• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2010 года  Дело N А40-69547/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2010

Постановление в полном объеме изготовлено 28.07.2010

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Катунова В.И.

судей Яремчук Л.А., Семикиной О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания председательствующим,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МП г. Омска «Пассажирское предприятие - 9» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2010 по делу №А40-69547/09-55-561 судьи Ахмадовой Т.Б.

по иску (заявлению) МП г. Омска «Пассажирское предприятие - 9» к РФ в лице Министерства финансов РФ, третье лицо - Министерство финансов Омской области,

о взыскании убытков,

при участии в судебном заседании: от истца: Кемишев A.M. по доверенности от 11.01.2009, удостоверение 6661 выдано 21.08.2003;

от ответчика: Королева Е.С. по доверенности от 31.12.2009 № 01-06-08/183, удостоверение №3341;

от третьего лица: неявка, извещен

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2010 МП г. Омска «Пассажирское предприятие - 9» отказано в удовлетворении иска о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере 35396671 руб. 85 коп.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права (ст. 270 АПК РФ). Просит принять отказ от исковых требований в части взыскания убытков в размере 17413026 руб. 62 коп. и новый судебный акт о взыскании убытков в размере 17983645 руб. 23 коп.

Рассмотрев дело в отсутствие третьего лица в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что судебное решение подлежит изменению в связи с частичным отказом истца от иска и прекращением производства по делу в указанной части.

Отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем в силу ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ производство по делу в части взыскания убытков в размере 17413026 руб. 62 коп. подлежит прекращению.

В остальной части судебное решение является законным и обоснованным. Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как видно из материалов дела, истец является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров городским транспортом на платной основе.

Исковые требования мотивированы тем, что в период апрель-декабрь 2007 года он оказал льготные услуги городских пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, однако соответствующие расходы истца были компенсированы ему не в полном объеме, в связи с чем у истца образовались убытки.

Как установлено ст. 15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьей 26.3. Федерального закона от 16.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществляется государственными органами субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ субъектом Российской Федерации - Омской областью приняты нормативные правовые акты - Постановление Правительства Омской области от 14.12.2004 №89-п «О порядке предоставления мер социальной поддержки в Омской области отдельным категориям граждан», установившее категории граждан пользующихся бесплатным/льготным проездом и постановление Правительства Омской области от 06.04.2005 № 33-п «О порядке возмещения транспортным предприятиям затрат, связанных с предоставлением бесплатного (льготного) проезда отдельным категориям граждан».

Постановление Правительства Омской области приняты в пределах компетенции субъекта РФ в сфере регулирования отношений в области социального обеспечения.

Поскольку к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ относится государственное регулирование цен (тариф) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, а также на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси, поэтому регулирование рассматриваемых по делу отношений органами исполнительной власти субъектов РФ является правомерным.

Сложившаяся судебная практика по данной категории дел исходит из возможности применения расчетного метода исключительно в связи с отсутствием утвержденного порядка возмещения транспортными организациями расходов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.02.2008 по делу №1279/07, постановление Президиума Высшего арбитражного Суда РФ от 23.04.2007 по делу №1476).

В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.06.2009 №2992/09, предъявленные транспортным предприятием в соответствии со ст.ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ убытки являются его реальным ущербом (а не упущенной выгодой), размер которого должен быть документально обоснован истцом.

Размер убытков, заявленный истцом, документально не обоснован.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства Омской области № 33-п. возмещение затрат, связанных с предоставлением бесплатного (льготного) проезда льготникам федерального регистра, осуществляется транспортным организациям в полном объеме.

При этом возмещение затрат производится транспортным организациям, заключившим с Министерством труда и социального развития Омской области договор о возмещении затрат (п.1), на основании сведений о расходах, предоставляемых транспортными организациями по форме, утвержденной Министерством труда и социального развития (п.6).

В соответствии с договором от 30.03.2007 №832 о возмещении затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному/льготному проезду отельных категорий граждан истец принял на себя обязательство предоставлять документы, подтверждающие сведения о расходах, связанных с бесплатным/льготным проездом, и сведения по объемам выполнения перевозок (пункта 2.4.1. подпункт 2).

Во исполнение Постановления 33-п Министерством труда и социального развития Омской области был издан Приказ от 24.01.2007 №02 «О формах и сроках предоставления транспортными организациями сведений о расходах, связанных с предоставлением бесплатного (льготного) проезда отдельным категориям граждан», которым утверждена форма отчета транспортной организации.

В указанный отчет включаются такие показали, как количество лиц, которым предоставлен бесплатный проезд и сумма произведенных затрат, связанных с бесплатным проездом.

При этом по условиям договора истец обязан обеспечить законность и правильность расчетов сумм предоставленных льгот, подлежащих возмещению (п.2.4.1., подпункт 3).

Сумма к возмещению согласно письму Министерства финансов Омской области от 22.03.2010 №08-3-06/1044 определялась ежемесячно исходя из фактических затрат транспортной организации, рассчитанной как произведение количества перевезенных льготников транспортной организацией и действующей стоимостью на проезд. При этом, при расчете необходимой суммы затрат, подлежащих возмещению из областного бюджета на очередной финансовый год, количество перевезенных пассажиров с правом бесплатного (льготного) проезда определялось умножением численности льготников на расчетное количество поездок и количество расчетных месяцев.

В соответствии с расчетом цены и суммой финансирования убытки от перевозки граждан льготных категорий компенсированы истцу в полном объеме.

В данном письме содержатся фаты, подтверждающие возмещение убытков в полном объеме исходя из тарифа на проезд для обычных граждан (т.е. провозной платы) и количества перевезенных льготников.

Эти же данные подтверждаются и письмом Губернатора Омской области от 02.09.2009 исх. 09/ГБ-882/01, согласно которому расчеты по цене договора производились на основании количества льготников, цены проездного билета (тарифа) среднего показателя количества поездок в месяц, умноженного на количество месяцев.

Те показатели, на которых основывается истец (доля производственной работы) не применяются при определении затрат транспортных предприятий.

Возмещение расходов осуществлялось Омской областью на основании заявки Департамента транспорта г. Омска. Указанная заявка формируется на основании отчетности, ежемесячно предоставляемой транспортными организациями, и содержит сведения о расходах, связанных с бесплатным проездом, и сведения об объемах выполненных перевозок.

В соответствии с законом Омской области «Об исполнении областного бюджета за 2008 год» утвержден отчет об исполнении бюджета Омской области, в соответствии с которым утвержден отчет о размерах ассигнований, которые направлены на указанные расходы областного бюджета.

Какая-либо задолженность по данным расходам отсутствует, что подтверждает компенсацию расходов истца, рассчитанных в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в полном объеме.

Довод истца о том, что указанными нормативными правовыми актами Омской области его убытки ограничены размерами предусмотренных лимитов бюджетных обязательств, не может быть признан обоснованным, поскольку указанные нормативные правовые акты не были признаны ограничивающими права на полное возмещение затрат на перевозку льготных категорий граждан.

Достоверность сведений о расходах по перевозке представляемых отчетах обеспечивается транспортным предприятием. В случае, если расходы транспортного предприятия превышают предусмотренные лимиты бюджетных обязательств, вносятся соответствующие изменения в закон о бюджете и в договор путем подписания дополнительного соглашения к нему. При этом выплаты будут производится в пределах лимитов (измененных) бюджетных обязательств.

Применение судом положений договора не противоречит основаниям иска, поскольку предусмотрено нормативным правовым актом субъекта и соответствует его положениям о представлении отчетной документации.

Сумма, рассчитываемая в возмещение по нормативному правовому акту и договору представляет собой недополученную плату, поскольку рассчитывается исходя из тарифа, установленного для проезда на общих основаниях.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Доводы истца о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, влекущих безусловную отмену судебного акта, не нашли своего подтверждения.

В связи с отсутствием возражений представителей сторон на замену арбитражных заседателей при рассмотрении данного вопроса, суд произвел замену арбитражного заседателя, о чем отражено в протоколе судебного заседания от 27.04.2010. Описка в указании наименования истца в судебном решении, может быть исправлена, так как фактические обстоятельства в судебном решении касаются именно МП г. Омска «Пассажирское предприятие - 9», а не другого лица.

В соответствии со ст. ст. 110, 112 АПК РФ расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в размере 2000 руб. относятся на истца.

На основании изложенного и ст. ст. 15, 16, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.04.2010 года по делу №А40-69547/09-55-561 изменить.

Прекратить производство по делу №А40-69547/09-55-561 в части исковых требований МП г. Омска «Пассажирское предприятие-9» о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ убытков в размере 17 413 026 рублей 62 копеек.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу МП г. Омска «Пассажирское предприятие-9» - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий
    В.И. Катунов

     Судьи
    Л.А. Яремчук

     О.Н. Семикина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-69547/2009
Принявший орган: Девятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 28 июля 2010

Поиск в тексте