• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2009 года  Дело N А41-3077/2008

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Тетёркиной С.И.

судей Долгашевой В.А., Коротыгиной Н.В.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): Волков И.Ю., дов. от 30.12.08 №1, Гусева Н.Г., дов. от 30.12.08 № 10,

от ответчика: Мелякин А.И., нач. отдела, дов. от 31.03.09 № 10424, Ушакова О.В., дов. от 14.04.09 № 11575

рассмотрев 12.05.2009 всудебномзаседаниикассационнуюжалобу МРИ ФНС России № 8 по Московской области, ответчика,

на постановление от 13.02.2009

Десятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Макаровской Э.П., Александровым Д.Д., Мордкиной Л.М.

по иску (заявлению) ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова»

о признании решения недействительным

к МРИ ФНС России № 8 по Московской области

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие Российской Федерации «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» (ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова», Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Московской области (МРИ ФНС России № 8 по МО, далее- инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 4524 от 26.12.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2008 года в

удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на недоказанность исключения спорных земельных участков из числа объектов налогообложения.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 года решение суда отменено, требования заявителя удовлетворены.

При этом апелляционный суд исходил из того, что спорные земельные участки не являются объектами налогообложения в силу п. 2 ст. 389 НК РФ.

В кассационной жалобе инспекции содержится просьба об отмене постановления апелляционного суда и отклонении требований заявителя. По мнению инспекции, апелляционным судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы жалобы.

Заявитель в отзыве и его представители в заседании суда возражали против удовлетворения жалобы, считая постановление апелляционного суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене обжалуемого постановления апелляционного суда.

Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области по месту нахождения земельных участков (уведомления о постановке на учет в налоговом органе от 22.06.2007 №№ 261619, 261624).

30.07.2007 ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» представило в МРИ ФНС России № 8 по Московской области налоговую декларацию по земельному налогу с отражением данных по участкам, находящимся по адресу: Московская область, Луховицкий район, п. Белоомут, разрешенное использование -испытательная станция площадью 331000 кв.м., кадастровый номер 50:35:0010514:0121, кадастровая стоимость - 68 470 660 руб.; Московская область, Луховицкий район, в границах Белоомутского Лесничества,разрешенное использование - авиационный полигон, площадью 21143000 кв.м., кадастровый номер 00:35:0010303:0002, кадастровая стоимость - 4 373 640 980

руб.

В соответствии с указанной декларацией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 16657918 руб.

По результатам камеральной проверки инспекцией составлен акт № 1114 от 10.10.2007.

21.11.2007 ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» представило возражения на акт камеральной проверки и уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2006г., в которой указало к уплате «нулевую» сумму налога.

Рассмотрев уточненную декларацию и возражения на акт камеральной проверки, инспекция приняла решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля № 1 от 26.11.2007.

После окончания проверки налоговым органом вынесено решение № 452 от 26.12.2007 о привлечении ФГУП «ЛИИ им. М.М.Громова» к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 4997 375 руб. 40 коп.

Не согласившись с решением, ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» оспорило его в суде.

Удовлетворяя требование заявителя, апелляционный суд исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается фактическое использование земельных участков для целей обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, в связи с чем эти участки, как ограниченные в обороте, не подлежат налогообложению земельным налогом.

Вывод суда апелляционной инстанции соответствует примененным нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам.

В силу статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 НК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.

Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков (подпункт 1 пункта 2 статьи 8 ЗК РФ).

Как видно из материалов дела, в соответствии с Постановлением главы Администрации Луховицкого района Московской области от 11.10.1994 № 1443 за ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» закреплено право пользования земельным участком общей площадью 2147,4 га. (испытательная станция - 33,1 га и авиационный полигон - 2114,3 га).

Отделом по Луховицкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с выдачей кадастровых планов с указанием их кадастровой стоимости:

- авиационный полигон план № 35-2/06-2780 от 02.10.2006, кадастровый номер

50:35:001 03 03:0002, площадь 21143000 кв.м., категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

- испытательная станция план № 35-2/06-2781 от 02.10.2006, кадастровый номер

50:35:001 05 14:0121, площадь 331000 кв.м., категория: земли промышленности,

транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического

обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

При этом, согласно письмам № 845 и № 846 от 20 декабря 2005 года Отдела по Луховицкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, земельный участок с кадастровым номером 50:35:070201:0001 (расположенный порядка 12 км. на север от ориентира п. Белоомут, площадью 2114,3000 га) идентифицирован как земельный участок с номером 50:35:001 03 03:0002;

- земельный участок с кадастровым номером 50:35:060 304 :0002 (расположенный порядка 1 км. на север от ориентира п. Белоомут, площадью 33,1000 га) идентифицирован как земельный участок с номером 50:35:001 05 14:0121.

В соответствии с пунктом 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.

В силу пункта 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).

Как установлено апелляционным судом, Постановлением Совета Министров СССР от 02.02.1959 № 2-ПП-614с Летно-исследовательскому институту имени М.М. Громова были отведены два земельных участка для использования под испытательный полигон и создания испытательной станции площадью 33,1 га. На данных земельных участках располагались объекты ВВС Министерства обороны СССР, которые согласно указанному постановлению были переданы ЛИИ им. М.М. Громова.

Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2005г. № 1115-р утвержден Перечень №46:224 земельных участков, расположенных на территории Московской области в границах Луховицкого района, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.

Данный Перечень определяет категорию земельного участка, выделенного ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова», как земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В соответствии с Уставом ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» является государственным научным центром Российской Федерации, чье имущество находится в собственности Российской Федерации.

Основными видами деятельности предприятия, в числе прочих, являются:

- научно-методическое и метрологическое обеспечение создания на всех этапах летательных аппаратов, авиационных комплексов, систем вооружения и технологий летных испытаний;

- комплексное противодействие иностранным техническим разведкам;

- осуществление проектирования, разработки, изготовления и эксплуатации экспериментальных воздушных судов и других экспериментальных летательных

аппаратов, в том числе беспилотных;

- научно-методическое и метрологическое обеспечение создания (на всех этапах) летательных аппаратов, авиационных комплексов, систем вооружения и технологий летных испытаний;

- разработка, производство, испытания (включая летные испытания) и утилизация вооружения, военной техники, боеприпасов, гражданской авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- деятельность, связанная с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

- подготовка специалистов парашютно-десантной службы.

Указом Президента РФ от 04 августа 2004 года № 1009 Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова включен в перечень стратегических предприятий (№ 191 Перечня).

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 06 апреля 2001г. № 108/12 ЛИИ им. М.М.Громова вошел в перечень предприятий по экономическому развитию научно-производственного комплекса в части выполнения федеральных программ развития авиации по увеличению объемов производства за счет получения оборонных заказов.

Кроме того, ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

Судом апелляционной инстанции установлено, и инспекцией не оспаривается, что ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» является исполнителем государственного оборонного заказа, участвует в реализации Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» на 2007-2010 годы и на период до 2015 года, финансируемой за счет государственных капитальных вложений.

Апелляционный суд также установил, что на территории испытательного полигона ЛИИ систематически обнаруживаются и уничтожаются авиабомбы, минометные мины, артиллерийские снаряды. Данное обстоятельство налоговым органом не опровергнуто.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Исходя из смысла и содержания пунктов 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ ограничение оборотоспособности земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, вызвано не отнесением этих земельных участков к землям обороны и безопасности (статья 93 ЗК РФ), а целевым назначением данных земельных участков.

Таким образом, земельные участки, которые используются для обеспечения деятельности органов, предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, по своему целевому (специальному) назначению относятся к землям обороны и безопасности.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, письмом от 13.03.2007 N Д08-840 разъяснило, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом Российской Федерации.

На основе анализа и оценки доказательств, имеющихся в деле, с учетом установленных по делу обстоятельств апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что земли испытательного авиационного полигона и испытательной станции, как используемые исключительно в интересах обороны и безопасности Российской Федерации при проведении научно-исследовательских и экспериментальных работ, не являются объектом налогообложения земельным налогом на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ.

В силу положений статьи 1, пункта 1 статьи 7, пунктов 1 - 3 статьи 8, статьи 12, пунктов 1 - 4 статьи 13, пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре» в состав сведений, подлежащих указанию в государственном земельном кадастре, не входят сведения об изъятии земельного участка из оборота либо о его ограничении в обороте.

Таким образом, отсутствие в выписке из государственного земельного кадастра сведений об ограничении земельного участка в обороте либо его изъятии из оборота, равно как отсутствие распоряжения Правительства Российской Федерации о разрешенном использовании в целях обеспечения обороны и безопасности, а также ограничении оборотоспособности спорных земельных участков не является доказательством того, что эти участки не имеют таких ограничений применительно к профилю их использования.

Довод инспекции о том, что, признав спорные земельные участки относящимся к землям обороны и безопасности, апелляционный суд вышел за пределы заявленных требований, ошибочен.

Заявитель, оспаривая решение инспекции, ссылался на отсутствие у него объекта обложения земельным налогом и, соответственно, обязанности по его уплате, исходя из размера которой рассчитана налоговая санкция за нарушение срока представления налоговой декларации.

С учетом основания заявленного требования суд апелляционной инстанции правильно определил предмет доказывания и правомерно исследовал вопрос о принадлежности спорного земельного участка к землям обороны и безопасности.

Представление заявителем первичной декларации по земельному налогу за спорный период с указанием суммы налога к уплате не может свидетельствовать о правомерности признания его плательщиком земельного налога в отношении спорных земельных участков и не лишает его права заявить о своей льготе в уточненной декларации за тот же период.

Суд кассационной инстанции считает, что апелляционным судом правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не нарушены требования процессуального закона и сделаны выводы, соответствующие установленным обстоятельствам и материалам дела.

Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, представляют собой иное толкование норм материального права и не свидетельствуют о судебной ошибке, в связи с чем не принимаются в качестве оснований к отмене обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст.176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2009 года по делу № А41-3077/08 оставить без изменения, кассационную жалобу МРИ ФНС России № 8 по Московской области- без удовлетворения.

     Председательствующий
  С.И.  Тетёркина

     Судьи
  В.А.  Долгашева

     Н.В.  Коротыгина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А41-3077/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Московского округа
Дата принятия: 13 мая 2009

Поиск в тексте