• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 августа 2010 года  Дело N А43-43126/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено 03.08.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.04.2010

по делу № А43-43126/2009,

принятое судьей Мукабеновым И.Ю.

по заявлению конкурсного управляющего сельскохозяйственного производственного кооператива «Хахальский»

о признании незаконным отказа Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в переоформлении права безвозмездного пользования участком лесного фонда на право аренды,

при участии:

от Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Пряничниковой О.А. по доверенности от 12.01.2010 № 5;

от сельскохозяйственного производственного кооператива «Хахальский» - Филипьева Е.А., конкурсного управляющего, Харитонова А.В. по доверенности от 20.07.2010 № 2,

и установил:

конкурсный управляющий сельскохозяйственного производственного кооператива «Хахальский» (далее Кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) в переоформлении права безвозмездного пользования участком лесного фонда на право аренды и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения путем направления Кооперативу проекта договора аренды спорных участков лесного фонда.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее Управление Росимущества).

Решением от 01.04.2010 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование и признал незаконным отказ Министерства в переоформлении права безвозмездного пользования участком лесного фонда на право аренды, выраженный в письме от 02.10.2009 № 319/04-5741. При этом суд обязал уполномоченный орган устранить допущенные нарушения путем рассмотрения по существу заявления Кооператива.

Министерство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что законодатель установил конкретный срок, в течение которого договоры на право пользования лесным фондом, заключенные в период действия Лесного кодекса 1997 года, могли быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года. Указанный срок является сроком существования гражданского права и представляет собой срок действия субъективного права во времени. Сроки существования гражданских прав призваны обеспечить управомоченным лицам время для реализации их прав и вместе с тем придать определенность и устойчивость гражданскому обороту. С истечением данного срока субъективное гражданское право прекращается, а возможность его реализации утрачивается, поэтому обращение по истечении установленного срока является основанием для принятия решения об отказе в переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда.

Кроме того, по мнению Министерства, отсутствие государственной регистрации договора аренды безвозмездного пользования участком лесного фонда является основанием для отказа в переоформлении соответствующего договора, так как право пользования участком лесного фонда не возникло.

Как указало Министерство, заявление, представленное Кооперативом, не соответствовало установленным законодательством требованиям, что является дополнительным основанием к отказу в удовлетворении обращения конкурсного управляющего.

Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.

Конкурсный управляющий Кооператива в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к отзыву указал на законность и обоснованность принятого судом решения, в связи с чем просил оставить его без изменения.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21.07.2010 объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 27.07.2010.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 01.04.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.11.2002 между Семеновским сельским лесхозом-филиалом Федерального государственного учреждения «Нижегородское управление сельскими лесами» и Кооперативом заключен договор № 9 безвозмездного пользования участками лесного фонда, находящимися в границах землепользования последнего, а именно: кварталы с 1 по 40 общей площадью 5223 га.

Соответствующие участки были переданы по акту приема-передачи, а право безвозмездного пользования зарегистрировано Семеновским районным филиалом Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним 20.01.2003.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.06.2006 Кооператив признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Филипьев Е.А.

09.09.2009 Кооператив обратился в Министерство с заявлением о переоформлении вышеуказанного договора на договор аренды на 49 лет.

Письмом от 02.10.2009 № 319/04-5741 Министерство со ссылкой на часть 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», согласно которой договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009, сообщило, что возможность переоформления договора после 31.12.2008 утрачена в силу закона.

Посчитав отказ Министерства незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не обитающим на особо охраняемых природных территориях и (или) не занесенным в Красную книгу Российской Федерации) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 26.02.2009 № 77 Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области создано в соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указом Губернатора Нижегородской области от 30.12.2008 № 62 «О реструктуризации органов исполнительной власти Нижегородской области» и является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.

Для приведения указанных договоров в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (далее - уполномоченный орган).

По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (далее - решение) (пункт 7 Порядка).

Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 9 Порядка).

Как следует из материалов дела, отказ Министерства в переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда основан на том, что Кооператив обратился с заявлением о переоформлении договора по истечении срока, установленного Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», после 01.01.2009.

По мнению уполномоченного органа, срок, в который должны быть переоформлены договоры аренды участков лесного фонда или договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда, является пресекательным, по истечении которого пользователь таких участков лишается права на переоформление имеющегося договора.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд первой инстанции правильно указал, что ни из содержания статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ни из принятого в соответствии с ним Порядка не усматривается, что после 01.01.2009 хозяйствующий субъект лишается права обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган и обращение после этой даты является основанием для отказа в переоформлении договора. Установление в законе срока приведения договоров аренды участков лесных фондов и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с положениями Лесного кодекса Российской Федерации не означает, что по истечении этого срока действующие договоры не могут быть переоформлены.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для отказа Кооперативу в переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда ввиду истечения установленного срока у уполномоченного органа не было.

Таким образом, оспариваемое Кооперативом решение принято уполномоченным органом, однако не соответствует Федеральному закону от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При этих условиях суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Кооператива о признании незаконным отказа Министерства в переоформлении права безвозмездного пользования участком лесного фонда на право аренды, изложенного в письме от 02.10.2009 № 319/04-5741.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции указал правильный способ восстановления нарушенных прав Кооператива путем возложения на Министерство обязанности рассмотреть по существу заявление Кооператива.

Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Министерства, основанная на неверном толковании норм действующего законодательства, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.04.2010 по делу № А43-43126/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

     ПредседательствующийИ.А. СмирноваСудьиТ.А. ЗахароваЕ.А. Рубис

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-43126/2009
Принявший орган: Первый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 03 августа 2010

Поиск в тексте