• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 года  Дело N А40-68270/2008

Резолютивная часть постановления объявлена «23» сентября 2010г.

Постановление изготовлено в полном объеме «29» сентября 2010г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,

Судей С.Н. Крекотнева, Н.Н, Кольцовой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсаковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2010 по делу №А40-68270/08-4-358, принятое судьей С.И. Назарцом по заявлению ОАО «Сургутнефтегаз» о признании недействительным решения Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 11.09.2008 № 52-17-14/716/302, третьи лица - ОАО «РЖД», ОАО «АК «Транснефть», ООО «Трансойл», ООО «Сургутэкс»

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Сладковой О.Г. по дов. №17-Д от 01.01.2010, Мялковского С.С. по дов. №20-Д от 01.01.2010, Бобраковой О.И. по дов. №451-Д от 18.01.2010,

от заинтересованного лица - Суховей Е.А. по дов. № 187 от 29.07.2010

от третьих лиц: ОАО «РЖД» - Бирюковой С.С. по дов. № 1011 -ДП от 22.12.2009, Серебрякова И.П. по дов. №26-ДП от 18.01.2010;

ОАО «АК «Транснефть» - не явился, извещен;

ООО «Трансойл» - не явился, извещен;

ООО «Сургутэкс» - не явился, извещен.

У С Т А Н О В И Л:

Решением от 11.06.2010 Арбитражный суд г. Москвы заявленные ОАО «Сургутнефтегаз» требования удовлетворил в полном объеме. Межрегиональная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «Сургутнефтегаз» требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен. Представитель третьего лица ОАО «РЖД» поддержал правовую позицию ОАО «Сургутнефтегаз». Представители третьих лиц - ОАО «АК «Транснефть», ООО «Трансойл», ООО «Сургутэкс» в судебное заседание не явились.

Рассмотрев дело в отсутствие упомянутых представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Как следует из материалов дела, ОАО «Сургутнефтегаз» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 11.09.2008 № 52-17-14/716/302 Решением суда от 16.04.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009, требования общества удовлетворены частично. Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 16.11.2009 указанные судебные акты отменил в части отказа ОАО «Сургутнефтегаз» в удовлетворении заявленных требований и направил дело в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. В остальной части судебные акты оставлены без изменения (т. 23 л.д. 11-17). Решением от 11.06.2010 Арбитражный суд г. Москвы заявленные ОАО «Сургутнефтегаз» требования удовлетворил в полном объеме. Решение Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 11.09.2008 № 52-17-14/716/302 «О привлечении, к ответственности за совершение налогового правонарушения», вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2008 года признано недействительным в части предложения уплатить недоимку в сумме 35 777 793 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учёта в отношении признанного недействительным части решения.

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили результаты камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года (т. 2 л.д. 78-107), представленной ОАО «Сургутнефтегаз» 21.04.2008 в Межрегиональную Инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1. Оспариваемым решением Инспекции заявитель привлечён к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания штрафных санкций в размере 7 434 125 руб. Также обществу предложено уплатить недоимку по НДС в размере 37 170 626 руб. и пени, начисленные по указанному, в сумме 1 892 294,62 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учёта.

По мнению суда апелляционной инстанции, оспариваемое решение Инспекции является недействительным по следующим основаниям.

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о необоснованном включении заявителем в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость сумму налога, уплаченного в связи с оказанием заявителю комиссионных услуг по договору комиссии № 78 от 25.01.2007, заключенному ОАО «Сургутнефтегаз» (комитент) с ООО «Сургутэкс» (комиссионер). Указанное общество выставило в адрес заявителя счета-фактуры № 31127/13 от 31.12.2007, № 31018/4 от 31.01.2008, № 29028/16 от 29.02.2008, № 31038/7 от 31.03.2008 по ставке 18 налога процентов всего на сумму 35 777 793 руб., включенные в налоговую декларацию за 1 квартал 2008 года, тогда как Инспекция полагает, что в данном случае ставка налога должна составлять 0 процентов, поскольку упомянутые услуги в большей части были оказаны заявителю после помещения товаров под таможенный режим экспорта, что подтверждается представленными в материалы дела ВГТД перечень и реквизиты которых приведены в обжалуемом решении суда первой инстанции.

