• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 июля 2010 года  Дело N А41-32685/2009

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Зверевой Е.А.

судей Нечаева С.В., Стрельникова А.И.

при участии в заседании:

от истца – Министерства имущественных отношений Московской области – Черняховская Л.В. дов. от 29.12.09г. №ИС-11734

от ответчиков – неявка, извещен

от третьих лиц – ОАО «АПТОР» - Гущина Л.Н. дов. б/н от 01.07.2010г.

рассмотрев 01.07.2010 в судебном заседании кассационную жалобу

ТУ Росимущества

на решение от 09.03.2010г.

Арбитражного суда Московской области

принятое судьей Матеенковым А.В.

по иску Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Мытищинского муниципального района

о признании права государственной собственности и признании права РФ отсутствующим

к ТУ Росимущества по Московской области

3-и лица Управление Росреестра по Московской области, ООО «ЕВРОПАК-2005», ОАО «АПТОР», ООО «РАР-СКАНИЯ ИНВЕСТ»

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в Арбитражный суд Московской области (с учетом уточнения исковых требований) с иском о признании права государственной собственности на земельные участки, собственность на которые не разграничена, в отношении следующих земельных участков:

- площадью 125000 кв.м с кадастровым номером 50:12:0080311:0002, вид разрешенного использования «торгово-выставочный центр», категория земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», расположенный по адресу: Московская обл, Мытищинский р-н вблизи п. Вешки, обремененный договором аренды земельного участка 18052-Z от 03.02.2004, заключенным с ООО «ЕВРОПАРК-2005»;

- площадью 24299 кв.м с кадастровым номером 50:12:008 03 11:0005, вид разрешенного использования «для размещения объектов придорожного сервиса и здания офиса», категория земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», расположенный по адресу: Мытищинский р-н, вблизи д. Вешки, Сгонниковского с/о, обремененный договором аренды земельного участка 18017-Z от 31.10.2002, заключенным с ООО « РАР - СКАНИЯ ИНВЕСТ»;

- площадью 11415 кв.м с кадастровым номером 50:12:102005:0013, вид разрешенного использования «автотранспортное предприятие», категория земель «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: г. Мытищи, ул. Академика Каргина, 35, обремененный договором аренды земельного участка 18005-Z от 08.08.2001, заключенным с ОАО «АПТОР»;

Кроме того, истцы просили признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.

Решением Арбитражного суда Московской области от 09.03.2010г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена без правоустанавливающих документов, поскольку ответчиком в регистрирующий орган не было представлено доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорные земельные участки.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что при принятии судебного акта судом были нарушены нормы материального и процессуального права. Кроме того, заявитель полагает, что заявителем избран неправильный способ защиты своего нарушенного права.

Представитель первого истца – Министерства имущественных отношений Московской области - против доводов кассационной жалобы возражал.

От второго истца - Администрации Мытищинского муниципального района поступил отзыв, в котором истец возражает против доводов кассационной жалобы.

Представитель третьего лица – ОАО «АПТОР» - против доводов кассационной жалобы возражал, и просил рассмотреть кассационную жалобу без его участия.

Ответчик – ТУ Росимущества и третьи лица - Управление Росреестра по Московской области, ООО «ЕВРОПАК-2005», ООО «РАР-СКАНИЯ ИНВЕСТ», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных на нее отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, до 01.07.2006 в Московской области заключение договоров аренды земли свыше 1 га, затем свыше 3 гектаров, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось Министерством имущественных отношений Московской области.

На основании ранее действующего законодательства Министерством имущественных отношений до 01.07.2006 г. были заключены следующие договоры аренды на 49 лет на земельные участки, расположенные на территории Мытищинского района:

Договор № 18052- Z от 03.02.2004 г. с ООО «ЕВРОПАРК-2000» на земельный участок площадью 125000 кв.м с кадастровым номером 50:12:0080311:0002, вид разрешенного использования «торгово-выставочный комплекс», категория земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», расположенный по адресу: Московская область, Мытищинский р-н, вблизи п. Вешки. Согласно Договору № 1/03 от 28.06.2006 г., заключенному между ООО «ЕВРОПАРК-2000» и ООО «ЕВРОПАРК-2005» о переуступке прав и обязанностей по договору аренды, арендатором по договору аренды стало ООО «ЕВРОПАРК-2005»;

Договор № 18017- Z от 31.10.2002 г. с ООО «СКАНИЯ-РОССИЯ» на земельный участок площадью 24299 кв.м с кадастровым номером 50:12:008 03 11:0005, вид разрешенного использования «для размещения объектов придорожного сервиса и здания офиса», категория земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», расположенный по адресу: Мытищинский район, вблизи д. Вешки. Согласно договору от 14.11.2002 г., заключенному между ООО «СКАНИЯ-РОССИЯ» и ООО «РОЗЕЗМАЙЛ МКАД» о переуступке прав и обязанностей по договору аренды арендатором по договору стало ООО «РОЗЕЗМАЙЛ МКАД». Согласно договора от 18.11.2004 г., заключенному между ООО «РОЗЕЗМАЙЛ МКАД» и ООО «РАР-СКАНИЯ ИНВЕСТ» о переуступке прав и обязанностей по договору аренды арендатором по договору стало ООО «РАР-СКАНИЯ ИНВЕСТ»;

Договор № 18005-Z от 08.08.2001 г. с ОАО «АПТОР» на земельный участок площадью 11415 кв.м с кадастровым номером 50:12:102005:0013, вид разрешенного использования «производственная база автотранспортного предприятия», категория земель «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: г. Мытищи, ул. Академика Каргина, 35.

Как указывают истцы, согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.032009 г. № 98/005/2009-6282 указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельные участки, являющиеся предметом вышеназванных договоров, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Полагая, что оспариваемая государственная регистрация произведена с нарушением норм действующего законодательства, истцы обратились с настоящим иском в суд.

В силу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд вправе обратиться лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.

Как усматривается из выписки ЕГРП правообладателем спорных земельных участков указана Российская Федерация.

Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах»

Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного п. 2 ст. 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В порядке п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получать арендные платежи.

Таким образом, истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.

По смыслу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Из части 2 ст. 2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.

Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Тем самым, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.

В соответствии со статьей 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404.

В силу статей 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.

При этом, регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.

Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки площадью 125000 кв.м с кадастровым номером 50:12:0080311:0002, площадью 24299 кв.м с кадастровым номером 50:12:008 03 11:0005, и площадью 11415 кв.м с кадастровым номером 50:12:102005:0013, являются государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта судом установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 09.03.2010 г. по делу №А41-32685/09 оставить без изменения, кассационную жалобу – ТУ Росимущества по Московской области - без удовлетворения.

     Председательствующий  
  Е.А. Зверева

     Судьи
  С.В. Нечаев

     А.И. Стрельников

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А41-32685/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Московского округа
Дата принятия: 01 июля 2010

Поиск в тексте