• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2010 года  Дело N А43-20547/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено 23.09.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Нижнего Новгорода, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2010

по делу № А43-20547/2010,

принятое судьей Мукабеновым И.Ю.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Джи-Эм» о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области,

при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Джи-Эм» - Тихомирова А.С. по доверенности от 01.02.2010 сроком действия один год,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Джи-Эм» (далее – Общество, ООО «Джи-Эм») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области (далее – ФГУ «Земельная кадастровая палата», Учреждение) по утверждению землеустроительной документации по межеванию земельного участка под здание котельной с прилегающей территорией площадью 4227 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул.Бекетова, д. 13А (литера «Г»), и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070191:113, расположённого по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 13 А (литера «Г»).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Нижнего Новгорода (далее – Администрация, орган местного самоуправления), общество с ограниченной ответственностью «Вектор» (далее – ООО «Вектор) и открытое акционерное общество «Теплоэнерго» (далее – ОАО «Теплоэнерго»).

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 14.01.2010 Арбитражный суд Нижегородской области осуществил процессуальное правопреемство - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области заменено правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – Управление, Управление Росреестра).

Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.08.2009 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу № А43-7966/2009. Производство по делу возобновлено на основании определения суда первой инстанции от 03.12.2009.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2010 заявленные требования удовлетворены и оспариваемы действия Управления Росреестра и ФГУ «Земельная кадастровая палата» признаны незаконными, не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации. Одновременно суд обязал Управление Росреестра и ФГУ «Земельная кадастровая палата» в течение двух недель после вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Нижнего Новгорода обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Администрация г.Нижнего Новгорода считает, что формирование и регистрация права собственности публичного образования при разграничении государственной собственности на землю не нарушает права других собственников недвижимости, в том числе ООО «Джи-Эм», поскольку в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды, обратившись к его публичному собственнику после оформления им своего права собственности на весь земельный участок.

Управление Росреестра также не согласилось с решением суда первой инстанции от 17.05.2010 и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.

По мнению Управления, отсутствие согласования границ с ООО «Джи-Эм», как с правообладателем временного склада черных металлов, нежилого здания мусоросборника и других объектов, но не смежного землепользователя, не является нарушением законодательства.

ФГУ «Земельная кадастровая палата» также не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить.

Учреждение считает, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта нарушил нормы материального права и не принял во внимание пропуск Обществом срока для подачи заявления о признании незаконными оспариваемых действий.

Администрация г.Нижнего Новгорода, ФГУ «Земельная кадастровая палата» ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Управление Росреестра, ООО «Вектор» и ОАО «Теплоэнерго» явку своих представителей в судебное заседание также не обеспечили.

Представитель Общества указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что ООО «Джи-Эм» принадлежат на праве собственности расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 13, объекты недвижимого имущества: автодороги площадью 624 кв.м., литер 4 (свидетельство от 04.12.2006 серия 52-АБ № 943944); автодороги площадью 329 кв.м, литер 7 (свидетельство от 04.12.2006 серия 52-АБ № 943947); временный склад черных металлов площадью 150,3 кв.м., литер «Ш» (свидетельство серия 52-АВ № 032218); здание мусоросборника площадью 12,5 квм., литер «Щ» (свидетельство от 09.03.2007 серия 52-АВ № 032223).

Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 08.10.2008 № 4667 «Об утверждении проекта границ земельного участка по ул.Бекетова, 13 «А» (литера Г) в Советском районе г.Нижнего Новгорода и отмене постановления главы администрации г.Нижнего Новгорода от 28.11.2006 № 4122» утвержден проект границ земельного участка площадью 0,4277 га, занимаемого находящимся в муниципальной собственности зданием котельной с прилегающей территорией по ул. Бекетова, 13А (литера Г) в Советском районе г.Нижнего Новгорода согласно чертежу № 8738-ЗУ. Комитету по управлению городским имуществом администрации предписано обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.

После проведения межевых работ 27.03.2009 Управление приняло решение № РКФ/09-13951 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого находящимся в муниципальной собственности зданием котельной с прилегающей территорией, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, 13А (литера «Г»).

27.03.2009 ФГУ «Земельная кадастровая палата» поставило испрашиваемый земельный участок на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 52:18:0070191:113.

Общество, полагая, что действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» и Управления Росреестра по утверждению землеустроительных материалов и постановке испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования ООО «Джи-Эм», суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области.

Статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные ин­тересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществле­ния предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В суде первой инстанции заинтересованные лица заявляли ходатайство о применении последствий пропуска предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд и отказе в удовлетворении требований. В суде апелляционной инстанции такая позиция поддержана.

Однако данные доводы не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции как не имеющие в данном случае существенного значения, поскольку суд первой инстанции, дав оценку данному вопросу, рассмотрел требования по существу и принял решение относительно заявленных требований.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно статье 3 вышеуказанного закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения.

Согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

В силу статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 27 названного закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.

Аналогичная норма содержалась ранее в пункте 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Согласно подпункту 3 пункту 3 статьи 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен.

Таким образом, из приведенных норм следует, что кадастровый учет земельных участков не может быть произведен в случае нарушения прав смежных землепользователей, на основании документов, не соответствующих требованиям закона, а признание недействительными документов, послуживших основанием для проведения кадастрового учета, свидетельствует о несоответствии закону действий Управления Роснедвижимости по Нижегородской области по утверждению землеустроительной документации, что влечет признание недействительным проведенного государственного кадастрового учета земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В соответствии с частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

В пункте 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства (в редакции на момент совершения кадастрового учета спорного земельного участка).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396 утверждено Положение о проведении территориального землеустройства (далее- Положение), которое устанавливает порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.

Территориальное землеустройство объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Согласно пункту 3 Положения работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства включают в себя:

а) сбор информации об объектах землеустройства, содержащейся в государственном земельном кадастре, государственном градостроительном кадастре, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации;

б) определение местоположения границ объектов землеустройства, в том числе ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

в) определение вариантов использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

г) определение площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

д) составление карты (плана) объектов землеустройства, отображающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.

В силу пункта 9 Положения работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя:

а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;

б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.

В соответствии с пунктом 10 Положения при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.

Пункты 12, 13 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003 предусматривают передачу извещений заинтересованным лицам под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Извещения, адресованные юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, вручаются полномочным должностным лицам.

В силу пунктов 14.1 и 14.4 указанных выше Методических рекомендаций определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.

Таким образом, при проведении землеустроительных работ необходимо согласование границ земельного участка с собственниками, владельцами, пользователями смеженных земельных участков.

Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

В соответствии с вышеуказанным Положением 17.02.2003 руководителем Росземкадастра утверждены Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства.

Основное содержание, требования к точности, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель определены в Инструкции по межеванию земель, утвержденной 08.04.1996 Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

Согласно пункту 8.1 Инструкции собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.

В силу пункта 8.2 Инструкции извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.

Согласно пункту 9.1 Инструкции установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

В рассматриваемом случае Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, 13, и смежным землепользователем по отношению к администрации г.Нижнего Новгорода. Обществу также на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принадлежит право приобретения в собственность земельных участков, находящихся под этими объектами и необходимых для их эксплуатации.

Следовательно, о проведении землеустроительных работ на предмет формирования спорного земельного участка ООО «Джи-Эм» должно было уведомляться. Вместе с тем в материалах дела надлежащие доказательства, подтверждающие факт извещения Общества о согласовании границ испрашиваемого земельного участка, отсутствуют. Согласование границ с ООО «Джи-Эм», являющимся собственником объектов недвижимости, расположенных на формируемом земельном участке (как со смежным землепользователем), не осуществлялось.

Кроме того, постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 по делу № А43-7966/2009 (оставлено без изменения кассационной инстанцией) признано недействительным постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 08.10.2008 № 4667 в части утверждения проекта границ спорного земельного участка.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что утверждение землеустроительной документации и государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка проведены Управлением Росреестра и ФГУ «Земельная кадастровая палата» с нарушением норм действующего земельного законодательства, в связи с чем удовлетворил заявленные Обществом требования о признании незаконными действий Управления и Учреждения.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые действия Управления Росреества и ФГУ «Земельная кадастровая палата» совершены уполномоченными органами, не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В сложившейся ситуации Обществу созданы препятствия для постановки на кадастровый учет земельного участка под принадлежащими на праве собственности объектами недвижимости ввиду существования спорного земельного участка.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недей­ствительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, применив нормы материального права, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к правильному выводу о законности и обоснованности требований ООО «Джи-Эм». Одновременно в силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возложил на заинтересованных лиц обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества.

При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущеноризнании недействительными ненормативных правовых актов, нобственность окодекса и Федеральных законов.

, руководствуясь пунктами 2 и 5 статьи 27 Зем.

Апелляционные жалобы администрации г.Нижнего Новгорода, Управления Росреестра и ФГУ «Земельная кадастровая палата» признаются не подлежащими удовлетворению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

Доводам заявителей апелляционных жалоб судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация г.Нижнего Новгорода, Управление и Учреждение освобождены от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб.

Руководствуясь статьями 266 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2010 по делу № А43-20547/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Нижнего Новгорода, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

     Председательствующий

     Т.А.   Захарова

     Судьи

     В.Н.   Урлеков

     Е.А.   Рубис

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-20547/2009
Принявший орган: Первый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 23 сентября 2010

Поиск в тексте