Данный вывод Инспекции является ошибочным в связи со следующим.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, указанных в статье 165 Кодекса. К таким работам (услугам) относятся, в частности, организация перевозок, перевозка или транспортировка вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями. Для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов названные организации представляют в налоговые органы предусмотренные подпунктом 4 пункта 4 статьи 165 Кодекса копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации с учетом особенностей, установленных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 (копии должны иметь отметки пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы Российской Федерации).

Подтверждение вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы как уполномоченного органа по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. При международной перевозке товаров железнодорожным транспортом порядок действий должностных лиц таможенных органов, проведения таможенных процедур и отдельных форм таможенного контроля установлены Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной приказом ФТС России от 16.09.2004 г. № 50. Согласно названной инструкции, при прибытии товаров и транспортных средств в железнодорожный пункт пропуска уполномоченное должностное лицо таможенного органа получает от перевозчика документы, содержащие сведения, предусмотренные статьей 76 Таможенного кодекса Российской Федерации: экземпляр таможенной декларации, оформленной в уполномоченном таможенном органе, накладную, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, передаточную ведомость. Перевозчик представляет таможенному органу товары и транспортные средства, на которых они перевозятся. После проведения проверки уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о возможности фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации и проставляет на оригинале накладной, дополнительных экземплярах дорожной ведомости оттиск штампа «Вывоз разрешен», который подписывает и заверяет личной номерной печатью. Данная инструкция применяется и при таможенном оформлении и контроле перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации российскими лицами товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, а в отношении товаров, вывозимых железнодорожным транспортом в морские (речные) порты для их дальнейшей международной перевозки морским транспортом, - лишь в случае декларирования этих товаров таможенным органом, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция отправления.

Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации производится в соответствии с Порядком действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденным приказом ФТС России от 18.12.2006 г. № 1327. Названный Порядок предусматривает проставление отметок «Товар вывезен» (штамп либо запись) с указанием даты фактического вывоза товаров и заверением личной номерной печатью на копиях документов, представленных для подтверждения фактического вывоза: на таможенной декларации, экземплярах транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа, а также на поручении на отгрузку товаров, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе в таможенном режиме экспорта судами торгового мореплавания производятся вне региона деятельности пограничного таможенного органа. Подтверждение фактического вывоза товаров осуществляется таможенным органом после проверки факта вывоза товаров при обращении как декларантов, так и российских лиц, выполняющих работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания, при условии, если погрузка и таможенное оформление товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта морскими (речными судами), осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, в котором оформляется убытие товаров.

Согласно пункту 2 статьи 360 Таможенного кодекса Российской Федерации российские товары считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.

С учетом упомянутых нормативных актов ФТС России товары находятся под таможенным контролем, если они декларируются в таможенном органе, в регионе деятельности которого расположена железнодорожная станция отправления, так как в этом случае обеспечивается возможность применения таможенными органами в отношении товаров, предназначенных для последующего вывоза из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, мер контроля, предусмотренных статьей 366 Таможенного кодекса Российской Федерации (в частности, проверка документов и сведений, осмотр товаров и транспортных средств). В отношении товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709 и 2710 (нефть, нефтепродукты) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, приказом ФТС России от 24.08.2006 г. № 800 «О местах декларирования отдельных видов товаров» определены специальные места декларирования этих товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на экспорт, в частности морским транспортом. Декларирование названных товаров производится таможенными постами, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морские суда, убывающие с таможенной территории.

В данном случае ОАО «Сургутнефтегаз» осуществляло периодическое временное декларирование нефтепродуктов в таможенных органах, определенных приказом № 800. Периодическое временное декларирование российских товаров является заявлением таможенному органу о намерениях вывезти ориентировочное количество товаров, в отношении которых не может быть представлена точная информация, необходимая для таможенного оформления (статья 138 Таможенного кодекса Российской Федерации). Наличие только временных периодических таможенных деклараций, представленных таможенному органу, определенному приказом № 800, не обеспечивает надлежащего таможенного контроля за товарами до их прибытия на таможенный пост, в регионе деятельности которого осуществляется погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации. Таможенные органы при указанном декларировании нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации судами торгового мореплавания, не требуют представления железнодорожных накладных и иных документов, подтверждающих перевозку товаров по территории Российской Федерации, и не проставляют на них отметок, разрешающих и подтверждающих вывоз товаров из Российской Федерации.

Судом первой инстанции исследованы представленные заявителем в материалы дела приёмные акты, железнодорожные накладные в отношении перевезенного товара (т. 8 л.д. 79-89, 97-149; т.т. 9-13; т. 14 л.д. 1-134). На всех товаросопроводительных железнодорожных документах отметки таможенных органов «Выпуск разрешён» и «Товар вывезен» отсутствуют.

Согласно письму Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 28.12.2008 г. № 01-18/46684, перемещение российских товаров с нефтеперерабатывающих заводов до портовых терминалов (накопителей) в целях накопления коносаментных партий товаров, заявленных таможенному органу, расположенному в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, не рассматривается таможенными органами как перемещение товаров под таможенным контролем и помещение под таможенный режим экспорта в связи с невозможностью их идентификации сведениям, заявленным во временной грузовой таможенной декларации и, как следствие, таможенные штампы и печати на железнодорожных накладных не проставляются. Письмом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 11.12.2008 г. № 01-10/52725 разъяснено, при осуществлении смешанной перевозки, когда международная перевозка осуществляется морским транспортом, в графе 14 полной ГТД под № 2 должны быть указаны сведения о коносаментах, свидетельствующих о наличии договора на международную перевозку товаров морским транспортом. При декларировании вывозимых товаров таможенному органу, в регионе деятельности которого осуществляется погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации (в том числе и при применении временного периодического декларирования), Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утверждённой приказом ФТС России от 04.09.2007 г. № 1057, не предусмотрено указание в ГТД сведений о железнодорожных вагонах (цистернах), в которых товары находились в процессе транспортировки к месту убытия, и сведения о железнодорожных накладных, по которым осуществлялась данная перевозка. Не предусмотрено также представление таможенным органам железнодорожных накладных, по которым товары перемещались до места их декларирования (т. 18 л.д. 10-11).

В ответ на обращение третьего лица ООО «Трансойл» в Балтийскую таможню с заявлением о проставлении на транспортных документах соответствующих отметок для подтверждения налоговой ставки НДС 0 процентов в отношении услуг транспортировки экспортируемых товаров, в проставлении таких отметок было отказано. При этом таможенный орган письмом от 10.02.2009 г. № 05-73/246 сообщил, что услуги транспортировки оказаны ООО «Трансойл» до момента прибытия товаров в регион деятельности Балтийской таможни, до фактического размещения товаров в зоне таможенного контроля Балтийской таможни; представленные транспортные накладные не содержат каких-либо отметок, свидетельствующих о помещении перевозимых товаров под какой-либо таможенный режим, в том числе экспорта (т. 18 л.д. 47-49). Таким образом, контрагенты ОАО «Сургутнефтегаз» в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефтепродуктов не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки 0 процентов и обоснованно указывали в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерном включении ОАО «Сургутнефтегаз» в налоговые вычеты суммы уплаченного налога на добавленную стоимость по ставке налога 18 процентов.

Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.

Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционным жалобам взысканию не подлежит.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2010 по делу №А40-68270/08-4-358 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий
    Р.Г. Нагаев

     Судьи  
   С.Н. Крекотнев

     Н.Н. Кольцова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-68270/2008
Принявший орган: Девятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 сентября 2010

Поиск в тексте