ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 октября 2009 года  Дело N А11-5681/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Москвичевой Т.В.,

судей Кирилловой М.Н., Белышковой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В., рассмотрел апелляционную жалобу Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.08.2009 по делу  № А11-5681/2009, принятое судьей Романовой В.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Монострой» о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области от 19.06.2009 № 9 о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие представители:

Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области - Пучков Ю.В. по доверенности от 09.09.2009 № 01-1911, Нестерова Н.В. по доверенности от 04.08.2009 № 01-1573, Баланина О.А. по доверенности от 16.03.2009 № 01-367;

общества с ограниченной ответственностью «Монострой» – Куликова И.В. по доверенности от 05.03.2009.

Изучив материалы дела, заслушав представителей, лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Должностными лицами Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области (далее по тексту – Инспекция) 17.06.2009 проведено визуальное обследование объекта археологического наследия «Культурный слой древнего Владимира XII-XVII веков», расположенного по адресу: г.Владимир, ул.Б.Нижегородская, д.33а.

По результатам обследования составлен акт от 17.06.2009.

Должностным лицом Инспекции 17.06.2009 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Монострой» (далее по тексту – Общество) составлен протокол № 28 об административном правонарушении в сфере государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области, на основании которого начальник Инспекции19.06.2009 вынес постановление № 9 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с требованием о признании его незаконным.

Решением от 27.08.2009 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что в нарушение действующего законодательства, представленный Обществом в Инспекцию проект не содержит раздела с мероприятиями по сохранению памятника археологии.

Инспекция полагает, что в результате противоправных действий Общества уничтожен участок объекта археологического наследия общей площадью 180 кв.м.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии  с частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьями 3, 15-21 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации отнесены объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторического события, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизации, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. К одному из видов объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) отнесены объекты археологического наследия. Порядок учёта, сохранения, использования и государственной охраны культурного наследия предусматривает включение того или иного выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр на основании решения компетентного органа государственной власти (Правительства Российской Федерации либо органа субъекта Российской Федерации).

В настоящее время указанный единый государственный реестр не создан.

Исходя из норм статей 62-64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ и с учётом представленного Инспекцией паспорта памятника истории и культуры «Культурный слой древнего Владимира XII-XVII веков» данный объект является памятником археологии, включённым в перечень памятников истории и культуры регионального значения Законом Владимирской области от 08.10.98 № 44-ОЗ «Об объявлении объектов недвижимости памятниками истории и культуры регионального значения» (в редакции Закона Владимирской области от 09.06.2007 № 65-ОЗ).

При этом согласно статье 4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты археологического наследия являются объектами культурного наследия федерального значения.

Следовательно, в отсутствие единого государственного реестра до 2010 года объект археологического наследия в силу закона является объектом культурного наследия федерального значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Согласно пункту 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включённых в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.

Как следует из материалов дела, комиссией по землепользованию и застройке территории г.Владимира 16.09.2005 принято решение о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения жилого дома с подземным паркингом по ул.Б.Нижегородская (25 квартал исторического ядра) (письмо Управления архитектуры и строительства администрации г.Владимира от 22.09.2005 № 4765/14-01).

Распоряжением главы г.Владимира 29.09.2005 Обществу предварительно согласовано месте размещения жилого дома с подземным паркингом и утверждены границы земельного участка площадью 5188 кв.м для строительства жилого дома с подземным паркингом.

Кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 33:22:32054:0047 изготовлен 29.08.2006, разрешённое использование – для строительства жилого дома с подземным паркингом, площадь – 5188 кв.м.

Обществу 12.01.2007 предоставлен в аренду данный земельный участок площадью 5188 кв.м.

Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 33:22:32054:0048 площадью 5188 кв.м. изготовлен 13.08.2007, с указанием, что он образован из земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:32054:0042 и 33:22:32054:0047.

Общество 25.08.2006 заключило с Государственным центром по учёту, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области договор № 150/02-86-06-11 на проведение археологического исследования (один из видов работ по сохранению объекта культурного наследия) на участке предполагаемого строительства в 25 квартале в г.Владимире.

В данный период времени органом охраны объектов культурного наследия являлся Государственный центр по учёту, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области (постановление Губернатора Владимирской области от 14.06.2002 № 306), следовательно, Общество обратилось к органу, уполномоченному как на выдачу разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, так и на согласование проектной документации на проведение таких работ, на проведение работ и осуществление контроля за проведением указанных работ.

Результатом работ явились заключения о проведённых археологических исследованиях от 25.05.2006 № 05-356 и от 21.11.2006 № 05-1106, согласно которым на всей территории предполагаемого строения зона распространения культурного слоя ограничена участком площадью 80 кв.м.; строительство в рамках представленного проекта не нанесет вреда памятнику археологии, дальнейших  исследований не требуется; при прокладке сетей внешних коммуникаций необходимо согласовать проект сетей и провести обследования участка, затрагиваемого дополнительной хозяйственной деятельностью.

Представленный Обществом рабочий проект жилого дома с подземным паркингом по адресу: г.Владимир, историческое ядро, 25 квартал, ул.Б.Нижегородская (с востока от стадиона «Лыбедь») согласован с Инспекцией, о чём свидетельствуют отметки Инспекции от 17.03.2009 № 14. К проекту приобщено письмо Инспекции от 17.03.2009 № 04-246, в котором Инспекция сообщает о согласовании проекта и необходимости в соответствии с заключением от 21.11.2006 № 05-1106 согласовать лишь раздел проекта по сохранению объекта археологического наследия на участках прокладки внешних коммуникаций и проведении археологического обследования участка, затрагиваемого дополнительной хозяйственной деятельностью.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из постановления №9 от 19.06.2009 о привлечении Общества к административной ответственности усматривается, что в качестве объективной стороны административного правонарушения Обществу вменено осуществление земляных работ при отсутствии  в проекте проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.

Факт отсутствия соответствующего раздела в проектной документации Общества подтверждён материалами дела и Обществом не отрицается.

Таким образом, предметом доказывания по данному делу является факт осуществления Обществом земляных работ на спорном земельном участке.

В доказательство факта осуществления Обществом земляных работ Инспекция ссылается на акт проверки от 17.06.2009, материалы фотосъёмки и протокол об административном правонарушении от 17.06.2009.

Между тем, акт проверки составлен Инспекцией в одностороннем порядке без участия понятых и представителей Общества, в связи с чем не может являться доказательством осуществления Обществом земляных работ, равно как и материалы фотосъёмки.

Протокол об административном правонарушении подписан Обществом с возражениями, из которых усматривается, что Общество отрицает факты, изложенные в протоколе.

В уточнении к заявлению №201 от 10.09.2009 (л.д.65 т.1) Общество отрицает факт осуществления земляных работ, указывая, что в ходе подготовительных работ был удалён лишь насыпной грунт переменной высотой от 1 до 2 метров, который образовался в ходе проведения земляных работ на соседнем земельном участке.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 к земляным работам относятся, в том числе, работы по перемещению грунта, выравнивание и планировка строительных участков.

Следовательно, факт осуществления Обществом земляных работ подтверждён самим Обществом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Таким образом, событие вменённого Обществу административного правонарушения имело место.

Вместе с тем, из указанного уточнения к заявлению и протокола об административном правонарушении невозможно установить дату осуществления Обществом земляных работ, без чего невозможно определить соблюдение Инспекцией срока давности назначения Обществу административного наказания.

При таких обстоятельствах, законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях у Инспекции не имелось, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Следует учесть также, что Инспекцией согласован проект строительства спорного жилого дома с оговоркой о необходимости согласования лишь раздела проекта по сохранению объекта археологического наследия на участках прокладки внешних коммуникаций и проведения археологического обследования участка, затрагиваемого дополнительной хозяйственной деятельностью, свидетельствует о надлежащем исполнении Обществом требований по сохранению объекта археологического наследия при подготовке к строительству.

Доказательств того, что Обществом ведется прокладка внешних коммуникаций либо осваивается дополнительный к ранее представленному и обследованному участок в материалах деда не имеется, в связи с чем оснований считать доказанной вину Общества также не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Владимирской области не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.08.2009 по делу № А11-5681/2009 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

     Председательствующий

     Т.В.   Москвичева

     Судьи

     М.Н.     Кириллова

     М.Б.     Белышкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка