ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2010 года  Дело N А70-742/2010

Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Мелихова Н.В.

судей  Лаптева Н.В.

Лукьяненко М.Ф.

при  участии  представителей:

от  ООО «ПК Союз» (истца)  -  Островской Т.В.  по  доверенности от  30.04.2010  № 1;

от  администрации  города  Тюмени (ответчика) -  Макиева Ф.В.  по  доверенности  от  29.12.2009  № 77/10;

рассмотрел  в  открытом  судебном  заседании  кассационную  жалобу  администрации  города  Тюмени  № Ф04-6833/2010 (24442-А70-21)  на  постановление  Восьмого  арбитражного  апелляционного  суда  от  09.08.2010 (судьи  Глухих А.Н.,  Еникеева Л.И.,  Солодкевич Ю.М.) № 08АП-4894/2010  по  делу № А70-742/2010  Арбитражного  суда  Тюменской  области.

Общество  с  ограниченной  ответственностью  «ПК Союз»  26.01.2010  обратилось  в  Арбитражный  суд  Тюменской  области  с  иском  к  администрации  города  Тюмени  (далее  -  Администрация)  об  обязании  на  основании  протокола от 11.12.2009 № 4/265/09-оа открытого аукциона на размещение муниципального заказа на оказание услуг по чистке и уборке помещений, по улучшению санитарного состояния и аналогичных услуг, по лоту № 1 «Оказание услуг по чистке и уборке помещений и прилегающей территории»,  заключить муниципальный контракт на оказание услуг по чистке и уборке помещений и прилегающей территории с ООО «ПК Союз» в редакции, соответствующей  условиям  открытого  аукциона.

Требование  победителя  открытого  аукциона  на  размещение  муниципального  заказа  на  оказание  услуг  по  чистке,  уборке  помещений  мотивировано  необоснованным  уклонением  его  организатора  от  заключения  муниципального  контракта.

Решением  Арбитражного  суда  Тюменской  области  от  06.04.2010  в  удовлетворении  иска  отказано.

Суд  первой  инстанции  исходил  из  отсутствия  необходимых  лимитов бюджетных средств и невозможности их исполнения в  текущем  финансовом  году.

Постановлением от 09.08.2010 Восьмой арбитражный апелляционный  суд  удовлетворил  иск  путем  обязания  заключить  с  ООО «ПК Союз»  муниципальный  контракт  на  оказание  услуг  по  чистке  и  уборке  помещений,  прилегающей  территории  в  редакции,  соответствующей  условиям  открытого  аукциона  и  предложенной  истцом.

Суд  апелляционной  инстанции  сделал  вывод  о  том, что  доказательств  недостаточности  лимитов  бюджетных  средств  для  оплаты  стоимости  услуг  по  муниципальному  контракту  не  имеется,  а  также  указал  на  отсутствие  оснований  для  отказа в  его  заключении.

В  кассационной  жалобе  Администрация  просит  отменить  постановление  суда  апелляционной  инстанции,  оставить  в  силе  решение  суда  первой  инстанции.

Заявитель  считает,  что  суд  апелляционной  инстанции  не  дал  оценку  справке  финансового  управления  административного  департамента  администрации  города  Тюмени  от  25.03.2010  № 315/178  об  отсутствии  лимитов  бюджетных  денежных  средств,  что  является  нарушением  статьи 71 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  о  полной  оценке  доказательств.

Ссылаясь на статьи 28, 38, 72, 161, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 9, пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», заявитель не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о непредставлении надлежащих  доказательств  отсутствия  бюджетного  финансирования.

По  мнению  заявителя,  суд  апелляционной  инстанции  не  оценил  приведенный  им довод о невозможности заключения муниципального контракта  в  редакции,  соответствующей  условиям  открытого  аукциона.

В  судебном  заседании  представитель  заявителя  указал,  что  нарушением  норм  процессуального  права  является  отсутствие  редакции  текста  муниципального  контракта.

ООО «ПК Союз»  в  отзыве  отклонило  кассационную  жалобу Администрации.

Из  содержания  статьи 9 Федерального  закона «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» истец не усматривает оснований  для  отказа  в  заключении  муниципального  контракта.

В  судебном  заседании  представитель  ООО «ПК Союз»  возразил  против  отмены  судебных  актов.

На  стадии  возбуждения  кассационного  производства  определением  Федерального  арбитражного  суда  Западно-Сибирского  округа  от  29.09.2010  приостановлено  исполнение  обжалуемого  судебного  акта  в  порядке,  предусмотренном  статьей 283 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

Проверив  законность  постановления  суда  апелляционной  инстанции,  суд  кассационной  инстанции  не  находит  оснований  для  удовлетворения  кассационной  жалобы  ответчика.

Как  следует  из  материалов  дела,  уполномоченным  органом  путем  проведения торгов в форме аукциона был размещен заказ на оказание услуг по чистке и уборке помещений, по улучшению санитарного состояния  и  аналогичных  услуг  на  период  с  01.01.2010  по  31.12.2010.

В  протоколе  открытого  аукциона  от  11.12.2009  № 4/265/09-оа  его  победителем  по  лоту № 1  «Оказание  услуг  по  чистке  и  уборке  помещений  и  прилегающей  территории»  признано  ООО «ПК Союз».

Поскольку Администрация  уведомлением от 24.12.2009 № 323/396 КД и в письме от 13.01.2010 № 323/11 КО отказала в подписании муниципального контракта в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств на 2010 год, ООО «ПК Союз» на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заявило требование  о  понуждении  заключить  муниципальный  контракт.

Исходя  из  смысла  статьей 525, 527, 779 Гражданского кодекса Российской  Федерации,  муниципальный  контракт  заключается на основе заказа на поставку товаров для муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение муниципального контракта является  обязательным,  если  иное  не  установлено  законом.

Вместе  с  тем,  статья 421 Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  о  свободе  договора  содержит  правило  о  недопустимости  понуждения к заключению договора за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим  Кодексом,  законом  или  добровольно  принятым  обязательством.

При рассмотрении требования ООО «ПК Союз» об обязании Администрации заключить муниципальный контракт суд апелляционной инстанции сделал  правильный  о  том,  что  в  пункте 3 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не  содержится  правовых  оснований  для  отказа  в  заключении  муниципального контракта,  в  том  числе  такого  основания,  как  недостаточность  лимита  бюджетных  средств.

Вместе  с  тем,  доводы  Администрации  об  отсутствии  бюджетного  финансирования  обоснованно  отклонены  судом  апелляционной  инстанции  как  не  подтвержденные  достоверными  и  допустимыми  доказательствами (статьи 65, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поэтому  к  данным  отношениям  не  могут  быть  применены  нормы  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации.

Следовательно,  суд  апелляционной  инстанции  на  законном  основании  отменил  решение  суда  первой  инстанции  и  правомерно  обязал  Администрацию  заключить  муниципальный  контракт на  оказание  услуг  по  чистке  и  уборке  помещений  и  прилегающей  территории  с  ООО «ПК Союз»  в  предложенной  им  редакции,  соответствующей  условиям  открытого  аукциона.

Таким  образом,  оснований  для  отмены  постановления  суда  апелляционной  инстанции  и  оставления  в  силе  решения  суда  первой  инстанции  не  имеется.

В связи с окончанием кассационного производства отпала необходимость в действии мер по приостановлению исполнения обжалуемого  судебного  акта.

Учитывая  изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  Федеральный  арбитражный  суд  Западно-Сибирского  округа

постановил:

постановление  Восьмого арбитражного апелляционного суда  от  09.08.2010  по  делу № А70-742/2010  Арбитражного  суда  Тюменской  области  оставить  без  изменения,  кассационную  жалобу  администрации  города  Тюмени  -  без  удовлетворения.

Меры  по  приостановлению  исполнения  постановления  Восьмого арбитражного  апелляционного  суда  от  09.08.2010,  принятые  определением  Федерального  арбитражного  суда  Западно-Сибирского  округа  от  29.09.2010,  отменить.

Постановление  вступает  в  законную  силу  со  дня  его  принятия.

     Председательствующий
  Н.В. Мелихов

     Судьи
  Н.В. Лаптев

     М.Ф. Лукьяненко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка