• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2009 года  Дело N А46-3119/2009

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующегоВ.И.Новоселова

судейО.И.Антипиной

Т.Я.Шабалковой

рассмотрев в открытом судебном заседаниибез участия представителей сторон,о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом;

рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области на решение от13.04.2009Арбитражного суда Омской области (судья К.В.Храмцов) и постановление от19.06.2009Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи:О.Ю.Рыжиков,Н.Е.Иванова,Е.П.Кливер) по делу № А46-3119/2009по заявлению Департамента имущественных отношений администрации г.Омска к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности и обязании зарегистрировать право собственности,

установил:

Департамент имущественных отношенийадминистрации города Омска (далее по тексту - Департамент,заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее по тексту-Управление ФРСпоОмской области,регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение № 2П,номера на поэтажном плане:1-47,общей площадью476,9кв.м.,находящееся на первом этаже жилого дома,литера А,расположенного по адресу:г.Омск,ул.5Кордная,д.24,изложенного в письменном сообщении от31.12.2008за № 189/2008-914и обязаниизаинтересованное лицозарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимости.

Заявленные требования мотивированы тем,что указанное имущество было передано в муниципальную собственность в соответствии с решением Омского городского Совета № 411от10.10.2001 «Об утверждении перечня объектов ОАО «Строительно-монтажный трест №3»,передаваемых в муниципальную собственность города Омска»,что ипослужило основанием для включения спорных объектов недвижимости в реестр муниципальной собственности г.Омска.

По мнению заявителя,поскольку определением Арбитражного суда Омской области от11.06.2002по делу № К/Э-54завершено конкурсное производство в отношении ОАО «Строительно-монтажный трест№ 3»,имущество которого передано в муниципальную собственность,то представить учредительные документы данного юридического лица не представляется возможным.Документом,подтверждающим право муниципальной собственности на данный объект,является реестр муниципальной собственности.

Заявитель полагает,что притаких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении спорного объекта недвижимости.

Решением от13.04.2009Арбитражного суда Омской области,оставленным без изменения постановлением от19.06.2009Восьмого арбитражного апелляционного суда,заявленные требования удовлетворены.Оспариваемый Департаментом отказ Управления ФРС Омской области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости признан несоответствующим Федеральному закону от21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту-Закон огосударственнойрегистрации прав).

В кассационной жалобе Управление ФРС поОмской области просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований,по основаниям,изложенным в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу Департамент до начала судебного заседания не представил.

Суд кассационной инстанции,в соответствии со статьями284,286Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела,проанализировав доводы кассационной жалобы,проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права,не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует,чторешением городского Совета от10.10.2001 № 411 «Об утверждении перечня объектов ОАО «Строительно-монтажный трест № 3»,передаваемых в муниципальную собственность города Омска» утвержден перечень жилых и нежилых помещений,объектов инженерной инфраструктуры открытого акционерного общества «Строительно-монтажный трест № 3»,передаваемых в муниципальную собственность.

Согласно приложенияк указанному решению«Перечень жилых и нежилых помещений,объектов инженерной инфраструктуры,передаваемых в муниципальную собственность г.Омска» в муниципальную собственность г.Омска передан и жилой дом№ 24по ул.5Кордная,состоящийиз27квартир,включая встроенные нежилые помещения.

По акту приема-передачи жилых и нежилых помещений от22.01.20002спорный объект недвижимости передан с баланса ОАО «Строительно-монтажный трест № 3» на баланс МУП ЖХ-7ОАО.

Определением Арбитражного суда Омской области от11.06.2002по делу № К/Э-54конкурсное производство в отношении ОАО «Строительно-монтажный трест № 3» завершено.

Согласно выписки из реестра муниципального имущества г.Омска от09.02.2009нежилые помещения (литер А),2П,первый этаж, № 1-47общей площадью476,9кв.м,расположенные по адресу:г.Омск,ул.5Кордная,24,включены в состав муниципальной казны.

Департамент14.12.2007обратилсяс заявлениемв УправлениеФРСпоОмской областио регистрации права собственности навышеуказанныйобъект недвижимостис приложением документов.

Решением,изложенным в письме от30.12.2008 № 189/2008-914,УправлениеФРС поОмской областиотказало Департаменту в государственной регистрации права собственности на вышеуказанное нежилое помещение.

Не согласившись сданнымрешением Управления ФРСпоОмской области,Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций,оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованием статьи71Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,пришли к выводу о том,что у регистрирующего органа отсутствовали основания,предусмотренныеФедеральным законом от21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное нежилое помещение.

Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций законными и обоснованными,исходя из обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно статье20Закона о государственной регистрации права в случае,если документы,представленные на государственную регистрацию прав,по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества,то в государственной регистрации может быть отказано.

Из содержания статей13,16,17вышеуказанного Федерального закона следует,что документы,представляемые на государственную регистрацию должны подтверждать в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие,возникновение,прекращение,переход,ограничение (обременение) прав.

В пункте3Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от25.02.1998№ 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров,связанных с защитой права собственности и других вещных прав» дано разъяснение,из которого следует,что документом,подтверждающим право собственности субъектов права федеральной,государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты,является соответствующий реестр федеральной,государственной и муниципальной собственности.

Согласно пункту1Указа Президента Российской Федерации от22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества),составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением № 3к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,государственную собственность республик в составе Российской Федерации,краев,областей,автономных областей,автономных округов,городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается,что Департаментомнаряду с другими документамипредставлена в Управление ФРСпоОмской области выписка из реестра муниципального имущества г.Омска от09.02.2009на нежилые помещения,расположенные по адресу:г.Омск,ул.5Кордная,д.24,с указанием основания передачи в муниципальную собственностьобъектов недвижимости от ОАО «Строительно-монтажный трест № 3» (решение Омского городского Совета от10.10.2001 № 411 «Об утверждении перечня объектов ОАО «Строительно-монтажный трест № 3»,передаваемые в муниципальную собственность города Омска»).

Кроме того,право муниципальной собственности на спорный объект подтверждается имеющимися в материалах дела следующими документами:выпиской из реестра муниципальной собственности от16.09.2008; актом приема-передачи от22.01.2002; справкой № 735о принадлежности объекта недвижимости и № 737об отсутствии (наличии) обременений,выданныефедеральным государственнымунитарнымпредприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства»; техническим паспортом спорного объекта недвижимости,подготовленным по состоянию на17.07.2008; кадастровым паспортом помещения от17.07.2008.

Пунктом2статьи6Закона о регистрации права установлено,что государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права,его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,государственную собственность республик в составе Российской Федерации,краев,областей,автономных областей,автономных округов,городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определено,что объекты государственной собственности,указанные в Приложении № 3к настоящему Постановлению,независимо от того,на чьем балансе они находятся,передаются в муниципальную собственность.

Из вышеуказанногоПриложения № 3следует,чток таким объектам отнесен жилищный фонд,находящийся в управлении исполнительных органов местных советов народных депутатов,в том числе здания и строения,ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам,а также встроенно-пристроенные нежилые помещения,построенные за счет5и7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Распоряжением Президента Российской Федерации от18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной,государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» утвержден Порядок составления и утверждения перечня объектов передаваемых в муниципальную собственность (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах),согласно которому для передачи объектов в муниципальную собственность соответствующий комитет по управлению имуществом разрабатывает перечень объектов.При этом в данный перечень могут быть включены только объекты,относящиеся к муниципальной собственности,в соответствии с Приложением № 3к вышеуказанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации.Перечни предоставляются в соответствующий комитет по управлению имуществом области,не исключенные из них комитетом области объекты считаются переданными в муниципальную собственность.

Во исполнениеуказанных нормативных актов было принято решение Омского городского Совета от10.10.2001 № 411 «Об утверждении перечня объектов ОАО «Строительно-монтажный трест №3»,передаваемый в муниципальную собственность города Омска».

Из вышеизложенного следует,чтоДепартамент,как уполномоченный орган,обратилсяв регистрирующий органне за регистрацией перехода права на объект недвижимости,а за регистрацией возникновения права в порядке разграничения государственной собственности,в силу чего пункт2статьи6Закона огосударственнойрегистрации права в данном случае не подлежит применению.

Первоначальная регистрация права государственной или муниципальной собственности не зависит от факта вступления в силуЗаконао государственной регистрации праваи осуществляется на основании сведений реестра,соответственно,федеральной,государственной и муниципальной собственности.

Суд кассационной инстанции считает,что арбитражный суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств дела,пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления ФРС Омской области оснований,предусмотренных Законом огосударственнойрегистрации права,для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности нанежилое помещение № 2П,номера на поэтажном плане:1-47,общей площадью476,9кв.м.,находящееся на первом этаже жилого дома,литера А,расположенного по адресу:г.Омск,ул.5Кордная,д.24.

Восьмым арбитражным апелляционным судом вышеуказанное решение оставлено без изменения.

Учитывая,что выводыарбитражныхсудов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела,оснований для их переоценкисудкассационной инстанции не имеет.

Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права,влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления,судами не допущено.

Государственная пошлина,уплаченная при подаче кассационной жалобы,относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей110Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом1части1статьи287,статьей289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от13.04.2009Арбитражного суда Омской области и постановление от19.06.2009Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-3119/2009оставить без изменения,кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий  
 В.И. Новоселов

     Судьи
О.И. Антипина

     Т.Я. Шабалкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А46-3119/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 24 сентября 2009

Поиск в тексте