ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2010 года  Дело N Ф09-3861/10-С1


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников, так как комиссия руководствовалась Правилами "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников" и положениями ФЗ N 115-ФЗ, при этом правомерно указав на приоритетное использование национальных трудовых ресурсов]
(Извлечение)

 

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: ...

рассмотрел в судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Восход» (далее – общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.02.2010 по делу №  А34-8394/2009.

В судебном заседании принял участие представитель общества  Барышников К.В. (доверенность от 12.05.2010 б/н).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области  с заявлением о признании незаконными действий Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Курганской области (далее - комиссия), выразившихся в отклонении заявки общества  о привлечении иностранных работников из Китая в Куртамышский район Курганской области на 2010 г.

Решением суда  от 19.02.2010  (судья ...) в удовлетворении заявления общества отказано.

В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда о возможности удовлетворения потребностей общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в Главное управление по труду и занятости населения Курганской области  с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2010 г. В соответствии с названной заявкой дополнительная потребность общества в иностранных работниках составляет 90 человек, в том числе по специальностям: овощевод - 87 человек, агроном –  1 человек, повар – 2 человека. Страна, из которой предусматривается привлечение иностранных работников – Китай. В качестве причины привлечения иностранной рабочей силы указано развитие новых технологий и отсутствие национальных кадров в регионе.

На заседании комиссии заявка общества отклонена (протокол от 04.07.2009 № 4).

Письмом от 13.07.2009 № 01-2528 обществу сообщено о результатах рассмотрения заявки.

Не согласившись с действиями комиссии по отклонению заявки, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности действий комиссии.

Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон  № 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности  (ст. 1 названного Закона).

Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 18 указанного Закона определено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.

Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ).

Процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  от 22.12.2006 № 783 (далее – Правила).

Согласно п. 17 Правил межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (п. 18 Правил).

Функции по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Курганской области возложены на Главное управление по труду и занятости населения Курганской области,  в соответствии с Указом Губернатора Курганской области от 14.05.2007 №91. Указанные органы власти рассматривают заявки работодателей и готовят соответствующее заключение и информацию на межведомственные комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников.

В соответствии с п. 15 Правил Указом Губернатора Курганской области от 23.05.2007 № 106 создана комиссия, утверждено Положение о комиссии и ее состав.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что, отклоняя заявку общества, комиссия, руководствуясь Правилами и положениями Закона  № 115-ФЗ,  исходила из приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда в Курганской области.

При этом, как правильно указал суд,  комиссия сделала обоснованный вывод о наличии возможности удовлетворения потребности общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.

Комиссия, руководствуясь подп. «а» п. 18 Правил, правомерно отказала в удовлетворении заявки общества.

Доказательств обращения общества в службу занятости за услугой подбора соответствующего персонала, а также с целью подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации и невозможности удовлетворения потребности в рабочей силе в связи с отказом центра занятости  в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 19.02.2010 по делу  № А34-8394/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Восход» – без удовлетворения.

     Председательствующий
  ...

     Судьи
  ...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка