ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 декабря 2008 года  Дело N А40-20153/2008

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Черпухиной В.А.

судей Власенко Л.В., Дудкиной О.В.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Зинковский С.Б. – дов. №Д/08-172 от 25.09.08; Ковалев С.И. – дов. №Д/08-173 от 25.09.08

от ответчика Волобоев М.В. – дов. №55-05/00005 от 09.01.07

рассмотрев 01.12.08  в судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №4

на решение от 23.06.08

Арбитражного суда г. Москвы

принятое  Бедрацкой А.В.

на постановление от  28.08.08 №09АП-9996/2008-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое Яковлевой Л.Г., Нагаевым Р.Г., Сафроновой М.С.

по иску (заявлению) ОАО «Саратовэнерго»

о признании недействительным письма, обязании списать пени, штрафы

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Саратовэнерго» (далее - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением  о признании недействительным письма МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (далее - Инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) от 14.03.08 №11-10/03561 и обязании налогового органа списать суммы пеней и штрафов в размере 550 463 654,72 руб.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.08, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.08, заявленные требования удовлетворены. Письмо МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 от 14.03.08 № 11-10/03561 «О списании реструктурированных пени и штрафов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.99 № 1002, вынесенное в отношении Общества на общую сумму 550 463 654,72 руб., признано недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.

Инспекция обязана списать реструктурированные пени,  штрафы Общества на общую сумму 550 463 654,72 руб.

Законность и обоснованность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой Инспекция просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Общества, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.

Основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта налогового органа послужило то, что налогоплательщиком пропущен четырехлетний срок,  установленный Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 № 1002 и  Постановлением Правительства РФ от 24.04.02 № 269 «О списании задолженности по пеням и штрафам», который,  по мнению Инспекции, начинает течь с момента вынесения решения от 30.08.01 №3 «О реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», следовательно,  основания для списания реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам, отсутствуют.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно указали, что реструктуризация  задолженности по налогам и сборам Общества принята решениями налогового органа в  период с 2001 г. по 2004 г. Все решения налогового органа от 30.08.01 №3, от 30.08.01 № 4, от 28.09.01 № 12, от 30.09.04 № 9 о реструктуризации содержат ее обязательные условия, в частности, окончательный размер реструктуризированных сумм задолженности, которые налогоплательщик обязан выполнять. Последнее решение налогового органа, устанавливающее условия реструктуризации, вынесено 30.09.04, следовательно, с этого момента Общество вправе исчислять 4-х летний срок.

Поскольку последний платеж по погашению реструктуризируемой недоимки по налогам и сборам был осуществлен Обществом в 3 квартале 2007 г., организация погасила недоимку по налогам и сборам в пределах 4-летнего срока, дающего право на списание реструктурированных сумм пеней и штрафов.

То, что согласно платежным поручениям № 834 от 18.06.07 № 895 от 19.06.07 № 181, 182 от 03.07.07, № 908 от 19.06.07, № 909 от 19.06.07, № 139268 от 18.06.07 Общество произвело последние платежи, погасив реструктурированную задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ в полном объеме до истечения срока, предусмотренного графиком погашения задолженности по налогам и сборам, начиная с момента окончательного определения условий реструктуризации задолженности по налогам и сборам, налоговым органом не оспаривается

П.2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности федеральным налогам и сборам, а так же задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением правительства РФ от 03.09.99 № 1002, утвержденным приказом МНС РФ от 30.04.02 №БГ-3-29/235 предусмотрено, что  полное списание суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили в течение 4 лет после принятия решения реструктурированную задолженность производится МНС РФ с момента погашения указанной задолженности.

Суды пришли к правильному  выводу о том, что в связи с полным досрочным погашением реструктурированной кредиторской задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, заявитель имеет право на полное списание задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 550 463 654,72 руб., в том числе пени по НДС 457 937 520 руб., штраф 791310,08 руб.; пени по налогу на дивиденды 2 639 328,48 руб.; пени по плате за нормативные и сверхнормативные выбросы 947 511,04 руб штраф 659,04 руб.; пени по фонду занятости 7 662 300 руб.; пени по дополнительным платежам по налогу на прибыль 31 392 265,12 руб., штраф 49 092 760,96 руб.

Поскольку окончательное определение условий реструктуризации было установлено решением налогового органа от 30.09.04 №9, и заявитель досрочно погасил основную задолженность, суд обоснованно пришел к выводу, что отказ Инспекции списать суммы задолженности по пеням и штрафам нарушает права заявителя, поэтому правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы Инспекции о том, что суд вышел за пределы заявленных требований не соответствуют действительности.

Заявитель просил признать недействительным ненормативный акт налогового органа – письмо от 14.03.08 №4 и обязать списать суммы задолженности по пеням и штрафам.

Именно эти требования были предметом рассмотрения суда.

Нормы материального права: п.3 и п.5 Постановления Правительства РФ от 03.09.99 №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», нормы Постановления Правительства РФ от 24.04.02 №269 «О списании суммы задолженности по пеням и штрафам». п. 2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 №1002 (утв. Приказом МНС РФ от 30.04.02 №ВГ-3-29/235) при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Оснований, предусмотренных ст.288  Арбитражного процессуального кодекса для отмены судебных актов, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.08, и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.08 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №4 – без удовлетворения.

Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №4 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб по кассационной жалобе

     Председательствующий
  В.А. Черпухина

     Судьи
  Л.В. Власенко

     О.В. Дудкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка