ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2011 года  Дело N А40-47756/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011г.

Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2011г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Банина И.Н.,

Судей: Семикиной О.Н., Юрковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Грибановой М.Е.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца –

Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры  Чувашской Республики (ИНН 2128004517, ОГРН 10221011297745)

на решение Арбитражного суда города Москвы

от 24.09.2010г. по делу № А40-47756/10-56-269

принятое единолично судьёй Зверевой О.Н.

по иску Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики  «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной  инфраструктуры Чувашской Республики (ИНН 2128004517, ОГРН 10221011297745)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) с участием Чувашской Республики в лице Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры  Чувашской Республики (ИНН 2128016103, ОГРН 1022101141765) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора  о взыскании 21 940 048, 59 руб. убытков

при участии представителей сторон:

от истца – Дворская Л.Е. по доверенности № 58 от 15.11.2010г., Мореплавцев Е.Ю.  по доверенности № 44 от 27.08.2010г. Шилова Я.М. по доверенности № 73 от 20.12.2010г.

от ответчика – Смирнова Я.М. по доверенности № 01-06-08/215 от 15.09.2010г.

У С Т А Н О В И Л:

Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики   «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной  инфраструктуры Чувашской Республики обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счёт казны Российской Федерации 21 940 048 руб. 59 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных  категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится  к ведению Российской Федерации (с учётом принятого судом уточнения исковых требований).

Определением от 24.06.2010г. по ходатайству ответчика к участию в деле  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Чувашская Республика в лице Министерства  градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской  Республики.

Решением Арбитражного суда города Москвы 24.09.2010г. по делу  № А40-47756/10-56-269 исковые требования ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Минстроя  Чувашии удовлетворены.

Министерство финансов РФ не согласилось с принятым решением, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прост обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в польном объёме.

Ответчик полагает, что при вынесении оспариваемого решеия судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.

Истец не согласился с доводами апелляционной жалобы, представил письменный отзыв, в котором опроверг доводы ответчика. В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Третье лицо, надлежащим образом извещённое о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя для участия в заседании не направило. Каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от третьего лица не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица  в порядке, предусмотренном статьй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав  представителей сторон и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской   Федерации, арбитражный апелляционный суд полагает о наличии оснований   для частичной отмены решения Арбитражного суда города Москвы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является  коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности  которого является организация перевозки населения общественным транспортом и получение прибыли.

В 2007-2008 годах истец осуществлял перевозку граждан, оказание мер  социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации,  на основании единых социальных проездных билетов, в связи с чем, понёс расходы  в размере заявленной суммы исковых требований.

Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл  к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований  ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии.

Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств:

Суд необоснованно пришел к выводу о соответствии расчета истца методике, действовавшей на территории Чувашской Республики в 2007-2008 годах.

Истцом искусственно выводится количество ЕСПБ, которое необходимо  учитывать при расчете расходов транспортного предприятия, подлежащие  возмещению. Истец исчислял свои расходы исходя из количества ЕСПБ в размере 162 712. Между тем, материалами дела указанное количество ЕСПБ документально не подтверждено.

Кроме того, абсолютно необоснованно истец производил арифметические  действия по определению размера убытков, подлежащих возмещению (умножением гр. 10, гр. 11, гр.12 и гр. 10, гр. 14, гр. 15), что не соответствует методике,  действовавшей на территории Чувашской Республики.

Методика расчета выпадающих доходов от перевозки по ЕСПБ федеральных льготников определяется по формуле:

N = (Qr х Тг + Qn х Тп х Wcp) - Р

где,

N - сумма выпадающих доходов на 1 ЕСПБ;

Qr - количество поездок в месяц на городских маршрутах (30 поездок);

Тг - тариф на городские перевозки (6,50 руб. - 2007 год, 7 руб. - с января  по апреля 2008 года; 9 руб. - с мая по декабрь 2008 года);

Qn - количество поездок на пригородных маршрутах (20 поездок);

Тп - тариф на пригородные перевозки (1 руб. - 2007 год, 1,10 руб. - с января  по апреля 2008 года; 1,40 руб. - мая по декабрь 2008 года);

Wcp - средняя ездка 1 пассажира на пригородном сообщении (17,6 км);

Р - стоимость ЕСПБ (250 рублей).

Затем полученный результат необходимо умножить на количество ЕСПБ,  причитающихся на долю транспортного предприятия.

Таким образом определяется размер выпадающих доходов каждой  транспортной организации, из которого необходимо вычесть все денежные средства, полученные транспортной организацией: денежные средства от реализации ЕСПБ и денежные средства, полученные из бюджета.

Так, при указанном истцом количестве ЕСПБ расчет должен выглядеть  следующим образом:

2007  год:

Сумма выпадающих расходов - 25 686 936 руб.;

Сумма денежных средств от реализации ЕСПБ - 21 622 000 руб.;

Сумма денежных средств из бюджета - 18 627 680 руб.

2008  год:

Сумма выпадающих расходов - 35 549 474 руб.;

Сумма денежных средств от реализации ЕСПБ — 19 056 250 руб.;

Сумма денежных средств из бюджета - 20 668 400 руб.

Таким образом, расходы истца от перевозки отдельных категорий граждан  покрыты в полном объеме.

В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской  Федерации» возмещение убытков транспортным организациям производится  за счет бюджета публично-правового образования, чьим нормативно-правовым  актом предусмотрены льготы.

Чувашская Республика во исполнение Федерального закона от 22.08.2004г.  № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской  Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и   дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации   законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон  № 122-ФЗ от 22.08.2004г.), руководствуясь пунктом «ж» статьи 72 Конституции  Российской Федерации, статьей 26.3. Федерального закона от 16.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской  Федерации ввели эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан  установила расходные обязательства по обеспечению равной доступности услуг  общественного  транспорта  на  территории  Чувашской  Республики,  приняв  следующие нормативные правовые акты:

-  Указ Президента Чувашской Республики от 22.01.2005г. № 5 «О мерах по дополнительной  поддержке  отдельных  категорий  граждан  (федеральных льготников) на территории Чувашской Республики» (далее - Указ Президента Чувашской Республики № 5);

-  постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.11.2005г. № 266 «О введении на территории Чувашской Республики единого социального проездного билета»;

- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2006г. № 314 «О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров»;

-  постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2006г. № 341 «Об утверждении правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2007 году».

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики № 5 обеспечение реализации дополнительных мер социальной поддержки по проезду отдельных  категорий граждан, финансируемых за счет федерального бюджета, производится за счет возможностей и ресурсов Чувашской Республики.

Наличие в федеральных законах о бюджете на 2007 и 2008 годы указания на межбюджетные трансферты, а также постановление Правительства Российской  Федерации от 25.12.2006г. № 802 не порождает расходные обязательства Российской Федерации. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской  Федерации сами по себе федеральные законы о федеральном бюджете на  соответствующий год не порождают, не изменяют и не прекращают расходных  обязательств Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2006г. № 802 определяет условия и порядок перечисления межбюджетных трансфертов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации,  а не устанавливает льготы или обязательства Российской Федерации по возмещению убытков транспортным организациям.

На федеральном уровне с 2005 года и по настоящее время, в том числе в 2007 и 2008 годах, отсутствовали нормативно-правовые акты, которыми устанавливаются льготы отдельным категориям граждан по льготному (бесплатному) проезду  на общественном транспорте.

При этом судом установлено, что на территории Чувашской Республики были введены ЕСПБ, предоставляющие право льготного проезда на общественном  транспорте отдельным категориям граждан, а соответствии с постановлением  Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.11.2005г. № 266 «О введении на территории Чувашской Республики единого социального проездного билета».

Перечень категорий граждан, которые имеют право на льготный проезд на территории Чувашской Республики, также определен постановлением Кабинета  Министров Чувашской Республики от 03.11.2005г. № 266 «О введении на территории Чувашской Республики единого социального проездного билета».

Кроме того, между истцом и Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ежегодно заключались  Государственные контракты на выполнение по перевозке пассажиров  автомобильного транспорта общего пользования в Чувашской Республике, который истцом не представлен. Именно в соответствии с нормативно-правовыми актами  Чувашской Республики и указанными Государственными контрактами возникала обязанность истца по перевозке отдельных категорий граждан на льготных условиях и обязанность Чувашской Республики по возмещению расходов истца. Российская Федерация в указанных правоотношениях не участвует.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации необходимо принимать во внимание нормативные правовые акты  субъекта, которыми обеспечивается равная доступность услуг общественного  транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации,   а также договоры, заключаемые истцами и уполномоченными на то органами  субъекта Российской Федерации (определения ВАС РФ от 27.09.2010г.  № ВАС-10887/10, от 30.06.2010г. № ВАС-7061/10, от 17.02.2010г. № ВАС-1422/10).

Федеральный закон от 22.08.2004г. № 122-ФЗ предписал субъектам  Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот  в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые   механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее  достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, что не противоречит  статье 7 и 72 Конституции Российской Федерации.

В связи с тем, что субъектами Российской Федерации были введены  эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное  повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, Российская  Федерация ежегодно оказывала бюджетам субъектов Российской Федерации  финансовую помощь, выделяя межбюджетные трансферты. Межбюджетные  трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской  Федерации. Поэтому обязанность по перечислению денежных средств из бюджета одного уровня бюджету другого уровня не может затрагивать права и интересы  истца, который, являясь коммерческой организацией, не участвует в межбюджетных правоотношениях. Перечисление межбюджетных трансфертов свидетельствуют лишь о наличии бюджетных правоотношений между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, а не о наличии обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями по возмещению убытков, возникших в связи  с перевозкой граждан на льготных условиях.

Порядок и условия перечисления межбюджетных трансфертов определялся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006г. № 802 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов  бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на  обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории  соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий  граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов  Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные   обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта  Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации.

В случае если субъектом Российской Федерации не обеспечивается равная  доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан,  оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации, данному субъекту Российской  Федерации межбюджетные трансферты не предоставляются.

Таким образом, перечисление межбюджетных трансфертов субъектам  Российской Федерации, в частности Чувашской Республики, в 2007 и 2008 годах, подтверждает факт установления расходных обязательств Чувашской Республики.