• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2010 года  Дело N А70-9857/2009

постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мелихова Н.В.

судей Есикова А.Н.

Тамашакина С.Н.

при участии представителей:

от ТРОО «Общество охотников и рыболовов» (заявителя) - Халтурина А.С. по доверенности от 29.09.2009;

от администрации Тюменского муниципального района Тюменской области (заинтересованного лица) - Кузнецовой Е.Н. по доверенности от 19.10.2009;

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тюменского муниципального района Тюменской области № Ф04-2983/2010 (7827-А70-21) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.12.2009 (судья Минеев О.А.) по делу № А70-9857/2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) № 08АП-558/2010 по этому делу.

Тюменская региональная общественная организация «Общество охотников и рыболовов» (далее - Общество) 11.09.2009 обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - Администрация) о признании незаконными действий Администрации, выразившихся в отказе письмом от 13.08.2009 № 03/5103 по предоставлению в собственность земельного участка площадью 110000 кв.метров с кадастровым № 72:17:0408001:8 категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием под расширение существующей охотничье-рыболовной базы на озере Грязное, расположенного на территории Андреевского муниципального образования Тюменского района, 3 км автодороги Тюмень - Муллаши; об обязании Администрации предоставить этот земельный участок в собственность Общества; об обязании Администрации заключить с Обществом договор купли-продажи данного земельного участка с определением цены земельного участка в сумме 1156 рублей 38 копеек; об обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в адрес Общества.

Требование землепользователя мотивировано нарушением органом местного самоуправления прав и законных интересов по выкупу земельного участка, находившегося на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Решением от 16.12.2009 Арбитражный суд Тюменской области признал незаконными действия Администрации, выразившиеся в отказе от 13.08.2009 № 03/5103 по предоставлению в собственность ТРОО «Общество охотников и рыболовов» земельного участка площадью 110000 кв.метров с кадастровым № 72:17:0408001:8 категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием под расширение существующей охотничье-рыболовной базы на озере Грязное, расположенного на территории Андреевского муниципального образования Тюменского района, 3 км автодороги Тюмень - Муллаши.

Также суд обязал Администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка в собственность Общества, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его Обществу с предложением о заключении.

Суд первой инстанции сделал вывод о противоречии действий Администрации Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также указал на выкупную цену земельного участка по его кадастровой стоимости согласно пункту 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 решение суда первой инстанции оставлено в силе.

Суд апелляционной инстанции отклонил доводы Администрации об отнесении земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и возможности его предоставления по выкупной цене, составляющей его рыночную стоимость.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить принятые судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Общества.

Администрация считает, что суды не применили пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части процедуры выкупа, поскольку землепользователь вправе приобрести земельный участок в собственность независимо от целей его предоставления.

По мнению Администрации, применена неподлежащая применению статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации о порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Из положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (пункты 1.1, 1.2) Администрация делает вывод о возможности выкупа земельных участков в собственность только при условии нахождения на них зданий, строений, сооружений приобретателя.

Также, Администрация ссылается на неправильное отклонение судами доводов об ограничении оборота земель сельскохозяйственного назначения согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

По утверждению Администрации, суды необоснованно не применили правило о выкупе земельного участка по рыночной стоимости, которая не была определена, а также не применили Закон Тюменской области от 03.11.2003 № 170 о возможности ее установления органом государственной власти Тюменской области.

Кроме того, в резолютивной части решения суда Администрация не усматривает условий, на которых должен быть заключен договор купли-продажи земельного участка.

Представитель Администрации в судебном заседании настаивает на отмене судебных актов.

Общество охотников и рыболовов в отзыве отклонило кассационную жалобу Администрации, указав на правильную оценку возможности выкупа земельного участка по кадастровой стоимости, ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В судебном заседании представитель Общества поддержал возражения против удовлетворения кассационной жалобы Администрации.

Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.

Как установлено судом первой инстанции в ходе исследования материалов дела, свидетельством о государственной регистрации права от 27.03.2009 серии 72НЛ № 316316 подтверждено право Общества охотников и рыболовов на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком площадью 110000 кв.метров с кадастровым № 72:17:0408001:8 категории земель сельскохозяйственного назначения и разрешенным использованием под расширение существующей охотничье-рыболовной базы на озере Грязное, расположенный на территории Андреевского муниципального образования Тюменского района, 3 км автодороги Тюмень - Муллаши.

Администрация в письме от 13.08.2009 № 03/5103 отказала Обществу в предоставлении этого земельного участка в собственность по причине невозможности определения его выкупной цены и указанием на необходимость оформления долгосрочной аренды.

При рассмотрении заявленного Обществом в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования об оспаривании отказа органа местного самоуправления по приобретению земельного участка в собственность суд правильно руководствовался пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 342-ФЗ) о праве юридических лиц, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, по приобретению их в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так как указанная норма содержит специальные условия приобретения земельных участков лицами, которым они были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, суд первой инстанции обоснованно исходил из возможности выкупа земельного участка при отсутствии на нем принадлежащих Обществу объектов недвижимого имущества.

Учитывая отсутствие установленного уполномоченным органом порядка определения цены земельного участка, суд первой инстанции согласно пункту 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации сделал правильный вывод о выкупной цене в размере его кадастровой стоимости.

Поскольку действия органа местного самоуправления не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя по оформлению земельного участка в собственность, суд первой инстанции на законном основании удовлетворил требование Общества о признании их незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Для устранения допущенного нарушения прав и интересов Общества суд правомерно обязал Администрацию в месячный срок принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка в собственность, а также подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка.

Исходя из приведенных особенностей регулирования земельных отношений и перечня заявленных требований, отсутствует необходимость указания в резолютивной части условий заключаемого договора купли-продажи земельного участка в силу положений статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод Администрации об определении выкупной цены этого земельного участка по результатам оценки его рыночной стоимости правильно отклонен судом апелляционной инстанции, как несоответствующий положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Утверждение заявителя об отнесении спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения противоречит содержанию специальной норме пункта 2 статьи 3 вводного закона к Земельному кодексу Российской Федерации.

Таким образом, оснований для отмены судебных актов и принятия в суде кассационной инстанции нового решения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.12.2009 по делу № А70-9857/2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по этому делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тюменского муниципального района Тюменской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
  Н.В. Мелихов

     Судьи
  А.Н. Есиков

     С.Н. Тамашакин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А70-9857/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 28 мая 2010

Поиск в тексте