ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2009 года  Дело N А43-27019/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября  2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  23 октября 2009 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Урлекова В.Н.,

судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.09.2009 по делу  №А43-27019/2009, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению общественной организации «Нагорное городское общество охотников и рыболовов г.Нижнего Новгорода» о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 31.07.2009 №34-з о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие представители:

от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (уведомление №11539);

от общественной организации «Нагорное городское общество охотников и рыболовов г.Нижнего Новгорода» - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (уведомление №11564).

Первый арбитражный апелляционный суд установил:

общественная организация «Нагорное городское общество охотников и рыболовов г.Нижнего Новгорода» (далее – ОО «Нагорное городское общество охотников и рыболовов г.Нижнего Новгорода», организация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области  с заявлением о признании незаконным и отмене постановления  Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее- Департамент) от 31.07.2009 №34-з о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000руб.

В обоснование своего заявления организация, ссылается на отсутствие вины в совершении вменяемого ей административного правонарушения, указывает, что ею были приняты все зависящие от нее меры для исполнения обязанности по получению правоустанавливающих документов на право пользования землями лесного фонда.

Департамент с доводами заявителя не согласился, указывая на то, что  ОО «Нагорное городское общество охотников и рыболовов г.Нижнего Новгорода» имела возможность привести договор безвозмездного пользования земельным участком лесного фонда в соответствие с требованиями лесного и земельного кодексов Российской Федерации, однако организацией не были приняты все зависящие от нее меры для оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Считает оспариваемое  постановление законным и обоснованным.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.09.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены, постановление от 31.07.2009 №34-з признано незаконным и отменено.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области  решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 20.07.2009 по 31.07.2009 сотрудниками Департамента проведена плановая комплексная проверка соблюдения ОО «Нагорное городское общество охотников и рыболовов г.Нижнего Новгорода» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено использования организацией земель лесного фонда для ведения охотничьего хозяйства без оформленного в установленном порядке правоустанавливающего документа на землю - договора аренды лесного участка, а именно: организацией в нарушение положений статьи 4 Федерального закона №201-ФЗ от 04.12.2006  «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» не переоформлен до 01.01.2009 договор безвозмездного пользования участками леса для организации любительской и спортивной охоты.

По результатам проверки административным органом 31 .07.2009 составлен акт №185-п/з и выдано предписание №185-п/з об устранении организацией выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Усмотрев в действиях организации состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 29.07.2009 №37, на основании которого вынес постановление от 31.07.2009 №34-з о привлечении ОО «Нагорное городское общество охотников и рыболовов г.Нижнего Новгорода» к административной ответственности в соответствии с названной нормой и о назначении ей наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Организация не согласилась с данным постановлением и обжаловала его в арбитражный суд Нижегородской области.

Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводам о недоказанности административным органом вины организации в совершении вменяемого ей административного правонарушения и как следствие этого, об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно пункту 1 статьи 25 и пункту 1 статьи  26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.

В соответствии с требованием статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения   договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации приказом от 04.10.2007 №258 утвердило Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее- Порядок).

В силу пунктов 2, 3 Порядка для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении). Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в переделах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.

В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения, по результатам которого уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, образует состав административного правонарушения, предусмотренного  статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общественная организация обратилась в уполномоченный орган –Департамент Лесного комплекса Нижегородской области с заявкой от 11.11.2008 №44 о приведении договора безвозмездного пользования участками леса для организации любительской и спортивной охоты общественными объединениями охотников от 20.11.2001 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации. Данная заявка получена Департаментом 19.11.2009, что подтверждается штампом о принятии указанного документа (входящий №6250).

Однако ответа на заявку о приведении договора безвозмездного пользования участками леса в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации заявителем получено не было. При этом отказа в переоформлении договора от уполномоченного органа в адрес заявителя также не поступало.

Арбитражным судом Нижегородской области установлено, что организацией были приняты все зависящие от нее меры для исполнения обязанности по получению правоустанавливающего документа на право пользования землями лесного фонда в срок, обеспечивающий переоформление договора до 01.01.2009.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о недоказанности вины ОО «Нагорное городское общество охотников и рыболовов г.Нижнего Новгорода» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса, является правильным.

Привлекая организацию к административной ответственности, административный орган ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не указал в чем именно состоит субъективная сторона вменяемого ОО «Нагорное городское общество охотников и рыболовов г.Нижнего Новгорода» правонарушения, какие еще зависящие от него меры, кроме своевременной подачи заявления о переоформлении договора, не приняты организацией для соблюдения требований лесного и земельного законодательства.

При таких данных, арбитражный суд Нижегородской области, руководствуясь положениями части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно признал незаконным и отменил постановление административного органа за недоказанностью им вины организации в совершении вменяемого ей административного правонарушения. Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит.

Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.09.2009 по делу №А43-27019/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

     Председательствующий

     В.Н. Урлеков

     Судьи

     Ю.В. Протасов

     Т.А.   Захарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка