ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 октября 2010 года  Дело N А43-6278/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  04.10.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено  08.10.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «ТСБ»

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.07.2010

по делу № А43-6278/2010,

принятое судьей Шевцовым С.Г.

по заявлению закрытого акционерного общества «ТСБ» о признании незаконными действий Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области,

при участии в судебном заседании представителей:

закрытого акционерного общества «ТСБ» - Хановой Д.Д. по доверенности от 26.02.2010 сроком действия один год;

администрации г.Дзержинска Нижегородской области – Сафиуловой С.В. по доверенности от 21.06.2010 № 49 сроком действия один год,

и установил:

закрытое акционерное общество «ТСБ» (далее – Общество, ЗАО «ТСБ») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – Управление, Управление Росреестра), Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области (далее – Учреждение, ФГУ «Земельная кадастровая палата») по постановке земельного участка площадью 22 724 кв. м, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Дзержинск, ул.Менделеева, Восточный промрайон, на государственный кадастровый учет, внесению сведений в государственный кадастр недвижимости и присвоению земельному участку кадастрового номера 52:21:00 00 016:231.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г.Дзержинска Нижегородской области (далее - администрация г.Дзержинска, орган местного самоуправления).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.07.2010 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО «ТСБ» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

По мнению Общества, кадастровый учет земельных участков не может быть произведен на основании документов, не соответствующих требованиям законодательства, а признание недействительными документов, послуживших основанием для проведения кадастрового учета, дополнительно свидетельствует о несоответствии закону действий по постановке земельного участка на кадастровый учет.

В судебном заседании представитель ЗАО «ТСБ» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель администрация г.Дзержинска Нижегородской области указал на обоснованность апелляционной жалобы. Считает обжалуемый судебный акт принятым с нарушением действующего законодательства, просит его отменить и удовлетворить требования Общества.

Управление Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что права и законные интересы ООО «ТСБ» фактически нарушает администрация г.Дзержинска, а не Управление Росреестра. Просит оставить решение суда без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Заявлением от 04.10.2010 Управление Росреестра ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области отзыв на апелляционную жалобу не представило, заявлением от 04.10.2010 ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что ЗАО «ТСБ»  неоднократно обращалось в администрацию г. Дзержинска с заявлением о выкупе земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Менделеева, Восточный промрайон, на котором расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.07.2007 по делу № А43-90/2007 бездействие администрации г.Дзержинска, выразившееся в непредоставлении в собственность ЗАО «ТСБ» и необеспечении изготовления кадастровой карты (плана) испрашиваемого земельного участка, признано незаконным. Арбитражный суд обязал администрацию г.Дзержинска обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и направить в адрес Общества договор купли-продажи данного земельного участка, определив границы и размер земельного участка с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Во исполнение решения Арбитражного суда Нижегородской области от 18.07.2007 администрация г.Дзержинска издала постановление от 25.12.2007 № 3971 «Об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г. Дзержинск, ул. Менделеева, Восточный промрайон». Данным постановлением утвержден проект границ земельного участка площадью 22 724 кв. м.

Постановлением от 28.12.2007 № 4027 «О предоставлении в собственность ЗАО «ТСБ» земельного участка, расположенного по адресу: г. Дзержинск, ул. Менделеева, Восточный промрайон» для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы Обществу предоставлен в собственность земельный участок площадью 22 724 кв. м.

На основании описания земельного участка и постановлений администрации г.Дзержинска от 25.12.2007 № 3971, от 28.12.2005 № 4027, представленных Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г.Дзержинска в Дзержинский территориальный (межрайонный) отдел Управления Роснедвижимости по Нижегородской области, земельный участок площадью 22 724 кв. м поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 52:21:0000016:0231.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2009 по делу № А43-20451/2008 удовлетворено заявление ЗАО «ТСБ» о признании недействительными постановлений администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 25.12.2007 № 3971 и от 28.12.2007  № 4027. Данным судебным актом установлено, что Общество фактически использует земельный участок площадью 35 779 кв.м, границы земельного участка площадью 22 724 кв.м с ним не согласовывались.

Впоследствии на обращение администрации г.Дзержинска ФГУ «Земельная кадастровая палата» письмом от 03.02.2010 сообщило об отсутствии возможности снять с учета земельный участок с кадастровым номером 52:21:0000016:0231 на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2009, поскольку судебным актом данный вопрос не разрешался.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Дзержинска письмом от 21.01.2010 сообщил ЗАО «ТСБ» о том, что наличие поставленного на кадастровый учет земельного участка, имеющего кадастровый номер 52:21:0000016:0231, является препятствием для формирования испрашиваемого Обществом земельного участка площадью  35 779 кв.м.

ЗАО «ТСБ», считая, что постановка земельного участка площадью 22 724 кв.м на кадастровый учет с присвоением номера 52:21:0000016:0231 произведена незаконно и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7, 25, 27  Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и исходил из того, что оспариваемые действия соответствуют действующему законодательству и не нарушаюешает его права и законные интересы, исвоением номера т права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Выслушав представителей Общества и органа местного самоуправления, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные ин­тересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществле­ния предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004  №  418 (действовало на момент совершения оспариваемых действий) утверждено Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, согласно которому Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю (пункт 1).

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (пункт5.4.2.);

утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства (5.4.9.).

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (вступил в действие 01.03.2008) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно статье 3 вышеуказанного закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения.

Согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (действовал во время совершения оспариваемых действий, далее - Закон) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений (статья 2 Закона).

Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (статья 1 Закона).

Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков (статья 7 Закона).

На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий (статья 17 Закона).

Согласно статье 19 Закона государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике (пункт 1).

Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (пункт 2).