ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2010 года  Дело N А09-804/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2010

Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2010

Федеральный арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего

Солодовой Л.В.

судей

Егоровой С.Г.

Нарусова М.М.

при участии в заседании:

от истца ООО «ДОЦ плюс»:

Вишневской В.В. – представителя (дов. №35 от 20.07.2010);

от ответчика Управления лесами Брянской области:

Пафнутьева О.Б. – представителя (дов. №115 от 01.08.2010)

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «ДОЦ плюс» на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2010 по делу №А09-804/2010,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ДОЦ плюс» (далее – ООО «ДОЦ плюс»), г.Брянск, пос.Большое Полпино, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Управлению лесами Брянской области, г.Брянск, о признании Приложения № 4 к договору аренды лесного участка ГУ «Навлинское лесничество» Щегловского участкового лесничества в границах бывшего Алтуховского лесничества от 26.08.2008 в части начисления арендной платы в областной бюджет недействительным.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2010 (судья Данилина О.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность данного судебного акта не проверялись.

Не согласившись с названным судебным актом, истец обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 20.05.2010 отменить, исковые требования удовлетворить.

При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ответчика просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи с нижеизложенным.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, распоряжением Администрации Брянской области от 14.05.2008 №399-р представленная ООО «ДОЦ плюс» концепция инвестиционного проекта «Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов» признана соответствующей требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №419, а заявка ООО «ДОЦ плюс» на реализацию инвестиционного проекта утверждена для включения в перечень приоритетных проектов освоения лесов.

В соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли РФ от №19 от 14.07.2008 инвестиционный проект ООО «ДОЦ плюс» был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

26.08.2008 между Управлением лесами Брянской области в лице Государственного учреждения «Навлинское лесничество» (арендодатель) и ООО «ДОЦ плюс» (арендатор) в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов был заключен договор аренды лесного участка ГУ «Навлинское лесничество» Щегловского участкового лесничества в границах бывшего Алтуховского лесничества, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование на правах аренды лесной участок площадью 10 449 га. Щегловского участкового лесничества (в границах бывшего Алтуховского лесничества), находящийся в государственной или муниципальной собственности (кадастровый номер: 32:17:00:00:00:0010), для использования его в целях и объемах согласно Приложению № 3 к договору.

Схема расположения лесного участка и его характеристика были указаны в Приложениях №№ 1, 2 к спорному договору, границы участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора.

В соответствии с подп. «б» п.9 договора арендодатель обязался передать арендатору лесной участок, являющийся его предметом, по акту приема – передачи согласно Приложению №5.

По акту приема-передачи от 26.08.2008 указанный лесной участок был передан арендатору без возражений и претензий последнего по поводу его состояния (л.д.23-27).

Согласно подп. «б» п.11 договора арендатор обязался своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование лесным участком, установленную настоящим договором.

В п.5 раздела 2 договора сторонами было согласовано, что арендная плата по договору устанавливается с учетом Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (50 % расчетной годовой арендной платы на срок окупаемости инвестиционного проекта, то есть 6 лет 9 месяцев с момента заключения договора) на основании минимальной платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка.

В соответствии с п.6 названного раздела договора арендатор обязался вносить арендную плату согласно Приложению №4 и представлять в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.

Согласно Приложение №4 к договору аренды от 26.08.2008 общая годовая арендная плата составила 1 594 964 руб. 12 коп., в том числе 886 091 руб. 18 коп. в доход федерального бюджета и 708 872 руб. 94 коп. - в бюджет Брянской области.

Ссылаясь на то, что условия Приложения №4 к договору аренды от 26.08.2008 в части начисления арендной платы в областной бюджет не соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе статье 73 Лесного кодекса РФ, ООО «ДОЦ плюс» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со ст.168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ст.180 Гражданского кодекса РФ Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Пунктом 2 ст.3 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что особенности имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.

В силу п.1 ст.71 Лесного кодекса РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В соответствии с п.4 ст.421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.

Согласно ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В силу ст.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» положения вновь принятого Лесного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Пунктами 10 и 11 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 №258, предусмотрено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается одностороннее изменение ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении данных договоров на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется согласно статье 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310.

В соответствии с п.1 ст.73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно частям 2, 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно п.15 постановления Правительства РФ от 30.06.2007 №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, принимаемом в соответствии с пунктом 11 названного постановления.

Как установлено судом области и следует из п.4, п.4.1 распоряжения Администрации Брянской области от 14.05.2008 №399-р, основанием для заключения спорного договора аренды от 26.08.2008 без проведения аукциона являлось включение инвестиционного проекта ООО «ДОЦ плюс» «Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Пунктом 1.1 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 №310 предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным данным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 года и плановый период 2009 и 2010 годов» ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,15.

Из материалов дела следует, что при расчете платы в областной бюджет за аренду спорного лесного участка по договору аренды от 26.08.2008 был применен коэффициент для расчета ставок за древесину, отпускаемую на корню, в размере 1,8.

В обоснование исковых требований истец указал на недействительность установленного условия о размере арендной платы в связи с несоответствием его нормам действующего лесного законодательства в части применения при расчете платы за аренду спорного лесного участка недействующего коэффициента 1,8.

Как установлено судом области, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 №255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» ставка лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, в Брянской области была установлена в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 №127.

Приложением к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 №255 коэффициент в Брянской области для расчета ставок за древесину, отпускаемую на корню, был установлен 1,8.

Приказом Рослесхоза от 29.02.2008 №60 «Об отмене некоторых Приказов Федерального агентства лесного хозяйства», зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.2008 №11329, приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 №255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» признан утратившим силу в связи с внесением изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 №283.

Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, несмотря на то, что минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда является регулируемым, Лесной кодекс РФ не содержит указаний относительно того, что цена договора аренды лесного участка должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса РФ.

Статьей 57 Бюджетного кодекса РФ также предусмотрено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются, в том числе, за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.

Согласно приложению №4 к договору аренды от 26.08.2008 стороны предусмотрели, что арендная плата по договору устанавливается в размере 886 091,18 руб. в федеральный бюджет, что соответствует требованиям ст.73 Лесного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22.05.2007 №310 о минимальном размере арендной платы и в размере 708 872,94 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации, что прямо не запрещено Лесным кодексом РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что при подписании спорного договора аренды лесного участка от 26.08.2008 истец возражений в отношении примененного в настоящем договоре коэффициента для расчета ставок за древесину, отпускаемую на корню, не представил, протокола разногласий в адрес ответчика не направлял, с требованиями о внесении изменений в указанный договор не обращался, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что стороны, посредством свободного волеизъявления, согласовали применение коэффициента 1,8 при расчете платы за аренду спорного лесного участка.

На основании изложенного, суд области пришел к правомерному выводу о том, что арендную плату за пользование спорным лесным участком в части превышения минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса РФ, следует рассматривать, как согласованное сторонами в порядке ст.421 Гражданского кодекса РФ условие об арендной плате, в связи с чем оснований для признания согласованного сторонами условия недействительным и для удовлетворения исковых требований ООО «ДОЦ плюс» не имеется.

Доводы, приведенные истцом в кассационной жалобе, были известны суду первой инстанции, исследовались им и обоснованно отклонены по мотивам, указанным в обжалуемом судебном акте.

С учетом изложенного, а также, принимая во внимание, что нарушений норм материального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора и доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 287 ч.1 п.1, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2010 по делу №А09-804/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия.

     Председательствующий
  Л.В. Солодова

     Судьи
  С.Г. Егорова

     М.М. Нарусов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка