ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2010 года  Дело N А40-68014/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи

Якутова Э.В.

судей:

Веклича Б.С.

Пронниковой Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 15 апелляционную жалобу ООО КБ «Кольцо Урала» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2010 по делу № А40-68014/10-120-271 судьи Блинниковой И.А.

по заявлению  ООО КБ «Кольцо Урала»

к   Федеральной налоговой службе России

о признании недействительным решения

при участии:

от заявителя:  Малютина Е.А. по дов. от 27.10.2010 № 3-04/583, паспорт 65 05 239365

от ответчика:  Решетникова Н.Ю. по дов. от 19.10.2010 № ММВ-29-7/456, уд. ЦА № 2127

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2010 ООО КБ «Кольцо Урала» (далее – КБ «Кольцо Урала») было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Федеральной налоговой службы РФ (далее – ФНС России) от 22.03.2010 № 2-6-14/0099@.

КБ «Кольцо Урала» не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает решение незаконным и необоснованным.

Просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

Отзыв на апелляционную жалобу ФНС России не представлен.

В судебном заседании представитель КБ «Кольцо Урала» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Указал на то, что ФНС России уже давала разрешения кредитным организациям на проведение лотерей, связанных с операциями по переводам денежных средств.

Считает, что в соответствии с законодательством РФ организация лотереи не является торговой деятельностью.

Сослался на письмо ЦБ РФ, согласно которому привлечение кредитными организациями денежных средств граждан во вклады с розыгрышем призов не подпадает под действие запрета, установленного ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Отметил, что ФЗ «О лотереях» не содержит запрета на проведение кредитными организациями стимулирующих лотерей.

Пояснил, что оспариваемый запрет на проведение лотереи ограничил права КБ «Кольцо Урала» на привлечение дополнительного числа клиентов, а, следовательно, и получение дополнительного дохода от предпринимательской деятельности по денежным переводам.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.

Указал на то, что КБ «Кольцо Урала» не вправе принимать на себя обязательства по товарному обеспечению лотерей, так как указанная деятельность является торговой и противоречит требованиям Закона РФ «О банках и банковской деятельности».

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 10.03.2010 КБ «Кольцо Урала» обратился в ФНС России с уведомлением о проведении стимулирующей лотереи с приложением соответствующих документов.

В соответствии с Условиями проведение стимулирующей лотереи связано с предоставлением ООО КБ «Кольцо Урала» услуг по переводам денежных средств по системам Contact, WesternUnion и Мигом в период с 01.04.2010 по 01.07.2010.

Заключение договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником осуществляется путем совершения перевода по системам переводов Contact, WesternUnion и Мигом в ООО КБ «Кольцо Урала» в указанный период.

Лотерея проводится на территории – Свердловской области (города Екатеринбург, Верхняя Пышма, Красноуральск, Ревда, Краснотурьинск, Кировград), Кировской области (г. Киров), Курганской области (г. Шадринск), Оренбургской области (города Оренбург, Гай, Медногорск), Республики Башкортостан (г. Учалы). Кемеровской области (г. Кемерово).

Письмом ФНС России от 22.03.2010 № 2-6-14/0099@ ООО КБ «Кольцо Урала» было запрещено проводить стимулирующую лотерею.

В качестве основания для запрета ФНС России указано на установленный ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» запрет на осуществление банками производственной, торговой и страховой деятельности, а, следовательно, и на выдачу гарантий и принятие на себя обязательств, связанных с товарным обеспечением лотерей; а также запрет, установленный ст.834 ГК РФ, на привлечение во вклады денежных средств физических лиц с целью организации и проведения стимулирующих лотерей, поскольку условие участия в стимулирующей лотерее не может быть включено в договор банковского вклада, как не отвечающее требованиям указанной статьи ГК РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных КБ «Кольцо Урала» требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение вынесено в соответствии с законом, в нем отсутствуют сведения о незаконном возложении на заявителя каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствии с осуществляемой им деятельностью.

При этом суд правомерно указал на то, что в соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях) уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:

1) условия стимулирующей лотереи;

2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;

3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого Товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;

4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;

5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;

6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;

7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

В соответствии со ст.7 Закона о лотереях право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи, содержащее наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, с приложением документов. предусмотренных ч.2 ст.7 Закона о лотереях, в том числе, условий стимулирующей лотереи.

Согласно ст.2 Закона о лотереях под организацией лотереи понимается осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи, при этом организатором лотереи может быть юридическое лицо, получившее в соответствии Законом о лотереях право на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).

В соответствии с ч.4 ст.6 Закона о лотереях федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований:

1) несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям настоящего Федерального закона;

2) представление заявителем недостоверных сведений;

3) наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов;

4) возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).

Основания для запрета проведения стимулирующей лотереи предусмотрены п.3 ст.7 Закона о лотереях, в том числе, в связи с несоответствием представленных документов требованиям Закона о лотереях.

Анализируя основания принятого ФНС России решения, суд первой инстанции обоснованно отметил, что согласно ст.5 Закона РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитным организациям запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Соответственно, как правильно заметил суд, кредитные учреждения не вправе принимать на себя обязательства по товарному обеспечению лотерей.

При этом, суд правомерно сослался на письмо ЦБ РФ от 28.09.1992 «О правах банков по участию в товарных операциях», согласно которому банки не могут выдавать гарантии и принимать на себя обязательства, связанные с товарным обеспечением лотерей; банкам запрещено организовывать совместно с предприятиями денежно-вещевые лотереи, выигрышные товарные займы, проводить операции по привлечению целевых вкладов и депозитов клиентов с последующим обеспечением потребительскими товарами.

Доводы КБ «Кольцо Урала» о том, что письмом ЦБ РФ от 10.07.2003 № 105-Т «О привлечении кредитными организациями средств граждан во вклады с розыгрышем призов» разъяснено, что привлечение кредитными организациями денежных средств граждан во вклады с розыгрышем призов не подпадает под действие установленного ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» запрета» не могут быть признаны обоснованными.

Как следует из указанного письма ЦБ РФ, не подпадает под запрет розыгрыш призов в случае привлечения кредитными организациями денежных средств граждан во вклады.

В то же время, из представленных КБ «Кольцо Урала» Условий лотереи следует, что проведение стимулирующей лотереи связано с предоставлением ООО КБ «Кольцо Урала» услуг по переводам денежных средств.

При этом, услуги по переводу денежных средств по системам Contact, WesternUnion и Мигом предоставляются КБ «Кольцо Урала» неограниченному кругу лиц, а не только клиентам банка.

Также обоснованно суд первой инстанции обратил внимание на то, что оспариваемое решение ФНС России самостоятельно не нарушает права и законные интересы КБ «Кольцо Урала» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку проведение стимулирующей лотереи, в силу безвозмездности договора об участии в такой лотерее (абз.1 ч.1 ст.16 Закона о лотереях) не предполагает получения организатором стимулирующей лотереи дохода.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных КБ «Кольцо Урала» требований.

Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2010 по делу № А40-68014/10-120-271 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий  
   Э.В. Якутов

     Судьи  
   Б.С. Веклич

     Е.В. Пронникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка