• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 июня 2010 года  Дело N А09-8537/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2010

Постановление изготовлено в полном объеме 01.06.2010

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Кожемяко А.С.

судей

Егоровой С.Г.

Смолко С.И.

при участии в заседании:

от истца:

Не явился, извещен надлежаще,

от ответчиков:

МУП «Комплекс»

ООО «Фрегат-Центр»

Зубрик В.Н. – юрист (дов. б/н от 23.09.2009)

Каверин И.А. - адвокат (дов. б/н от 07.09.09)

от третьих лиц: Брянская городская администрация

Управление имущественных и земельных отношений

УФРС по Брянской области

Фоменко А.В. – представитель (дов. б/н от 29.12.09); Талюко В.А. - представитель (дов. б/н от 29.12.09)

Талюко В.А. - представитель (дов. б/н от 14.05.10)

Не явился, извещен надлежаще,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской городской администрации на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 (судьи Байрамова Н.Ю., Рыжова Е.В., Сентюрина И.Г.) по делу № А09-8537/2009,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование «Город Брянск» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию (далее МУП) «Комплекс» и обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Фрегат - Центр» о признании недействительными договора субаренды от 04.07.2007 и записи регистрации права аренды № 32-32-01/051/2007-164 от 08.11.2007, а также об обязании возвратить полученный по недействительной сделке земельный участок общей площадью 9 000 кв.м., расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 76.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации и Управление Федеральной регистрационной службы по Брянской области (далее УФРС по Брянской области).

Определением Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2009 произведена замена третьего лица - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации - его правопреемником - Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2009 исковые требования удовлетворены частично: запись регистрации права аренды № 32-32- 01/051/2007-164 от 08.11.2007 признана недействительной. В удовлетворении требований МО «Город Брянск» о признании недействительным договора субаренды от 04.07.2007 и о применении последствий его недействительности в виде возврата полученного по недействительной сделке земельного участка общей площадью 9 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 76, отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 решение суда в части признания недействительной записи государственной регистрации права аренды № 32-32-01/051/2007-164 от 08.11.2007и распределении судебных расходов – отменено. В удовлетворении требования о признании недействительной записи государственной регистрации права аренды № 32-32-01/051/2007-164 от 08.11.2007 отказано. В оставшейся части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.

В связи с реорганизацией с 05.05.2010 Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области суд кассационной инстанции в порядке ст. 48 АПК РФ произвел замену третьего лица на его правопреемника – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Управление Росреестра).

Управление Росреестра ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании 25.05.2010 объявлялся перерыв на срок до 26.05.2010.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в тот же суд для рассмотрения по существу в силу следующих обстоятельств.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 07.08.2006 между Брянской городской администрацией в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации (арендодателем) и МУП «Комплекс» (арендатором) на основании постановления Брянской городской администрации № 2613-ГТ от 24.07.2006 был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №36792.

По условиям заключенного договора арендодатель обязался предоставить арендатору, а последний обязался принять в аренду земельный участок под кадастровым номером 32:28:03:15:26:0064:00 из категории земель поселений общей площадью 33 635 кв.м. с адресными ориентирами: г. Брянск, Советский район, ул. Красноармейская, 76, для организации торговли, сроком на 49 лет.

22.12.2006 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 07.08.2006 №36792 прошел государственную регистрацию, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права аренды за №32-32-01/042/2006-541.

04.07.2007 между МУП «Комплекс» (арендатором) и ООО «Фрегат - Центр» (субарендатором) был заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях субаренды, по условиям которого арендатор предоставил, а субарендатор принял в пользование на условиях субаренды часть земельного участка площадью 9 000 кв.м., в том числе площадь застроенной территории 1056 кв.м., под кадастровым номером 32:28:03:15:26:0064/03 по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Красноармейская, 76.

Согласно названному договору субаренды арендатор 04.07.2007 предал субарендатору указанный земельный участок, в том числе площадь застроенной территории 1 056 кв.м., что подтверждается актом приема-передачи сторон.

08.11.2007 договор субаренды прошел государственную регистрацию, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации права аренды за № 32-32-01/051/2007-164.

Посчитав, что договор субаренды от 04.07.2007 является недействительным, поскольку заключен с нарушением требований закона, Брянская городская администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительной записи государственной регистрации права аренды № 32-32- 01/051/2007-164 от 08.11.2007 и отказывая в части признания недействительным Договора, суд первой инстанции исходил из незаключенности договора субаренды от 04.07.2007.

Отменяя решение суда в вышеуказанной части, суд апелляционной инстанции посчитал, что основания для вывода о незаключенности Договора отсутствуют.

Между тем, приходя к вышеуказанным выводам, суд первой и апелляционной инстанции не учли следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон) данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих данную деятельность.

Согласно ст. 2 указанного Закона правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В развитие вышеуказанного Закона принят Закон Брянской области от 08.05.2007 №63-3 «О розничных рынках в Брянской области», согласно п. 1 ст. 6 которого контроль за соблюдением требований, установленных федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, управляющей компанией в пределах их компетенции.

Пунктами 1, 2 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничном рынке (утв. постановлением администрации Брянской области от 11.05.2007 №328) определено, что торговые места предоставляются управляющей рынком компанией юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам по договору о предоставлении торгового места.

Договор о предоставлении торгового места на розничном рынке заключается по утвержденной типовой форме.

Управляющей рынком компанией, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона, признается юридическое лицо, получившее разрешение на организацию рынка.

В силу ст. 11, п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 13 Закона управляющая рынком компания осуществляет оборудование и содержание рынка, планировку, перепланировку и застройку рынка, реконструкцию и модернизацию зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений при соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 14 Закона также определено, что в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; организуются охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке; разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности; обеспечивается осуществление продажи товаров, соответствующих типу рынка; обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований; обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями; обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников); осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями, установленными статьями 18 и 19 настоящего Федерального закона; осуществляются оформление и выдача карточек продавцов в соответствии с требованиями, установленными ст. 20 настоящего Федерального закона; осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Указанная проверка в обязательном порядке проводится ежедневно до начала работы рынка. В случае выявления нарушений при проведении указанной проверки управляющая рынком компания должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы.

Пунктами 1, 1.1., 2, 7 ст. 15 Закона также определено, что торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на универсальном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.

Предоставление торговых мест иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, осуществляется управляющей рынком компанией с учетом установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках. За нарушение данного требования управляющая рынком компания несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Пунктом 8 этой же статьи предусмотрено, что управляющей рынком компании в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест.

В соответствии с положениями ст.ст. 18, 19 Закона управляющая рынком компания формирует и ведет реестры продавцов и договоров о предоставлении торговых мест.

Пунктом 5 ст. 22 Закона установлено, что при невозможности использования торгового места лицом, заключившим договор о предоставлении торгового места, в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, управляющая рынком компания несет перед этим лицом ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

В силу п.п. 1, 2, 3 Закона управляющая рынком компания осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.

Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

За нарушение требований, установленных настоящим Федеральным законом, наступает ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, деятельность по организации и осуществлению торговли на розничных рынках представляет собой особый вид деятельности, правовое регулирование которой осуществляется специальным законодательством, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Исходя из вышеприведенных положений Закона в их взаимосвязи именно управляющая компания, обладая специальной правоспособностью, оборудует, содержит, планирует, перепланирует и застраивает рынок, организует его работу, а деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках может осуществляться юридическими и физическими лицами не иначе как на основании договоров о предоставлении торговых мест, заключенных с управляющей рынком компанией.

Какого-либо иного способа организации розничного рынка и оформления отношения с юридическими и физическими лицами, имеющими намерение осуществлять деятельность на розничных рынках, помимо заключения указанного выше договора действующее федеральное законодательство не предусматривает.

Как видно из материалов дела земельный участок площадью 33635 кв.м., кадастровый номер 32:28:03:15:26:0064:00, расположенный по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Красноармейская, 76 был передан в аренду Предприятию на срок 49 лет по договору аренды от 07.08.2006.

