 63 руб. (п. 1.2., стр.6-8 оспариваемого решения Налогового органа, п. 2.1.2. Акта выездной налоговой проверки).
По мнению налогового органа в нарушение статей 252, 253 Кодекса обществом в состав расходов для целей налогообложения прибыли в 2004-2005 годах необоснованно включены суммы оплаты в указанных выше размерах за пропуск международного трафика по сетям операторов ОАО «Центральный телеграф», ООО «СЦС Совинтел», ЗАО «Комстар», ЗАО «Телмос», ЗАО «Компания МТУ-Информ», не обладающих международными телефонными станциями сети связи общего пользования РФ, поскольку указанные расходы не могут являться затратами, непосредственно связанными с оказанием услуг, обусловленными технологией и организацией пропуска международного трафика при оказании услуг связи, и, следовательно, указанные расходы являются экономически необоснованными.
Как установил суд первой инстанции, при оказании услуг связи иными операторами, не являющимися ОАО «Ростелеком» или ОАО «МТТ», общество не допускало нарушения действующего законодательства о связи, так как условиями лицензий налогоплательщика предусмотрено, что предоставление услуг международной связи осуществляется только по сети связи общего пользования, а услуги, оказанные обществом по пропуску исходящего международного телефонного голосового трафика, оказывались исключительно по сетям операторов связи сети общего пользования, на что прямо указывается в договорах на услуги связи (том 22 л.д. 1).
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что установление специальными нормами законодательства о связи дополнительных условий о порядке присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия в целях реализации положений ФЗ «О связи» не влечет изменения условий учета налогоплательщиком, являющимся оператором сотовой связи, расходов на оплату услуг других операторов по пропуску международного трафика в целях налогообложения прибыли, не влияет на налоговые последствия указанных действий. Данные расходы являются экономически оправданными, поскольку связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (выручка от абонентов) и полностью соответствуют критериям статей 264 и 252 Кодекса. Ограничения, предусмотренные неналоговым законодательством, не могут быть реализованы налоговым контролем.
Аналогичная правовая позиция изложена также в определении Конституционного суда РФ от 04 июня 2007 года № 366-О-П; определении Конституционного суда РФ от 04 июня 2007 года № 320-О-П; Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2007г. N 5600/07.
Кроме того, ОАО «Ростелеком» подтвердил присоединении сетей ЗАО «Компания МТУ-Информ», ОАО «Центральный телеграф», ООО «СЦС Совинтел», ЗАО «Комстар».ЗАО «Телмос» к междугородной и международной сети ОАО «Ростелеком» (исх. 5/УП-3/14891 от 28.04.08), что подтверждает направление международного трафика от сети обществом через сети присоединенных операторов на сеть ОАО «Ростелеком».
Исполнении обществом обязательств по указанным договорам об оказании услуг связи подтверждается представленными в материалы дела договорами, счетами-фактурами, актами об оказании услуг, расшифровками звонков, счетами, платежными поручениями (т. 18 л.д. 38-107, т.22 л.д. 1-58, т.20 л.д. 1-133,-т.21-л.д-.1-113, т.22 л.д. 59-138, т.23 л.д. 1-100).