ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2009 года  Дело N А46-3119/2009

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующегоВ.И. Новоселова

судейО.И. Антипиной

Т.Я. Шабалковой

рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом;

рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области на решение от 13.04.2009 Арбитражного суда Омской области (судья К.В. Храмцов) и постановление от 19.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: О.Ю. Рыжиков, Н.Е. Иванова, Е.П. Кливер) по делу  № А46-3119/2009 по заявлению Департамента имущественных отношений администрации г. Омска к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности и обязании зарегистрировать право собственности,

установил:

Департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее по тексту - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее по тексту - Управление ФРС по Омской области, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение № 2П, номера на поэтажном плане: 1-47, общей площадью 476,9 кв.м., находящееся на первом этаже жилого дома, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 5 Кордная, д. 24, изложенного в письменном сообщении от 31.12.2008 за № 189/2008-914 и обязании заинтересованное лицо зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимости.

Заявленные требования мотивированы тем, что указанное имущество было передано в муниципальную собственность в соответствии с решением Омского городского Совета № 411 от 10.10.2001 «Об утверждении перечня объектов ОАО «Строительно-монтажный трест №3», передаваемых в муниципальную собственность города Омска», что и послужило основанием для включения спорных объектов недвижимости в реестр муниципальной собственности г. Омска.

По мнению заявителя, поскольку определением Арбитражного суда Омской области от 11.06.2002 по делу № К/Э-54 завершено конкурсное производство в отношении ОАО «Строительно-монтажный трест № 3», имущество которого передано в муниципальную собственность, то представить учредительные документы данного юридического лица не представляется возможным. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на данный объект, является реестр муниципальной собственности.

Заявитель полагает, что при таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении спорного объекта недвижимости.

Решением от 13.04.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 19.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемый Департаментом отказ Управления ФРС Омской области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости признан несоответствующим Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Закон о государственной регистрации прав).

В кассационной жалобе Управление ФРС по Омской области просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу Департамент до начала судебного заседания не представил.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что решением городского Совета от 10.10.2001  № 411 «Об утверждении перечня объектов ОАО «Строительно-монтажный трест № 3», передаваемых в муниципальную собственность города Омска» утвержден перечень жилых и нежилых помещений, объектов инженерной инфраструктуры открытого акционерного общества «Строительно-монтажный трест № 3», передаваемых в муниципальную собственность.

Согласно приложения к указанному решению «Перечень жилых и нежилых помещений, объектов инженерной инфраструктуры, передаваемых в муниципальную собственность г. Омска» в муниципальную собственность г. Омска передан и жилой дом № 24 по ул.5 Кордная, состоящий из 27 квартир, включая встроенные нежилые помещения.

По акту приема-передачи жилых и нежилых помещений от 22.01.20002 спорный объект недвижимости передан с баланса ОАО «Строительно-монтажный трест № 3» на баланс МУП ЖХ-7 ОАО.

Определением Арбитражного суда Омской области от 11.06.2002 по делу  № К/Э-54 конкурсное производство в отношении ОАО «Строительно-монтажный трест № 3» завершено.

Согласно выписки из реестра муниципального имущества г. Омска от 09.02.2009 нежилые помещения (литер А), 2П, первый этаж, № 1-47 общей площадью 476,9 кв. м, расположенные по адресу: г. Омск, ул. 5 Кордная, 24, включены в состав муниципальной казны.

Департамент 14.12.2007 обратился с заявлением в Управление ФРС по Омской области о регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости с приложением документов.

Решением, изложенным в письме от 30.12.2008 № 189/2008-914, Управление ФРС по Омской области отказало Департаменту в государственной регистрации права собственности на вышеуказанное нежилое помещение.

Не согласившись с данным решением Управления ФРС по Омской области, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованием статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное нежилое помещение.

Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций законными и обоснованными, исходя из обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно статье 20 Закона о государственной регистрации права в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, то в государственной регистрации может быть отказано.

Из содержания статей 131617 вышеуказанного Федерального закона следует, что документы, представляемые на государственную регистрацию должны подтверждать в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» дано разъяснение, из которого следует, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Департаментом наряду с другими документами представлена в Управление ФРС по Омской области выписка из реестра муниципального имущества г. Омска от 09.02.2009 на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Омск, ул. 5 Кордная, д. 24, с указанием основания передачи в муниципальную собственность объектов недвижимости от ОАО «Строительно-монтажный трест № 3» (решение Омского городского Совета от 10.10.2001 № 411 «Об утверждении перечня объектов ОАО «Строительно-монтажный трест № 3», передаваемые в муниципальную собственность города Омска»).

Кроме того, право муниципальной собственности на спорный объект подтверждается имеющимися в материалах дела следующими документами: выпиской из реестра муниципальной собственности от 16.09.2008; актом приема-передачи от 22.01.2002; справкой № 735 о принадлежности объекта недвижимости и № 737 об отсутствии (наличии) обременений, выданные федеральным государственным унитарным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства»; техническим паспортом спорного объекта недвижимости, подготовленным по состоянию на 17.07.2008; кадастровым паспортом помещения от 17.07.2008.

Пунктом 2 статьи 6 Закона о регистрации права установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991  № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

Из вышеуказанного Приложения № 3 следует, что к таким объектам отнесен жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных советов народных депутатов, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» утвержден Порядок составления и утверждения перечня объектов передаваемых в муниципальную собственность (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), согласно которому для передачи объектов в муниципальную собственность соответствующий комитет по управлению имуществом разрабатывает перечень объектов. При этом в данный перечень могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с Приложением № 3 к вышеуказанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации. Перечни предоставляются в соответствующий комитет по управлению имуществом области, не исключенные из них комитетом области объекты считаются переданными в муниципальную собственность.

Во исполнение указанных нормативных актов было принято решение Омского городского Совета от 10.10.2001 № 411 «Об утверждении перечня объектов ОАО «Строительно-монтажный трест №3», передаваемый в муниципальную собственность города Омска».

Из вышеизложенного следует, что Департамент, как уполномоченный орган, обратился в регистрирующий орган не за регистрацией перехода права на объект недвижимости, а за регистрацией возникновения права в порядке разграничения государственной собственности, в силу чего пункт 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации права в данном случае не подлежит применению.

Первоначальная регистрация права государственной или муниципальной собственности не зависит от факта вступления в силу Закона о государственной регистрации права и осуществляется на основании сведений реестра, соответственно, федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления ФРС Омской области оснований, предусмотренных Законом о государственной регистрации права, для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение № 2П, номера на поэтажном плане: 1-47, общей площадью 476,9 кв.м., находящееся на первом этаже жилого дома, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 5 Кордная, д. 24.

Восьмым арбитражным апелляционным судом вышеуказанное решение оставлено без изменения.

Учитывая, что выводы арбитражных судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки суд кассационной инстанции не имеет.

Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судами не допущено.

Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.04.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 19.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-3119/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий  
 В.И. Новоселов

     Судьи
О.И. Антипина

     Т.Я. Шабалкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка