ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 августа 2010 года  Дело N А40-69545/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2010г.

Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2010г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Банина И.Н.,

Судей: Катунова В.И., Семикиной О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания председательствующим,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для  рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции дело № А40-69545/09-37-137

по иску Муниципального предприятия г. Омска «Электрический транспорт»  к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ с участием Омской области в лице Министерства финансов Омской области в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора  о взыскании убытков

при участии представителей сторон:

от истца - Кемишев А.Н. по доверенности от 11.01.2010г.; Родина Е.В. по доверенности от 11.01.2010г.

от ответчика - Королёва Е.С. по доверенности № 01-06-08/183 от 31.12.2009г.

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное предприятие г. Омска «Электрический транспорт» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, о взыскании 72 258 496 руб. 09 коп. убытков, понесенных при предоставлении льгот гражданам при перевозке (с учетом уменьшения иска).

Ответчик иск отклонил.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2010 по делу  №А40-69545/09-37-137 иск удовлетворен.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом доказан размер убытков, иск подлежит удовлетворению на основании статьи 790 Гражданского кодекса РФ.

Не согласившись с данным решением Арбитражного суда г. Москвы, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой,  в которой просит это решение отменить.

Истец представил отзыв апелляционную жалобу, в котором заявил о наличии безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, так как судом при рассмотрении дела нарушены нормы процессуального права, дело рассмотрено судом в незаконном составе.

Определением от 01.06.2010г. Девятый арбитражный апелляционный суд  перешёл к рассмотрению дела № А40-69545/09-37-137 в Девятом арбитражном  апелляционном суде по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции  в связи с наличием безусловных оснований для отмены решения суда первой  инстанции.

При рассмотрении дела в Девятом арбитражном апелляционном суде  по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ  для рассмотрения дела в суде первой инстанции, истец представил письменные  пояснения и возражения, заявил об отказе от иска в части взыскания 35 361 572 руб. 92 коп. убытков и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счёт казны РФ убытки в размере 36 896 923 руб. 17 коп.

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых  требований, представил письменные пояснения.

Третье лицо, надлежащим образом извещённое о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя для участия в заседании не направило. Каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от третьего лица не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица  в порядке, предусмотренном статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные доказательства,  с учётом положений части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  арбитражный апелляционный суд полагает о наличии оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы и отсутствии оснований для удовлетворения  исковых требований.

Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований истец  сослался на то, что в период апрель-декабрь 2007 года он оказал льготные ууслуги  городских пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников. В связи с тем, что неполученная от потребителей федеральных  льготников плата не была полностью компенсирована истцу в 2007 финансовом году, истец считает, что некомпенсированная плата является его убытками и подлежит взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1, 2 Гражданского кодекса РФ, гражданское  законодательство основывается, в том числе, на свободе договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и регулирует  предпринимательскую деятельность исходя из того, что эта деятельность является самостоятельной, направленной на систематическое получение прибыли лицами,  зарегистрированными в установленном порядке.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора  оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, в отдельных случаях  применяются цены (тарифы, расценки), устанавливаемые или регулируемые  уполномоченными государственными органами.

Цена товаров и ууслуг в публичном договоре согласно пункту 1 статьи 424, пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, устанавливается одинаковой для всех потребителей, кроме случаев, когда отдельным потребителям законом или иными правовыми актами предоставляются льготы.

Договоры на перевозку граждан в субъектах РФ, в том числе на перевозку  граждан, имеющих право на льготы при перевозке, являются публичными  договорами.

Перевозка указанных категорий граждан производится на основании единых (одинаковых) цен-тарифов, устанавливаемых в субъектах РФ.

Тарифы на проезд устанавливаются в виде размера провозной платы или цены (стоимости) обычных проездных билетов для граждан, так и для граждан, имеющих право на льготы при перевозке, как правило, в виде единых проездных социальных билетов для граждан, имеющих право на льготы.

Указанные тарифы являются одинаковыми для граждан, имеющих право на льготы при перевозке.

Установление единых тарифов при перевозке граждан в сочетании с  предоставлением дотаций из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и  муниципальных образований направлены на обеспечение рентабельности (отсутствие убытков и получение соответствующей прибыли) работы транспортных организаций, осуществляющих перевозку граждан и доступность указанных ууслуг для граждан.

При этом стороны вправе установить в указанном публичном договоре  применение установленных тарифов на перевозку граждан.

Таким образом, обеспечивается баланс интересов предпринимательской  деятельности транспортных организаций и социальных интересов граждан в виде обеспечения им доступности указанных ууслуг.

Согласно правовой позиции ВАС РФ (Пост. № 12479/07 от 05.02.2008г.,  № 1476/07 от 23.04.2007г.) и ФАС МО (Пост № КГ-А40/2893-10;2;Б от 12.04.2010г., № КГ-А40/1097-10 от 22.03.2010г.,) при разрешении споров по искам о взыскании транспортными организациями убытков, связанных с перевозкой граждан, имеющих льготы, необходимо исследовать имеющиеся нормативные акты субъектов РФ,  наличие и исполнение договоров регулирующих перевозку граждан, имеющих  льготы, и направленных на возмещение перевозчикам расходов (убытков), связанных с перевозкой граждан, имеющих льготы, в соответствии со статьёй 790 Гражданского кодекса РФ.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. № 23 ответчиком по искам о взыскании  убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно товаров (работ, ууслуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Таким образом, обязанности по финансовому обеспечению предоставления субъектами РФ равной доступности транспортных ууслуг федеральным льготникам несет Российская Федерация.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, подлежат возмещению убытки, понесённые по предоставлению льгот и преимуществ, установленных законом или договором.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004г. изменен порядок  предоставления льгот в Российской Федерации. Отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Договорами также не установлено льгот или преимуществ.

Таким образом, оснований для применения пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ не имеется. Соответственно и отсутствуют расходные обязательства Российской Федерации, которые бы подлежали возмещению Российской Федерацией перевозчикам в связи с отменой льгот.

После 01.10.2005г. в Российской Федерации применяется нормативно-тарифное регулирование отношений по перевозке отдельных категорий граждан, которое отнесено к ведению субъектом Российской Федерации.

Вместе с тем, в Определении Конституционного Суда РФ от 02.02.2006г.  № 56-О установлено, что субъекты РФ вправе рассчитывать на оказание им помощи от Российской Федерации.

Правительством РФ были утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета (Постановление  Правительства РФ от 29.12.2005г. № 827)

Согласно Правилам предоставления, расходования и учета в 2006 году  субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности ууслуг  общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005г. № 827 (далее - Правила),  размер субвенций исчисляется с учетом численности граждан в субъекте РФ,  оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению  Российской Федерации, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, сформированный Пенсионным фондом РФ.

Согласно Правилам субъекты РФ определяют порядок и условия обеспечения равной транспортной доступности ууслуг общественного транспорта.

В соответствии со статьёй 115 Конституции Российской Федерации  Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской  Федерации.

Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют субвенции на финансирование ежемесячных выплат гражданам взамен бесплатного проезда, расчеты с транспортными организациями за предоставление социальных проездных билетов, возмещение убытков транспортных организаций при  предоставлении льготного проезда, погашение задолженности перед транспортными организациями по расчетам за предоставленные льготы по проезду.

Порядок возмещения убытков, возникающих в результате перевозки  льготников  по  ЕСПБ в 2007 году был утвержден постановлением от 14.12.2004г.  № 89п «О порядке предоставления мер социальной поддержки в Омской области  отдельным категориям граждан» и постановлением Правительства Омской области  от 06.04.2005 № 33-п «О порядке возмещения транспортным предприятиям затрат,  связанных с предоставлением платного (льготного) проезда отдельным категориям граждан», которые не обжаловались ни истцом, ни иными заинтересованными  лицами и не были признаны в установленном законом порядке недействительным.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Омской области  от 06.04.2005г. № 33-п  возмещение затрат, связанных с предоставлением бесплатного (льготного) проезда льготникам, по которым произведено взыскание судом первой инстанции, осуществляется транспортным организациям в полном объеме.

При этом возмещение затрат производится транспортным организациям,  заключившими с Министерством труда и социального развития Омской области  договор о возмещении затрат (п. 1), на основании сведений о расходах,  предоставляемых транспортными организациями по форме, утвержденными  Министерством труда и социального развития (п. 6).

В соответствии с Договором № 833 о возмещении затрат, связанных с  предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному/льготному проезду  отдельных категорий граждан от 30.03.2007г. истец принял на себя обязательство  предоставлять документы, подтверждающие сведения о расходах, связанных  с бесплатным/льготным проездом, и сведения по объемам выполнения перевозок  (п. 2.4.1, подпункт 2).

Во исполнение постановления Правительства Омской области от 06.04.2005г. № 33-п Министерством труда и социального развития Омской области был издан Приказ от 24.01.2007г. № 02 «О формах и сроках предоставления транспортными  организациями сведений о расходах, связанных с предоставлением бесплатного (льготного) проезда отдельным категориям граждан», которым утверждена форма  отчета транспортной организации.

В указанный отчет включаются такие показатели как количество лиц, которым предоставлен бесплатный проезд и количество поездок.

При этом по условиям договора истец обязан обеспечить законность  и правильность расчетов сумм предоставленных льгот, подлежащих возмещению  (п. 2.4.1, подпункт 3).

Сумма к возмещению согласно письму Министерства финансов Омской  области от 22.03.2010г. № 08-3-06/1044 рассчитывалась как произведение количества перевезенных льготников транспортной организацией и действующей стоимости  билета на проезд.

Таким образом, в нормативном акте субъекта Российской Федерации  определен расчет расходов (затрат) транспортных организаций, имеющих право на получение денежных средств из бюджетов, в соответствии с которым производились выплаты транспортным организациям.

В соответствии с Ежемесячными отчетами Департамента транспорта г. Омска, сумма фактических затрат истца за апрель-декабрь 2007 год, составила  75 340 431 руб. 11 коп.

В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Омской области от 27.04.2010 № ИСХ-10/МТСР-3773, являющегося стороной по договору  с истцом, цена договора подлежала уточнению на основании фактических затрат транспортных организаций.

В соответствии с Дополнительным соглашением № 5 от 21.12.2007г.  к Договору № 833 от 30.03.2007г. цена договора составила 75 340 431 руб. 11 коп.  и была выплачена в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями, имеющимися в материалах дела.

Таким образом, убытки истца в виде реального ущерба были компенсированы в полном объеме.

До 2005 года отношения складывались в иных правовых условиях, нежели  после вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, с введением которого из статьи 10 Закона Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»  исключены нормы, устанавливающие обязанность всех перевозчиков предоставлять льготы по проезду в общественном транспорте. До 2005 года обязанность  перевозчика по предоставлению транспортных льгот отдельным категориям граждан возлагалась федеральными законами на всех перевозчиков и выпадающие доходы взыскивались с соответствующего публично-правового образовании.

С 2005 года порядок предоставления льгот с вступлением в силу  постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. № 827  «Об утверждении правил предоставления, расходования и учета в 2006 году  субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание социального поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и распределения указанных субвенций на I квартал 2006 года» субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять  условия и формы предоставления компенсации предприятиям, оказывающим  транспортные ууслуги отдельным категориям граждан. «Об утверждении правил  предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской  Федерации на осуществлении расходов на обеспечение равной доступности ууслуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов российской  Федерации».

Таким образом, с 2005 года транспортным организациям предоставлена  свобода выбора оказания транспортных ууслуг отдельным категориям граждан:  по ЕСПБ - на льготных условиях или на общих условиях - за полный тариф.

При этом транспортная организация, желающая заключить договор на  перевозку отдельных категорий граждан с последующей компенсацией выпадающих доходов, связанных с этим, размер которой устанавливается в таком договоре, свободен в заключении данного договора.

Таким образом, заключая подобного рода договор, транспортная организация берет на себя обязательства по перевозке отдельных категорий граждан и получает право требования (и коррелирующей ему обязанностью субъекта Российской  Федерации в лице уполномоченного органа исполнительной власти) денежных средств в соответствии с договором в качестве компенсации выпадающих доходов транспортных организаций в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.

При этом с момента заключения договора, согласно статьей 425  Гражданского кодекса РФ, условия договора становятся обязательными для сторон его заключивших.

Существенным условием такого договора является цена договора.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а ее изменение после  заключения договора допускается только в предусмотренных договором или законом случаях.

Истец был вправе при несогласии (возражениях) с условиями договора,  в том числе в части установленного размера возмещения убытков, вообще не  заключать такой договор либо расторгнуть его, если его исполнение (действие)  влекло у истца убытки.

Таким образом, бездействие Российской Федерации, выразившееся в неисполнении  обязанности  по  возмещению  транспортной  организации выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, отсутствует.

Поэтому, с учётом указанных нормативных актов и фактических обстоятельств дела, иск, предъявленный на основании пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, удовлетворению не подлежит.