• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2010 года  Дело N А46-24961/2009

Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мартыновой С.А.

судей Кокшарова А.А.

Поликарпова Е.В.

рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.02.2010 (судья Чулков Ю.П.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу № А46-24961/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ян и К» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ян и К» (далее –налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (далее – налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 15.10.2009 № 2479 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 25.11.2009 № 16-17/17095.

Решением суда первой инстанции от 11.02.2010 заявленные требования общества удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.05.2010 решение суда отменено в части. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2009 года в размере 38738 руб., пеней по этому же налогу в соответствующем размере, а также предложения уплатить указанные суммы, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты в части удовлетворения заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Полагает, что на 01.01.2009 в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержалась кадастровая стоимость земельных участков заявителя в размере, утвержденном постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее – Постановление № 193-п), и данные сведения были правомерно использованы инспекцией при исчислении земельного налога, подлежащего уплате за 1 квартал 2009 года.

В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает подлежащей ее удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 428 кв. м. с кадастровым номером 55:36:190322:7, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Бетховена, 22, а также земельный участок площадью 3556 кв. м. с кадастровым номером 55:36:190137:14., расположенный по адресу: г. Омск, ул. 1-я Казахстанская, 1А.

Обществом 19.06.2009 в налоговый орган представлен уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, согласно которому расчет налоговой базы по данному налогу производился налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, установленной указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110, в результате чего сумма авансового платежа по расчетам налогоплательщика составила 14 529 руб.

Налоговым органом по результатам камеральной проверки указанной уточненной налоговой декларации составлен акт от 14.09.2009 № 19981 и 15.10.2009 вынесено решение № 2479 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислены и предложены к уплате авансовый платеж по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 50 204 руб. и пени в сумме 3 139,39 руб.

Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы налогового органа о неверном определении налогоплательщиком кадастровой стоимости спорных земельных участков исходя из кадастровой оценки, утвержденной указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 №110, без учета данных о кадастровой стоимости земельных установленных постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2009 года суды исходили из того, что в отношении спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2009 кадастровая стоимость не была определена, данные сведения были внесены в ГКН незаконно, в связи с чем не могли быть использованы налоговым органом в данном случае для исчисления земельного налога.

Между тем, данные выводы судов следует признать ошибочными исходя из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для определения кадастровой стоимости земельных участков, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Таким образом, подлежащий уплате налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу № А46-19132/2008 признаны незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 28.12.2007 по внесению в ГКН кадастровой стоимости в размере 10 403 753 руб. 64 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 925 руб. 69 коп. за один кв. м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 37:14 площадью 3 556 кв. м., предоставленного для производственных целей, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 3-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 1-я Казахстанская, дом 1 А; кадастровой стоимости в размере 6 858 524 руб.52 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 16 024 руб. 59 коп. за один кв. м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 22:7 площадью 428 кв. м., предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно здания, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица Бетховена, дом 22; кадастровой стоимости в размере 46 006 349 руб. 13 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12 477 руб. 99 коп. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 71:2 площадью 3 687 кв. м., предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 2-я Кировская, дом 96, как несоответствующие действующему законодательству.

Во исполнение указанного судебного акта Управление Роснедвижимости по Омской области исключило из ГКН с 28.12.2007 сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:190137:14, 55:36:190322:7, и 04.08.2009 внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:190137:14 в размере 10 403 753,64 руб., 55:36:190322:7 в размере 6 858 524,52 руб. согласно постановлению Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п.

Как усматривается из материалов дела, постановлением суда апелляционной инстанции по делу № А46-19132/2008 действия Управления Роснедвижимости признаны незаконными в связи с нарушением порядка внесения сведений в ГКН о кадастровой стоимости земельных участков. Из ГКН исключены сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих обществу, и внесены сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков в том размере, что и исключены. То есть изменения размера кадастровой стоимости фактически не произошло.

Таким образом, выводы судов о том, что за период с 28.12.2007 по 04.08.2009 кадастровая стоимость спорных земельных участков в ГКН отсутствовала и возможность использования кадастровой стоимости в указанном выше размере возможно только с 04.08.2009, следует признать ошибочными, поскольку внесение Управлением Роснедвижимости 04.08.2009 в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков согласно постановлению Правительства № 193-П, свидетельствует лишь о приведении имеющихся в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельных участков общества в соответствие с действующим законодательством, но не о том, что до 04.08.2009 эта кадастровая стоимость на основании постановления № 193-П в ГКН отсутствовала.

Следовательно, кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков была утверждена в спорный период в рамках действующего законодательства, в связи с чем доначисление налогоплательщику авансового платежа по земельному налогу, исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением правительства Омской области № 193-п, является правомерным.

В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой или апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой или апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Суд кассационной инстанции, исходя из положений названной нормы, учитывая указанные выше обстоятельства, считает, что принятое по делу постановление апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительным решения налогового органа о доначислении сумм авансового платежа за 1 квартал 2009 года в размере 38 738 руб. и соответствующих пени подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция, не передавая дело на новое рассмотрение в указанной части, принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 по делу № А46-24961/2009 в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска от 15.10.2009 № 2479 в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2009 года в размере 38738 руб., пеней по этому же налогу в соответствующем размере, а также предложения уплатить указанные суммы отменить, принять в этой части новый судебный акт - в удовлетворении заявленных требований отказать.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    С.А. Мартынова

     Судьи
  А.А. Кокшаров

     Е.В. Поликарпов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А46-24961/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 28 октября 2010

Поиск в тексте