• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 сентября 2009 года  Дело N А46-24146/2008

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

ПредседательствующегоА.В. Триля

судейГ.Н. Клиновой

Н.В. Орловой

рассмотрев в судебном заседании, при участии представителей сторон:

от истца: ГКНПЦ им. М.В. Хруничева: Дымченко Р.Г., доверенность № ТД-301-05/64,

от ответчика: ООО «Юсон-Сибирь»: Попова В.В., доверенность от 17.05.2009,

от третьего лица: управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области: Лебедева С.Н., доверенность № 91/Д-09-47-80 от 17.06.2009,

кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» на решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2009 (судья К.В. Храмцов) по делу № А46-24146/2008,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» (далее - ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Юсон-Сибирь» (далее - ООО «Юсон-Сибирь»), территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - ТУ ФАУГИ по Омской области) о признании недействительной сделки по продаже недвижимого имущества, заключенной в соответствии с имеющим силу договора протоколом № 6-32 от 16.12.2005 о результатах торгов по продаже на аукционе арестованного имущества и дополнительным соглашением к протоколу № 6-32 от 25.04.2006, и применении последствий недействительности сделки в виде передачи нежилых помещений корпуса № 90 общей площадью 6476,6 кв.м., номера помещений на поэтажном плане 1П 1 этаж: 42-83; 2 этаж: 1-15, 3 этаж: 5-30, 4 этаж: 1-25; 5 этаж: 1-28, 6 этаж: 1-31, 7 этаж: 1-32, 8 этаж: 1-28, находящихся в восьмиэтажной пристройке, литера А1, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Индустриальная, д. 11, корп. 90, ТУ ФАУГИ по Омской области путем освобождения помещений от пребывания ООО «Юсон-Сибирь» и его имущества (выселения) и взыскании с ТУ ФАУГИ по Омской области в пользу ООО «Юсон-Сибирь» 1 036 000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что спорные объекты недвижимости относятся к объектам, ограниченным в обороте, подпадающим под действие законодательства о космической деятельности и государственном оборонном заказе, а потому в соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут принадлежать ООО «Юсон-Сибирь» на праве собственности. Таким образом, сделка по продаже спорного имущества в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области.

Решением Арбитражного суда Омской области от 27.04.2009 в иске отказано.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику - ТУ ФАУГИ по Омской области, тогда как одна из сторон оспариваемой сделки - специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» ликвидировано.

Законность и обоснованность решения апелляционным судом не проверялись.

В кассационной жалобе ГКНПЦ им. М.В. Хруничева просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя, ликвидация специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» (РФФИ) не препятствует рассмотрению дела, поскольку при заключении договора оно выступало в качестве уполномоченного представителя Российской Федерации, а не в собственных интересах. РФФИ в силу прямого указания Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 утратил соответствующий статус продавца государственного имущества в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу - ФАУГИ. Считает, что в качестве продавца - представителя публично-правового образования надлежит рассматривать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела, то есть ФАУГИ.

Заявитель полагает, что в результате спорной сделки произошло отчуждение государственного имущества в пользу покупателя, не имеющего прав на обладание этим имуществом. Поскольку ФАУГИ осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе принимает решения по военному недвижимому имуществу, то необходимость привлечения ТУ Росимущества по Омской области вызвана не только наличием полномочий продавца государственного имущества, но и в качестве полномочного представителя собственника.

ТУ ФАУГИ по Омской области в отзыве на кассационную жалобу находит судебный акт законным и обоснованным.

УФССП и ООО «Юсон-Сибирь» также находят решение законным.

Рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, на основании заявки УФССП по Омской области специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» в лице Омского регионального отделения (далее - РФФИ) 16.12.2005 проведены торги по продаже на аукционе арестованного имущества ФГУП «П.О. «Полет», правопреемником которого является истец: здания корпуса № 90, общей площадью 3280,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Омск, ул. Индустриальная, 11.

В результате торгов победителем признано ООО «Юсон-Сибирь».

Полагая, что сделка по продаже недвижимого имуществ не соответствует статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку отчуждаемое недвижимое имущество является объектом, ограниченным в обороте, подпадающим под действие законодательства о космической деятельности и государственном оборонном заказе, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева обратилось с иском в арбитражный суд.

Как установлено судом, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 № 947-р специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» ликвидировано.

Запись о государственной регистрации прекращения юридического лица - РФФИ в связи с его ликвидацией внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2009.

Определением от 09.02.2009 суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве ответчика - ТУ ФАУГИ по Омской области.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что доказательств, подтверждающих правопреемство специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также его объем материалы дела не содержат.

Поскольку оспаривать сделку на предмет ее соответствия действующему законодательству в отсутствие одной из сторон по сделке, которая была ликвидирована в установленном порядке, невозможно, то суд в удовлетворении иска отказал.

В связи с изменениями системы и структуры государственных органов Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 30.05.2008 № 863, от 24.07.2008 № 1114) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, с возложением на него функций специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 17 данного Указа установлено, что федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с названным Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 № 947-р «О ликвидации специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» (пункты 3, 4) ликвидационной комиссии фонда поручено до 01.12.2008 обеспечить внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении существования фонда, Росимуществу в установленном порядке принять имущество фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.

На момент проведения аукциона функции продавца федерального имущества от имени Российской Федерации, действительно, выполнял РФФИ на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», пунктов 1, 11 устава специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 № 925.

Между тем, организуя и проводя торги, РФФИ участвовал в гражданском обороте не сам по себе в качестве самостоятельного юридического лица, а именно как представитель Российской Федерации в порядке статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляя публичные полномочия по реализации арестованного имущества. В настоящее время таким органом является ФАУГИ.

Учитывая изложенное, а также положения Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724, распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 № 947-р, суд безосновательно пришел к выводу, о том, что ТУ ФАУГИ по Омской области не может являться надлежащим ответчиком по делу.

Допущенные судом нарушения являются основанием для отмены судебного акта и направления дела для рассмотрения его по существу.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2009 по делу № А46-24146/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий  
 А.В. Триль

     Судьи
Г.Н. Клинова

     Н.В. Орлова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А46-24146/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 10 сентября 2009

Поиск в тексте