ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2010 года  Дело N А14-10750/2009

Федеральный арбитражный суд Центрального округа  в составе:

Председательствующего

Ключниковой Н.В.

Судей

Шелудяева В.Н.

Степиной Л.В.

При участии в заседании:

от заявителя

-  не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

от Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области

от третьего лица:

Дачного некоммерческого товарищества «Иволга»

-  не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

-  не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Комаровой С.В. на решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.12.2009 (судья Шишкина В.М.) по делу №А14-10750-2009/293/5,

У С Т А Н О В И Л :

Индивидуальный предприниматель Комарова С.В. (далее – Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными действий Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области (далее – Администрация), выразившихся в отказе допустить заявителя к участию в торгах по продаже земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, расположенных по адресам: примерно 300 м по направлению на север от ориентира турбаза «Сосна» (Воронежская область, Рамонский район) и примерно 350 м по направлению на север от ориентира турбаза «Сосна» (Воронежская область, Рамонский район), и восстановить нарушенное право заявителя на участие в открытых торгах в форме повторного проведения торгов по продаже указанных земельных участков.

Решением суда от 02.12.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной инстанции законность решения суда не проверялась.

В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, газете «Молодой Коммунар» было опубликовано информационное сообщение о том, что 06.07.2009 в 14 час. 00 мин. в здании администрации по ул.50 лет ВЛКСМ, 5, 1 этаж, актовый зал состоится аукцион открытый по форме предложений о цене по продаже земельных участков, лот №1: земельный участок общей площадью 20655 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 36:25:6945022:136, расположенный по адресу (имеющий адресный ориентир): примерно в 300 м по направлению на север от ориентира: турбаза «Сосна», расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Воронежская область, Рамонский район, для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; земельный участок общей площадью 19663 кв.м. из категорий земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 36:25:6945021:144, расположенный по адресу (имеющий адресный ориентир): примерно 350 м по направлению на север от ориентира: турбаза «Сосна», расположенного за пределами участка, адрес ориентира Воронежская область, Рамонский район, для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Как указано в протоколе от 03.07.2009 №1 Предприниматель не был допущен к участию в аукционе в соответствии с п.1 ст. 8 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (далее – Закон №25-ОЗ), о чем заявитель был извещен.

Согласно протоколу от 06.07.2009 №2 земельные участки проданы ДНТ «Иволга».

8 июля 2009 года между Администрацией и ДНТ «Иволга» подписан договор купли – продажи земельного участка от 17.07.2009 №22, акт приема – передачи земельных участков.

Посчитав такие действия Администрации незаконными, заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.

Согласно ч.1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст.198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации (ч.4 ст.38 Земельного кодекса Российской Федерации, далее – ЗК РФ).

Пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 №808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (далее - Правила) установлено, что в день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.

Предметом состоявшегося 06.07.2009 аукциона являлись земельные участки, предназначенные для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и в соответствии с ч.1 ст.33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как указано в протоколе от 03.07.2009 №1, Предприниматель не допущен к участию в аукционе в соответствии с п.1 ст.8 Закона №25-ОЗ, которым предусмотрено, что предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства, огородничества, дачного строительства, составляют за границами населенных пунктов - 0,04 - 0,20 гектара, что, как правомерно указывают администрация, меньше, чем участки, выставленные на аукцион - 20655 кв.м., 19663 кв.м. (20655 кв.м./ 10000 кв.м., 19663кв.м./10000 кв.м.).

Пунктом 15 Правил установлено, что претендент не допускается к участию в торгах по ряду оснований, в том числе, если заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.3 ст.23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

В свою очередь п.1 ст.2 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» устанавливает, что предметом регулирования данного закона являются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Подача предпринимателем заявки на участие в аукционе свидетельствует о том, что это волеизъявление исходило от коммерческой организации, то есть лица, в отношении которого ст.33 ЗК РФ, п.1 ст.8 Закона №25-ОЗ, ст.2 Закона №66-ФЗ, п.15 Правил установлены ограничения.

Кроме того, избранный в данном случае заявителем способ защиты без оспаривания в соответствии со статьями 448, 449 Гражданского кодекса РФ самих торгов, не соответствует ст.12 Гражданского кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.12.2009 по делу №А14-10750-2009/293/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
  Н.В. Ключникова

     Судьи
   В.Н. Шелудяев

     Л.В. Степина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка