ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2011 года  Дело N А40-57089/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2011 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи В.А. Свиридов

судей В.Я. Гончаров, С.Л. Захаров

при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО «Фаско Рыбфлот» на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2010г. по делу №А40-57089/10-144-288 судьи Папелишвили Г.Н.

по заявлению ЗАО «Фаско Рыбфлот»

к  Федеральному агентству по рыболовству

об оспаривании  приказа и обязании

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Осадчий В.Н. по дов. от 14.07.2008г.;

от ответчика: Грушенко В.В. по дов. от 13.11.2008г.;

У С Т А Н О В И Л:

ЗАО «Фаско Рыбфлот» (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Федерального агентства по рыболовству (далее Росрыболовство) от 15.12.2009г. №1163 «О внесении изменений в приказы Росрыболовства от 20.10.2008г. №254-дк, №259-дк, от 11.11.2008г. №306-дк, от 22.12.2008г. №447» и обязании Росрыболовства устранить допущенное нарушение путем отмены названного приказа в порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда от 29.10.2010г. в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду отсутствия оснований для их удовлетворения, поскольку заявителем были представлены документы не соответствующие установленным требованиям, при этом суд не установил нарушения прав и законных интересов заявителя.

Заявитель не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывается, что судом неправильно применены нормы материального права, не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указал, что заявка и приложенные документы соответствовали установленным правилам. Сообщил, что действующее законодательство не ограничивает заявителя в привлечении к лову сторонних судов.

Отзыв на апелляционную жалобу ответчик не представил.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд, выслушав объяснения сторон, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.

Суд первой инстанции достоверно установил, что обществом не нарушен срок на обращение в арбитражный суд, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Росрыболовство приказом от 15.12.2009г. №1163 «О внесении изменений в приказы Росрыболовства от 20 октября 2008г. № 254-дк, №259-дк, от 11 ноября 2008г. №306-дк, от 22 декабря 2008г. №447» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. №605 «Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации» и Приказом Росрыболовства от 26.08.2008г. №122 «Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работ по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на период 2009 - 2018 годы» и на основании решений Комиссии по подготовке предложений по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов от 16.10.2009г. №35 и от 09.12.2009г. №36 в отношении ЗАО «Фаско Рыбфлот» исключило из Таблицы «Дальневосточный бассейн» Приложения 2 «Перечень заявителей, за которым закрепляются доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации» к Приказу Росрыболовства от 20.10.2008г. №259-дк «Об утверждении перечней заявителей, за которыми закрепляются доли квот добычи (вылова) водных биоресурсов на 2009 - 2018 годы» позицию следующего содержания: «212 ЗАО «Фаско Рыбфлот» ИНН 2539042371», исключило из Таблицы «Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн» Приложения «Доли заявителей, включенных в Перечень заявителей, за которыми закрепляются доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации на 2009 - 2018 годы» к Приказу Росрыболовства от 11.11.2008г. №306-дк «Об утверждении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной зоне Российской Федерации» позиции, относящиеся к ЗАО «Фаско Рыбфлот». Дополнило Приложение 1 «Перечень заявителей, которым отказано в закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации» к Приказу Росрыболовства от 20.10.2008г. №254-дк «Об утверждении перечней заявителей, которым отказано в закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 2009 - 2018 годы» таблицей с позицией, относящейся к ЗАО «Фаско Рыбфлот». Исключило из Таблиц Приложения 1 «Квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации пользователей Приморского края в Дальневосточном бассейне на 2009 год» к Приказу Росрыболовства от 22.12.2008г. №447 «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов Дальневосточного бассейна для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на 2009 год пользователям по субъектам Российской Федерации» позиции, относящиеся к ЗАО «Фаско Рыбфлот»; указало Приморскому территориальному управлению Росрыболовства в случае выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ЗАО «Фаско Рыбфлот» аннулировать их в соответствии с данным Приказом.

Посчитав приказ Росрыболовства от 15.12.2009г. №1163 «О внесении изменений в приказы Росрыболовства от 20 октября 2008г. №254-дк, №259-дк, от 11 ноября 2008г. №306-дк, от 22 декабря 2008г. №447» незаконным, как нарушающим п.п.1 и 2 ст.31 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее Федеральный закон), п.п.5, 13, 14, 15 Постановления Правительства РФ от 12.08.2008г. №605 «Об утверждении правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации», необоснованным, как вынесенным при неполном исследовании приложенной к заявке документации, и нарушающим права и законные интересы ЗАО «Фаско Рыбфлот» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

При этом в соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемый приказ Росрыболовства не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008г. №444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» Федеральное агентство по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим в том числе следующие функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.

В силу возложенных полномочий Федеральное агентство по рыболовству в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по рыболовству распределяет общий допустимый улов водных биологических ресурсов, а также квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, применительно к видам квот; распределяет между пользователями водных биологических ресурсов научные квоты, квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях; распределяет в установленном порядке между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями промышленные квоты, прибрежные квоты добычи (вылова) анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов; заключает с пользователями водных биологических ресурсов договоры о закреплении за ними долей в общем объеме квот.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемый приказ издан Росрыболовством в пределах его полномочий.

Правильно определив характер спорных правоотношений, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которым установлено:

- ч.1 ст.31 - что промышленные квоты и прибрежные квоты, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов распределяются между лицами, указанными в статьях 19 и 20 настоящего Федерального закона и осуществляющими рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера), путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на десять лет на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов за девять лет, предшествующих расчетному году;

- ч.2 ст.31 - что порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Данный порядок распределения квот добычи установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008г. №605, которым утверждены Правила распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - Правила).

В соответствии с п.3 указанных Правил, заявитель, претендующий на закрепление за ним доли, подает в Федеральное агентство по рыболовству с 15 августа по 30 сентября расчетного года по утверждаемой этим Агентством (Росрыболовством) форме заявку, в которой указываются:

а) сведения о заявителе:

полное и сокращенное наименования, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты, индивидуальный номер налогоплательщика, контактный телефон - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, банковские реквизиты, индивидуальный номер налогоплательщика, контактный телефон - для индивидуального предпринимателя;

б) сведения об объеме водных биоресурсов, добытых (выловленных) в целях промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации за 4 года, предшествующие расчетному году, по видам водных биоресурсов и районам промысла на основании государственной статистической отчетности по добыче (вылову) водных биоресурсов и производству рыбной продукции.

Пунктом 4 Правил установлен перечень документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к заявке:

а) копии учредительных документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 6 месяцев до начала приема документов, или нотариально заверенная копия такой выписки (в случае если была осуществлена реорганизация, также представляются свидетельство о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, передаточный акт или разделительный баланс с отметкой налоговых органов) - для юридического лица;

выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученная не ранее чем за 6 месяцев до начала приема документов, или нотариально заверенная копия такой выписки - для индивидуального предпринимателя;

б) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);

в) копии документов, подтверждающих имущественные права заявителя на собственные или арендованные суда, использовавшиеся для промысла водных биоресурсов в течение 4 лет, предшествующих расчетному году, и на момент подачи заявки, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (свидетельство о праве собственности на судно, судовой билет (для маломерных судов), договор аренды (для арендованных судов), свидетельство о годности судна к плаванию, а также классификационное свидетельство судна в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрена выдача данного свидетельства);

г) справка из налогового органа по месту государственной регистрации заявителя об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний отчетный период, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. В случае наличия задолженности в размере, превышающем 25 процентов, заявитель считается соответствующим установленному требованию, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки не принято.

В силу п.5 Правил не допускается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных упомянутыми Правилами.

В соответствии с п.9 указанных Правил, Росрыболовство не рассматривает заявку, если заявитель не представил все документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящих Правил.

Форма заявки на закрепление долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов была установлена Приказом Федерального агентства по рыболовству от 19 августа 2008г. №108 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 августа 2008г. за № 12119).

Как видно из материалов дела, Росрыболовство 26.08.2008г. приказом №122 «Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работ по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на период 2009 - 2018 годы» образовало комиссию и рабочую группу по подготовке предложений по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и утвердило прилагаемое положение о названной Комиссии и Рабочей группе.

Заявка общества на закрепление доли (ей) квот (ы) добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации с приложением документов была принята рабочей группой Росрыболовства 29.09.2008г. и ей был присвоен регистрационный номер 0503-Д-З по Журналу регистрации документов. Заявка была проверена рабочей группой Росрыболовства на соответствие требованиям Правил, при этом в ходе рассмотрения заявки ЗАО «Фаско Рыбфлот» не было установлено нарушений указанных Правил.

Между тем Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка исполнения Росрыболовством законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, по результатам которой Генпрокуратурой РФ установлено ненадлежащее исполнение Росрыболовством функций по выработке государственной политики в сфере рыболовства, охраны, изучения водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, а также отсутствие контроля за деятельностью подведомственных учреждений, а именно установлены факты наделения квотами на вылов водных биологических ресурсов организаций, не предоставивших полные и достоверные сведения о судах, использовавшихся для промысла водных биоресурсов в течение 4 лет, что является нарушением требований ст.31 Федерального закона и п.4 Правил.

В адрес ответчика Генеральной прокуратурой РФ вынесено представление о нарушении законодательства при распределении квот.

Так, приказом Росрыболовства от 11.11.2008г. №306-дк «Об утверждении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства» за ЗАО «Фаско Рыбфлот» закреплены доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства в Дальневосточном бассейне, при этом к заявке от 19.09.2008г. на закрепление доли квоты промышленного рыболовства заявителем представлены документы о том, что общество осуществляло лов рыбы в период 2004 - 2007 гг. и на момент подачи заявки судами: «Западное Приморье», «Южное Приморье», «Восточное Приморье», «Северное Приморье», «Гродно», «Влад Приморье», «Каролина-33». Однако фактически ЗАО «Фаско Рыбфлот» лов рыбы с 2004г. по сентябрь 2008г. указанными судами не осуществлялся, за исключением судна «Гродно», производившего лов рыбы только в 2004г. Более того, согласно приложенным к заявке данным Дальневосточного филиала Российского морского регистра, по состоянию на 23 и 25 сентября 2008г. теплоходы «Западное Приморье», «Южное Приморье», «Восточное Приморье», «Северное Приморье» не являлись рыбопромысловыми судами, а судно «Влад Приморье» находилось в ремонте. В настоящее время суда «Южное Приморье», «Западное Приморье», «Восточное Приморье» находятся в технически неисправном и антисанитарном состоянии в порту Владивосток, что подтверждается информацией Приморского транспортного прокурора, заявившего к владельцу судов иск о приведении их в надлежащее для осуществления плавания состояние.

При этом соответствии с Правилами классификации и постройки морских судов для подтверждения класса установлено ежегодное освидетельствование, а в случае, если судно не предъявляется к обязательному освидетельствованию, классификационное свидетельство теряет силу, что влечет за собой снятие класса или приостановление его действия (п.2.1.6 этих Правил).

В письме от 05.10.2009г. № 7/4-205-2009 Генеральная прокуратура Российской Федерации указала, что при проверке также было выявлено, что вышеприведенные суда не были готовы к вылову биологических ресурсов, поскольку теплоходы «Западное Приморье», «Южное Приморье», «Восточное Приморье» не прошли освидетельствование в Дальневосточном филиале Российского морского регистра судоходства, а «Северное Приморье» и «Влад Приморье» исключены из Регистровой книги судов. Теплоход «Гродно» имел класс PC (рыболовецкий сейнер) только до августа 2008г., после этого к регистру не предъявлялся, следовательно, не имел права осуществлять вылов биоресурсов, что также подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно классификационными свидетельствами на судна, свидетельствами о годности к плаванию, справками заявителя.