• по
Более 63000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2009 года  Дело N А11-8492/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 19.03.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Побережного Михаила Михайловича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.12.2008 по делу № А11-8492/2008-К2-18/462, принятое судьей Кульпиной М.В. по заявлению индивидуального предпринимателя Побережного Михаила Михайловича о признании незаконным действия (бездействия) администрации города Владимира.

В судебном заседании участвуют представители:

индивидуального предпринимателя Побережного Михаила Михайловича Чемоданов Д.М. по доверенности от 09.09.2008 сроком действия один год.

Представители администрации города Владимира, Управления архитектуры и строительства администрации г.Владимира, Государственного образовательного учреждения высшего и профессионального образования «Владимирский государственный университет», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления №№ 22662- 22665).

Выслушав представителя индивидуального предпринимателя Побережного М.М., исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Побережный Михаил Михайлович (далее Предприниматель, Побережный М.М.) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным действия администрации города Владимира, выразившегося в отказе заключить с ним договор купли-продажи земельного участка площадью 575 кв.м., расположенного по адресу: Владимирская область, г.Владимир, проспект Строителей, д.7-д, кадастровый номер 33:22:11100:13. Отказ изложен в направленном Предпринимателю письме от 15.07.2008 № 01-01-08/4447. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления в двухнедельный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить договор в его адрес.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 11.12.2008 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель Побережного М.М. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Администрация города Владимира, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, направив в суд отзыв на апелляционную жалобу Предпринимателя.

Представители Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира, Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет» также не явились в судебное заседание.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что Побережный М.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 13.02.2008 серия 33 № 001469820.

Заявителю принадлежит на праве собственности нежилое здание (в стадии реконструкции) общей площадью 141,8 кв.м., расположенное по адресу: Владимирская область, г.Владимир, проспект Строителей, д.7-д, кадастровый номер 33:22:00000:000:11472/1:1007д/331, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.02.2008 сделана запись о регистрации № 33-33-01/010/2008-014.

Нежилое здание расположено на земельном участке площадью 575кв.м. с кадастровым номером 33:22:11100:13 (предыдущий кадастровый номер 33:22:11100:0300); разрешенное использование- содержание пилорамы.

08.07.2008 Побережный М.М. обратился в администрацию г.Владимира с заявлением о предоставлении ему в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность вышеуказанного земельного участка.

По результатам рассмотрения заявления администрация г.Владимира сообщила Предпринимателю письмом от 15.07.2008 № 01-01-08/4447, что в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» вопрос об отчуждении испрашиваемых земельных участков будет рассмотрен после утверждения проекта застройки (корректировки) территории Владимирского государственного университета.

Побережный М.М., оценив такое письмо как отказ в заключении с ним договора купли-продажи земельного участка без законных оснований, нарушающий его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия органа местного самоуправления.

В процессе производства по делу Предприниматель заявил в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об уточнении требований и просил признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в уклонении от заключения договора купли-продажи спорного земельного участка. Данное ходатайство судом не было принято.

Между тем суд апелляционной инстанции считает, что последующее заявление Предпринимателя об изменении предмета спора таковым не является, поскольку фактически заявитель лишь уточнил формулировку своих требований без изменения предмета спора.

Исследовав содержание письма администрации от 15.07.2008 № 01-01-08/4447, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оно не является отказом Побережному М.М. в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка.

Однако данный вывод суда первой инстанции признается ошибочным.

Обращаясь в арбитражный суд, Предприниматель посчитал данный ответ органа местного самоуправления как отказ в заключении с ним договора купли-продажи земельного участка.

Администрация г.Владимира в отзыве на заявление Предпринимателя и в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу его требований, соответственно, подтверждает, что со стороны уполномоченного органа имел место именно отказ в предоставлении в собственность земельного участка. Кроме того, в суде первой инстанции администрация привела дополнительные доводы в обоснование невозможности предоставления Побережному М.М. земельного участка в собственность.

Ответ администрации от 15.07.2008 содержит указание на статью 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающую, в том числе, основания отказа в приватизации земельных участков.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, данным ответом орган местного самоуправления фактически отказал заявителю в заключении договора купли-продажи земельного участка, в связи с чем суду первой инстанции следовало рассмотреть требования по существу.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Суд апелляционной инстанции считает, что правовые основания для удовлетворения заявления Побережного М.М. отсутствуют с учетом следующего.

Согласно части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

В силу части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Порядок отчуждения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц предусмотрен Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Согласно пункту 8 статьи 28 этого Закона отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных нуждах.

Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

В силу статьи 4 Федерального закона от 10.05.2007 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд» признан утратившим силу абзац 7 части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому не подлежали отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, в том числе земель общего пользования. Одновременно статья 28 дополнена абзацем следующего содержания: «Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд».

Проанализировав нормы федеральных законов, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся в законах нормы, служащие основанием для отказа в приватизации земельных участков, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, и земельных участков, предусмотренных генеральными планами соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, идентичны по смыслу.

Генеральный план города Владимира, утвержденный решением Совета народных депутатов города Владимира от 19.12.2007 № 306, предусматривает, что квартал, ограниченный улицами Мира, Студенческой, Горького, Белоконской, проспектом Строителей, в границах которого расположен спорный земельный участок, относится к жилой зоне и подлежит застройке многоэтажными жилыми зданиями, учебными заведениями, на участке должны быть размещены территории общего пользования, в том числе занятые зелеными насаждениями (парковая зона), проездами, инженерными коммуникациями.

В частях 1 и 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 10.05.2007 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд», предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

В силу части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае на момент отказа администрацией г.Владимира в предоставлении в собственность спорного земельного участка Побережному М.М. порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд Правительством Российской Федерации не был определен.

В этой связи в переходный период (когда закон принят, а порядка резервирования нет) утвержденный в установленном законом порядке генеральный план, являющийся в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования и предусматривающий строительство других объектов на спорном земельном участке, может считаться достаточным основанием для отказа в предоставлении участка в собственность.

На испрашиваемом Предпринимателем земельном участке предусмотрено строительство многоэтажных жилых домов, в связи с чем спорный земельный участок не может быть предоставлен в собственность ввиду его предназначения для муниципальных нужд.

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ в передаче в собственность земельного участка принят уполномоченным органом и соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Отсутствие совокупности предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания незаконным действия органа местного самоуправления в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требования Предпринимателя.

Учитывая правильность общего вывода суда первой инстанции и внесенные в мотивировочную часть судебного акта дополнения, суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.

Апелляционная жалоба Предпринимателя признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.12.2008 по делу № А11-8492/2008-К2-18/462 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Побережного Михаила Михайловича - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

     ПредседательствующийТ.А. ЗахароваСудьиВ.Н. УрлековИ.А. Смирнова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А11-8492/2008
Принявший орган: Первый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 19 марта 2009

Поиск в тексте