• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2010 года  Дело N А14-10372/2009

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Ключниковой Н.В.

Судей

Степиной Л.В.

Ермакова М.Н.

при участии в заседании:

от ОАО «Мясокомбинат Лискинский»

от администрации Лискинского муниципального района

- Панус И.А. – представителя (дов. пост. от 21.09.209),

- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев кассационную жалобу администрации Лискинского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2010 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Сергуткина В.А.) по делу № А14-10372-2009/245/26,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Мясокомбинат Лискинский» (далее по тексту – ОАО «Мясокомбинат Лискинский», Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области (далее по тексту – Администрация) по переоформлению права бессрочного (постоянного) пользования

земельным участком ОАО «Мясокомбинат Лискинский» из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование «размещение производственной базы», площадью 42 080 кв.м., кадастровый номер 36:14:0013003:0021, расположенным по адресу: Воронежская область, г.Лиски, ул. Коммунистическая, д. 90, на право собственности путем продажи по цене 2,5 процента кадастровой стоимости данного земельного участка, а также об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Мясокомбинат Лискинский», подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его ОАО «Мясокомбинат Лискинский».

Решением от 12.10.2009 суд признал незаконным оспариваемое бездействие, обязав Администрацию Лискинского муниципального района Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Мясокомбинат Лискинский» путем принятия

предусмотренных законом мер по заявлению Общества от 27.05.2009.

Постановлением от 02.02.2010 апелляционная инстанция изменила мотивировочную часть решения суда от 12.10.2009, исключив из нее вывод об изменении разрешенного использования земельного участка в настоящее время в связи с принятием 18.09.2009 г. Генерального плана городского поселения город Лиски и невозможности обязать Администрацию Лискинского муниципального района Воронежской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование «размещение производственной базы» и направить его в ОАО «Мясокомбинат Лискинский», а также дополнила второй абзац резолютивной части решения следующим: «Обязать Администрацию Лискинского муниципального района

Воронежской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование «размещение производственной базы», площадью 42 080 кв.м., кадастровый номер 36:14:0013003:21, расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Коммунистическая, 90, по цене 2,5 процента кадастровой стоимости данного земельного участка и направить его открытому акционерному обществу

«Мясокомбинат Лискинский» в месячный срок.

В остальной части решение было оставлено без изменений.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, в соответствии с планом приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденным решением Комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области от 02.12.1992 № 793 , ОАО «Мясокомбинат Лискинский» принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке площадью 42 080 кв.м., кадастровый номер 36:14:0013003:0021 по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Коммунистическая, 90.

Право собственности на указанные объекты недвижимости (более 10) зарегистрировано за Обществом в установленном законом порядке (свидетельства о государственной регистрации от 27.05.2002 и 21.08.2002).

В соответствии с постановлением Городского комитета

Администрации города Лиски и Лискинского района от 02.07.2001 № 954 «О закреплении земельного участка за ОАО «Мясокомбинат

Лискинский» земельный участок площадью 42 080 кв.м. предоставлен Обществу в бессрочное (постоянное) пользование под размещение производственной базы, который поставлен на кадастровый учет.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2006 г. по делу №А14-21484/2005/163а/16б ОАО «Мясокомбинат Лискинский» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

27.05.2009 Общество обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.

Поскольку Администрацией не было предпринято никаких действий по данному заявлению: проект договора в адрес Общества направлен не был, ОАО «Мясокомбинат Лискинский» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, ссылаясь на нарушение прав Общества по оформлению земельного участка, определению его рыночной стоимости, что также приводит к затягиванию процедуры конкурсного производства, возможности реализации имущества.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией не предоставлено доказательств законности и обоснованности бездействия по

переоформлению права бессрочного (постоянного) пользования

земельным участком ОАО «Мясокомбинат Лискинский» на право собственности. При этом суд, сделав вывод об изменении разрешенного вида использования участка, обязал Администрацию устранить

допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия предусмотренных законом мер по заявлению ОАО

«Мясокомбинат Лискинский» от 27.05.2009 г., не указав конкретную меру.

Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве квалифицирующих признаков для признания

недействительным акта (действий, бездействия) государственного органа или акта (действий, бездействия) органа местного самоуправления

законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта (действий, бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года.

Материалами дела подтверждено, что заявление о приобретении земельного участка в собственность было подано Обществом 27.05.2009, то есть до утверждения Генерального плана.

Поскольку в данном случае не имелось оснований, указанных в ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, для отказа в переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, находящемся у Общества на таком праве, на право собственности, то судом сделан правильный вывод о незаконности бездействия Администрации по этому вопросу, а наличие или отсутствие на таком земельном участке объектов недвижимости правового значения не имеет.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок заявителю.

Пунктом 1 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что при приобретении земельных участков коммерческими организациями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, цена устанавливается в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка. Аналогичная норма содержится в п.1 ст.16 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

Таким образом, апелляционная инстанция правомерно изменила решение суда первой инстанции, поэтому оставлению без изменений подлежит именно этот судебный акт.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

П О С Т А Н О В И Л :

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по делу № А14-10372-2009/245/26 оставить без изменений, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
   Н.В.Ключникова

     Судьи
  Л.В.Степина

     М.Н. Ермаков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А14-10372/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 14 апреля 2010

Поиск в тексте