ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2009 года  Дело N А40-35452/2009

Резолютивная часть постановления объявлена «20» августа 2009

Постановление изготовлено в полном объеме «25» августа 2009

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,

судей П.В. Румянцева, М.С. Сафроновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Р.Г. Нагаевым,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 5 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.06.2009 по делу №А40-35452/09-139-150, принятое судьей И.В. Корогодовым по заявлению ОАО «Тулачермет» о признании недействительным решения;

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Пашариной Л.А. по дов. №114 от 15.10.2007, Аринчевой Л.В. по дов. №117 от 15.10.2007, Шерина В.В. по дов. №41 от 14.10.2008, Петруни М.И. по дов. №136 от 18.10.2007;

от заинтересованного лица – Бирюковой Е.В. по дов. №б/н от 18.05.2009;

У С Т А Н О В И Л:

Решением от 17.06.2009 Арбитражный суд города Москвы признал недействительным решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 5 от 16.03.2009 № 56-16-08/29/4 об отказе в возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. При этом суд исходил из того, что решение инспекции не соответствует требованиям налогового законодательства.

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 5 не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.

Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Материалами дела установлено, на основе представленной заявителем 20.10.2008 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 03.02.2009 №56-16-08/29/1 и принято решение от 16.03.2009 № 56-16-08/29/4, которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 328.822.588 руб.

В апелляционной жалобе инспекция указывает неправомерное завышение налоговых вычетов, относящихся к операциям по реализации продукции в таможенном режиме экспорта и отраженных в разделе 5 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 на сумму налоговых вычетов, относящихся к операциям по реализации продукции в таможенном режиме экспорта, подлежащих отражению в декларациях за последующие периоды, в которых будет подтверждаться обоснованность применения ставки 0 процентов по соответствующим операциям.

Данный вывод налогового органа основан на том, что книга покупок ведется налогоплательщиком с нарушением требований п. 8 «Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 №914). По мнению инспекции, каждый счет - фактура подлежит регистрации в книге покупок отчетного периода в сумме, пропорционально доле операций, по которым подтверждено применение ставки 0 процентов в данном периоде, в то время как налогоплательщик производил такую регистрацию в хронологическом порядке на общую сумму операций, по которым подтверждено применение ставки 0 процентов в отчетном периоде.

Данные доводы налогового органа подлежат отклонению в связи со следующим.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

В силу ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных пп. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются: контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара, выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица, грузовая таможенная декларация с отметками российских таможенных органов о выпуске товара в режиме экспорта и вывозе его за пределы Российской Федерации, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы Российской Федерации.

Указанная норма корреспондирует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2003 № 12-П, согласно которой положения п. 1 ст. 164 НК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 165 НК РФ устанавливают обязательность представления документов согласно перечню, содержащемуся в ст. 165 Кодекса, при этом перечню придается исчерпывающий и обязательный характер, не предусматривающий подтверждение факта экспорта товаров (выполнения работ, оказания услуг) копиями иных, помимо перечисленных в названной статье документов.

Пунктом п. 1 ст. 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Кроме того, вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с п.п. 9, 10 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются упомянутые документы в срок не позднее 180 календарных дней, считая со дня помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 173 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ.

В силу п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Названное положение согласуется с п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемыми объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ.

Из системного толкования норм ст.ст. 171-176 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику (исчисленные налогоплательщиком самостоятельно по другим операциям), а в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению по ставке 0 процентов, то учетной политикой налогоплательщика должен быть предусмотрен порядок определения суммы налога, приходящейся на указанные операции.

В силу п. 9 ст. 167 НК РФ и п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, относящихся к операциям по реализации товаров по налоговой ставке 0 процентов, производятся после сбора полного пакета документов, подтверждающего обоснованность применения нулевой ставки. При этом, налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ могут быть заявлены не ранее соблюдения в совокупности всех условий, предусмотренных ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

В данном случае налогоплательщик-экспортер реализует право на налоговый вычет после подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов в отношении операций по реализации продукции, для производства которой использованы соответствующие материальные ресурсы.

Из материалов дела следует, что обществом представлен полный пакет надлежащим образом оформленных документов, обосновывающих право применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям за 3 квартал 2008, а также по операциям за 1 и 2 кварталы 2008, до истечения 180 дней, исчисляемых с даты выпуска товаров в режиме экспорта.

Факт представления и соответствие представленных документов нормам налогового законодательства инспекция не оспаривает.

Общая сумма подтвержденного экспорта по декларации за 3 квартал 2008 составила 11.570.762.799 руб., в том числе по экспортным операциям 3 квартала 2008 – 7.376.663.971,8 руб.

Обществом на основании п. 10 ст. 165 НК РФ, приказом № 2629 от 29.12.2007 утверждена учетная политика для целей налогообложения, в соответствии с которой сумма налога, предъявленная продавцами товаров, распределяется пропорционально выручке от реализации произведенной продукции на внутренний рынок и на экспорт.

Соответственно, сумма НДС по материальным затратам, приходящаяся на объем неподтвержденного экспорта подлежит возмещению в налоговых периодах по мере подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов.

Исходя учетной политики общества, по окончании отчетного квартала в общей сумме реализации определена доля экспорта в размере 92,77122 % и доля внутреннего рынка в размере 7,22878 %.

Судом первой инстанции установлено, что доля экспортных операций, по которым на конец периода собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов, составила 62,1313 % от общего объема экспортных операций 3 квартала 2008.

Общая сумма налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ по принятым на учет материальным ценностям, согласно выставленным продавцами счетам-фактурам, составила 1.547.284.154,81 руб. Из них, соответственно, 7,22878 % или 111.849.767,53 руб. приходится на операции по реализации на внутреннем рынке и для заявления в налоговой декларации права на вычет требуется наличие только условий, указанных в ст. 172 НК РФ.

Оставшаяся часть вычетов на сумму 1.435.434.387,28 руб. приходится на экспортные операции и может быть принята к вычету после подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов. Такая обоснованность в отношении операций 3 квартала 2008 подтверждена в отношении 62,1313 % экспортных операций в денежном выражении.

При таких обстоятельствах согласно пп. 7 п. 5.3. учетной политики, сумма НДС по материальным затратам на экспортную продукцию, подлежащая возмещению в налоговом периоде равна произведению суммы НДС на материальные затраты по экспортной продукции и доли подтвержденного экспорта за квартал, то есть 891.854.045,46 руб. (графа 4 строки 020 раздела 5 декларации).

Таким образом, в соответствии с данным расчетом, произведенным на основании положений ст.ст. 165, 171, 172 НК РФ и учетной политикой общества, предприятие в отношении операций по реализации товаров, работ, услуг в 3 квартале 2008 получило право на вычет суммы налога в размере 1.126.482.556,17 руб.

Как установлено судом первой инстанции, обществом собран полный пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ, в отношении отгрузки продукции на экспорт, произведенной в предыдущих периодах: во втором квартале 2008 - на сумму 3.430.130.333,86 руб.; в первом квартале 2008 - на сумму 761.175.858,48 руб.; в августе 2007 - на сумму 2.792.634,74 руб.

Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что общество в 3 квартале 2008 получило также право на вычет суммы НДС, приходящейся на материальные затраты по экспортной продукции соответствующих периодов в соответствии с учетной политикой пропорционально удельному весу подтвержденного в 3 квартале 2008 экспорта соответствующего периода.

Доля подтверждения объема экспорта 2 квартала в 3 квартале 2008 составила 0,4121169 или 41,21169 %.

Сумма налога на добавленную стоимость по материальным затратам на экспортную продукцию 2 квартала, подлежащая возмещению в 3 квартале, составила 504.682.983,43 руб.

Доля подтверждения объема экспорта 1 квартала в 3 квартале составила 0,1163332 или 11,63332 %.

Сумма налога на добавленную стоимость по материальным затратам на экспортную продукцию 1 квартала, подлежащая возмещению в 3 квартале, составила 116.559.087,56 руб.

Доля подтверждения объема экспорта августа 2007 в 3 квартале составила 0,0017015 или 0,17015 %.

Сумма налога на добавленную стоимость по материальным затратам на экспортную продукцию августа 2007, подлежащая возмещению в 3 квартале, составила 496.176,07 руб.

В соответствии со ст.ст. 167, 171 НК РФ сумма вычета по налогу за 3 квартал 2008 в отношении экспортных операций прошлых периодов составила 621.738.247,07 руб. (графа 4 строки 020 раздела 5 декларации).

На основании п. 9 ст. 165, п. 10 ст. 171 НК РФ общество в 3 квартале получило право на вычет в отношении суммы налога по экспортным операциям, обоснованность применения ставки по которым ранее не была документально подтверждена. Сумма такого вычета составила 6.498 руб.

Следовательно, общая сумма вычета по экспортным операциям составила 1.513.598.791 руб. (строка 030 раздела 5 декларации).

Общий размер налогового вычета заявителя в 3 квартале 2008 составил 1.748.227.301 руб. (налог, приходящийся на внутренний рынок, по раздельному учету 111.849.767,53 руб. + налог, приходящийся на подтвержденный экспорт, 891.854.045,46 руб. + налог по авансам 113.232.662,63 руб. + налог по СМР 9.546.080,55 руб. + налог, приходящийся на подтвержденный экспорт предыдущих периодов 621.738.247,07 руб.).

Указанная сумма в соответствии с п. 10 ст. 165. п.9 ст. 167, п. 2 ст. 171 и п. 3 ст. 172 НК РФ, является суммой налога, право на вычет по которой, возникло у налогоплательщика в 3 квартале 2008.

Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 «Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 №914, покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке.

В соответствии с пунктом 7 правил, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

При этом, согласно п. 8 правил счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых, облагаются по различным налоговым ставкам и (или) не подлежат налогообложению, регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на ту сумму, на которую налогоплательщик получает право на вычет и которая определяется с учетом положений пункта 10 статьи 165 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы инспекции о неподтвержденности вычетов по НДС ввиду несоблюдения положений Постановления Правительства Российской Федерации № 914 от 02.12.2000 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС» правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку налоговое законодательство не связывает право на налоговый вычет с правильностью ведения книги покупок.