ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2010 года  Дело N А43-2014/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  03.08.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено  10.08.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Нижнего Новгорода

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.03.2010

по делу № А43-2014/2010,

принятое судьей Сандовой Е.М.

по заявлению открытого акционерного общества «Агрокомбинат «Горьковский» о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода об отказе в выдаче разрешения на строительство,

при участии в судебном заседании представителей:

открытого акционерного общества «Агрокомбинат «Горьковский» - Демиденко Г.В. по доверенности от 15.02.2010 сроком действия до 15.02.2013,

и установил:

открытое акционерное общество «Агрокомбинат «Горьковский» (далее – Общество, Агрокомбинат) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме Департамента архитектуры и градостроительства г.Нижнего Новгорода от 03.11.2009 № 27-02-2-8433ш решения администрации города Нижнего Новгорода (далее – Администрация, орган местного самоуправления) об отказе в выдаче разрешения на строительство блока теплиц площадью 2,65 га на земельном участке, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Тепличная, д. 2А.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.03.2010  заявленные требования удовлетворены и выраженный в письме от 03.11.2009 № 27-02-2-8433ш отказ администрации города Нижнего Новгорода в выдаче ОАО «Агрокомбинат «Горьковский» разрешения на строительство блока теплиц на земельном участке, расположенном по адресу: г.Нижний Новгород, Канавинский район, ул.Тепличная, д.2-А, признан незаконным. В целях восстановления нарушенных прав Агрокомбината суд возложил на орган местного самоуправления обязанность в срок до 10.04.2010 устранить допущенные нарушения.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г.Нижнего Новгорода обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.

По мнению органа местного самоуправления, проектная документация Общества не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка в части несоответствия градостроительным регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки в г. Нижнем Новгороде (утверждены постановлением городской Думы от 15.11.2005 № 89).

Заявлением от 03.08.2010 администрация г. Нижнего Новгорода ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании представитель ОАО «Агрокомбинат «Горьковский» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В соответствии со статьями 123,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя Администрации.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что ОАО «Агрокомбинат «Горьковский» является сельскохозяйственным предприятием, основным видом экономической деятельности которого является овощеводство – выращивание овощей в закрытом грунте.

Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 60 871 кв.м, кадастровый номер 52:18:03 02 68:0030, расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, Канавинский район, ул.Тепличная, д.2-А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.08.2007 серия 52-АВ № 101673.

В связи с физическим и моральным износом теплиц Агрокомбинат запланировал строительство современного блока теплиц площадью 2,65 гектара, разработав в этих целях проектную документацию, получил градостроительный план земельного участка и согласования компетентных органов.

28.10.2009 ОАО «Агрокомбинат «Горьковский» обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения на строительство блока теплиц, приложив необходимый комплект документов.

Письмом от 03.11.2009 №27-02-2-8433ш Департамент отказал Агрокомбинату в выдаче разрешения на строительство блока теплиц, обосновав свой отказ несоответствием проектной документации по строительству требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно расположением земельного участка в зоне оптовой торговли, складирования и мелкого производства Ц-6, где строительство блока теплиц невозможно, так как испрашиваемый земельный участок не соответствует видам разрешенного использования данной зоны.

Не согласившись с таким решением органа местного самоуправления, Агрокомбинат обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал соответствие оспариваемого решения действующему законодательству.

Выслушав представителя ОАО «Агрокомбинат «Горьковский», участвующего в деле, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременно наличие совокупности двух условий:

-несоответствие ненормативного правового акта, решения закону или иному правовому акту;

-нарушение ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальный правовой акт как  решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.

В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с пакетом документов, указанных в пункте 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.

В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

-проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

-проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;

-выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В соответствии с частью 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Часть 15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли в границах городских, сельских населенных пунктов относятся к категории земель «земли населенных пунктов» и в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации предназначены для застройки и развития населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в их числе и земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, независимо от формы собственности иных прав на земельные участки.

Собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Орган местного самоуправления обосновал свой отказ в выдаче Обществу разрешения на строительство несоответствием проектной документации по строительству требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно расположением земельного участка в зоне оптовой торговли, складирования и мелкого производства Ц-6, где строительство блока теплиц невозможно.

Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде (далее – Правила землепользования) утверждены постановлением Городской Думы г.Нижнего Новгорода от 15.11.2005 № 89.

Согласно установленным Правилами землепользования  градостроительным регламентам земельный участок с кадастровым номером 52:18:03 02 68:0030 площадью 60871 га по ул.Тепличная, 2-А в Канавинском районе г.Нижнего Новгорода расположен в территориальной зоне Ц-6 - зоне оптовой торговли, складирования и мелкого производства.

Зона Ц-6 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммерческой застройки непроизводственного назначения и обслуживающих центров в промышленных районах, в местах расположения производственных и коммунально-складских баз. Особенностью зоны является сочетание объектов, связанных с обеспечением производственной и другой деятельности, и обслуживающих, коммерческих объектов местного и городского значения.

В зоне Ц-6 определены основные виды разрешенного использования недвижимости, в том числе предприятия по производству товаров, объекты складского назначения различного профиля, склады-магазины оптовой торговли, предприятия оптовой торговли.

Как усматривается из материалов дела, на основании обращения от 23.08.2007 ОАО «Агрокомбинат «Горьковский» выдан градостроительный план находящегося в его собственности земельного участка с кадастровым номером 52:18:03 02 68:0030 площадью 60871 га по ул.Тепличная, 2-А в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода.

Указанная градостроительная документация утверждена постановлением главы администрации г.Нижнего Новгорода от 28.09.2007 № 4412.

Форма и содержание градостроительного плана соответствует статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка» и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министра регионального развития Российской федерации от 11.08.2006  № 93.

Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указывается в том числе информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.

В градостроительном плане земельного участка Общества имеется информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.

Согласно экспертному заключению от 25.06.2008 № 92, выданному филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах г.Нижнего Новгорода, Борском районе», земельный участок по санитарно-гигиеническим условиям пригоден под строительство блока теплиц.

Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 22.08.2008 № 04-323, выданному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, предполагаемое использование испрашиваемого земельного участка площадью 2, 65 гектара под строительство блока теплиц соответствует санитарным правилам.

Заключением Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Нижнего Новгорода от 22.08.2008 № 212 согласован рабочий проект блока теплиц по указанному адресу.