31 мая 2007 года на основании постановления Брянской городской администрации от 30.05.2007 №1617-П МУП «Комплекс» выдано разрешение №1 на право организации розничного рынка по адресам: г.Брянск, ул. Емлютина, 37, ул.Красноармейская, 76, 2-й Красноармейский переулок (кадастровый номер 32:28:03 15 18:0041), ул.Спартаковская (кадастровый номер 32:28:03 32 33:0025, 32:28:03 32 33:024).

Таким образом, с учетом положений Закона, МУП «Комплекс» с момента получения разрешения на организацию деятельности розничного рынка признается управляющей рынком компанией и, соответственно, лишь указанная организация на основании Закона наделена вышеперечисленными правами.

В рамках оспариваемого Договора в срок с 04.07.2007 по 01.08.2055 ООО «Фрегат - Центр» передана в субаренду часть земельного участка площадью 9 000 кв.м. из земельного участка площадью 33 635 кв.м., кадастровый номер 32:28:03:15:26:0064, расположенный по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Красноармейская, 76, ранее предоставленного Предприятию под организацию рынка.

Согласно представленной в материалы дела схемы размещения торговых мест, на земельном участке, предоставленном по оспариваемому Договору, располагаются торговые места и недвижимое имущество.

Доказательств наличия у ООО «Фрегат - Центр» статуса управляющей компании Обществом суду не представило.

Соответственно, по правилам ст.ст. 14, 15 Закона предоставление торговых мест, на данном земельном участке может быть осуществлено лишь на основании заключения договора между управляющей компанией (МУП «Комплекс») с арендаторами этих торговых мест - юридическими лицами, предпринимателями, гражданами.

В силу положений ст. 11, п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 13 Закона именно управляющая рынком компания должна осуществлять оборудование и содержание рынка, планировку, перепланировку и застройку рынка.

Передача же прав по договору субаренды от 04.07.2007 на спорный земельный участок препятствует осуществлению Предприятию возложенных Законом специальных полномочий по организации рынка и торговли.

В этой связи, заключение оспариваемого договора ущемляет права Предприятия и противоречит вышеизложенным требованиям Закона.

Как установлено п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 4 АПК РФ, каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; такая защита является задачей судопроизводства в арбитражных судах.

Способы защиты гражданских прав определены ст. 12, другими нормами Гражданского кодекса и иными законами.

Одним из которых является признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки.

По смыслу названной материальной нормы, для применения указанного способа защиты необходимо подтвердить сам факт противоречия сделки закону.

Признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки в качестве защиты гражданских прав осуществляются в соответствии со статьями 166 - 181 ГК РФ.

В ст. 166 ГК РФ определено, что сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка, в силу ст. 167 ГК РФ, не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Как разъяснено в п. 3 совместного постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 29.04.2010 №10/22 принимая решение, суд в силу с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ или ч. 1 с. 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В этой связи ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Отмеченный выше довод о том, что при заключении оспариваемого Договора нарушены нормы Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Брянской городской администрацией и МУП «Комплекс» заявлялся в суде первой инстанции.

Суд же в нарушение данных требований не указал основания, по которым не применил к спорным правоотношениям нормы названного Закона.

Вместе с тем, по аналогичному делу №А09-7753/2009 суд рассматривал вопрос о возможности применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 30.12.2006 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Таким образом, одни и те же обстоятельства, являющиеся существенными для правильного рассмотрения спора, оценены судами по разному.

Кроме того, розничный рынок является имущественным комплексом, а на переданном в субаренду земельном участке помимо прочего расположены объекты недвижимого имущества рынка, в связи с чем выяснению подлежал и вопрос и о возможности передачи в субаренду части имущества, входящего в имущественный комплекс рынка, что сделано не было.

При таких обстоятельствах, поскольку существенные для правильного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом не были и последним без указания мотивов не применены нормы вышеназванного Закона, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду надлежит дать оценку отмеченным обстоятельствам и с учетом полученных выводов, разрешить спор, приняв законное, обоснованное и мотивированное решение по делу.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 по делу № А09-8537/2009 отменить.

Дело направить в Арбитражный суд Брянской области на новое рассмотрение.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий  
  А.С. Кожемяко

     Судьи  
  С.Г. Егорова

     С.И. Смолко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А09-8537/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 01 июня 2010

Поиск в тексте