АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 февраля 2008 года Дело N А52-4809/2007

Резолютивная часть оглашена 06 февраля 2008г.

Судья Арбитражного суда Псковской области: Манясева Г.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шубиной О.Л., рассмотрев материалы дела по заявлению Администрации города Великие Луки к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области о признании недействительными решения и предписания, выданных 23.10.2007г.

При участии в судебном заседании: от заявителя: представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства.

от ответчика: Абрамова Т.М.- специалист-эксперт по доверенности от 09.01.2008г. N 05/ТА, Быстров В.В.- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа, по доверенности от 04.02.2008г.

Администрация города Великие Луки обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 23.10.2007г.

Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковс-кой (далее- Псковское УФАС России) области требования не признали по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что постановлением Администра-ции города Великие Луки от 06.07.2007г. N 37 утверждено «Положение о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок в г. Великие Луки» (далее - Положение). Целью конкурса, организатором которого является Администрация города Великие Луки, является выявление наиболее выгодных предложений автоперевозчиков, отражающих оптимальные условия и высокое качество перевозки и культуры обслуживания пассажиров, на конкурсной основе с едиными требованиями, зафиксированными в конкурсной документации, а также создание условий для развития добросовестной конкуренции в сфере оказания транспортных услуг населению. Предмет конкурса - право на заключение договоров на осуществление пассажирских перевозок на автобусных маршрутах в г. Великие Луки с перевоз-чиками, выигравшими конкурс. ПРОО «Союз частных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров», обратилось в Псковское УФАС России с заявлением о признаках нарушения Федерального Закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон N 135) в указанном Положении. Рассмотрев данное заявление, Псковское УФАС России установило, что в разделе 4 Положения установлены квалификационные требования к конкурсантам, в том числе в подпункте «д» пункта 4.1 указано, что к участию в конкурсе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при наличии на правах собственности или аренды производственной базы, оснащенной оборудованием или инструментами для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Подпунктом 4.2.2 Положения установлено, что к конкурсу не допускаются лица, выплачивающие наемным работникам заработную плату ниже прожиточного уровня по Псковской области.

В приложении N 3 к Положению установлен перечень критериев оценки конкурса, где в пункте 3 «Организация и проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств» участник конкурса получает оценку в зависимости от вида владения или пользования производственной базы для выполнения технического обслуживания, ремонта подвижного состава, а также стоянки. Максимальное количество баллов получает тот конкурсант, у которого производственная база и оборудованная стоянка подвижного состава находятся на праве собственности, а минимальное количество баллов - при договоре со сторонней организацией.

С учётом доводов Администрации города Великие Луки, Псковское УФАС России приняло решение от 23.10.2007г., которым признало, что в указанной части Положение нарушает часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, создает необоснованное препятствие осуществления деятельности хозяйствующих субъектов на рынке услуг пассажирских перевозок в городе Великие Луки, и, имеющих своим результатом, ограничение конкуренции. В адрес Администрации города Великие Луки направлено предписание N 7 от 23.10.2007г., которым Псковское УФАС России предписало Администрации города Великие Луки в срок до 06.12.2007г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, а именно: внести изменения в подпункт «д» пункта 4.1 Положения, приведя его в соответствие с гражданским законодательством, исключить третий абзац подпункта 4.2.2 Положения «выплачивающие наемным работникам заработную плату ниже прожиточного уровня по Псковской области», исключить пункт 3 «Организация и проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств» в перечне критериев оценки конкурса приложения N 3 к Положению.

Заявитель с указанным решением и предписанием Псковского УФАС России от 23.10.2007г. не согласен, просит признать их недействительными, поскольку считает, что Положение о конкурсе, отдельные пункты которого Псковское УФАС России обязывает изменить или исключить, не нарушают антимонопольного законодательства, не противоречат подпункту «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. N 637; статьями 16, 20 Федерального Закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьёй 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК).

Представители Псковского УФАС России требования не признали, считают, что оспариваемые решение и предписание вынесены законно и обоснованно в соответствии с антимонопольным законодательством, так как отдельные пункты Положения о конкурсе нарушают права тех лиц, осуществляющих пассажирские перевозки, кто не имеет в собственности или в аренде производственной базы, стоянки пассажирского транспорта, вводят ограничения по зарплате, что не входит в компетенцию Администрации города Великие Луки.

Суд считает, что в удовлетворении требования Администрации города Великие Луки следует отказать по следующим основаниям.

Право органов местного самоуправления по проведению конкурсов на организацию пассажирских автомобильных перевозок транспортом общего пользования предусмотрено частью 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»; пунктом 1 подпунктом 20 пункта 2 статьи 6 Федерального Закона от 28.08.1995г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; пунктом 7 статьи 16, пунктом 6 статьи 43 Федерального Закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; пунктом 4 статьи 6 Федерального Закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Уставом города Великие Луки.

Конституцией Российской Федерации (статьи 8,34) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринима-тельской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Какие-либо ограничения могут устанавливаться только федеральным законодательством.

Частью 1 статьи 15 Федерального Закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов (совершения действий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Суд считает, что Псковское УФАС России пришло к обоснованному выводу о противоречии подпункта «д» пункта 4.1 Положения и пункта 3 «Организация и проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств» в приложении N 3 в Перечне критериев оценки конкурса требованиям антимонопольного законодательства, согласно которым к конкурсу допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при наличии на правах собственности или аренды производственной базы, оснащенной оборудованием или инструментами для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств. В этом случае они получают и наибольшее количество баллов в Перечне критериев оценки конкурса. Наибольшее количество баллов получает также тот участник, кто имеет стоянку транспортных средств на праве собственности и аренды.

Установление данных преимуществ участникам конкурса противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), согласно которым имущество хозяйствующему субъекту может принадлежать не только на праве собственности и аренды, но и на праве хозяйственного ведения (статья 294 ГК РФ), оперативного управления (статья 296 ГК РФ), доверительного управления (статья 209 ГК РФ), финансовой аренды (лизинга) (статья 665 ГК РФ). В соответствии с указанными нормами гражданского законодательства в подпункте «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. N 637, установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров, а именно: наличие у лицензиата помещений и оборудования, позволяющих осуществ-лять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Установление в приложении N 3 к Положению дифференцированных оценок в зависимости от вида владения или пользования производственной базы или стоянки транспортных средств, является дискриминационным и не подкреплено федеральным законодательством, противоречит принципам состязательности и равноправия сторон в предпринимательской деятельности, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

Псковское УФАС России правильно предложило заявителю исключить из Положений третий абзац подпункта 4.2.2., согласно которого к участию в конкурсе не допускаются лица, выплачивающие наемным работникам заработную плату ниже прожиточного уровня по Псковской области. Данное условие не предусмотрено федеральным законодательством, необоснованно ограничивает допуск к участию в конкурсе. Вопросы выплаты заработной платы регулируются нормами трудового законодательства. Контроль за их исполнением возложен на Федеральную инспекцию труда (статья 353 ТК РФ). Данные вопросы не относятся к компетенции органов власти городского округа, определенных пунктом 1 статьи 16 Федерального Закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Введение ограничения по уровню заработной платы приводит к сокращению числа участников, которые могут принять участие в торгах, и, как следствие - необоснованно препятствуют осуществлению деятельности по пассажирским перевозкам.

С учётом изложенного, суд считает, что решение и предписание от 23.10.2007г. в отношении Администрации города Великие Луки вынесено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области законно и обоснованно, оснований для признания их недействительными не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования Администрации города Великие Луки о признании недействительными решения и предписания от 23.10.2007г., вынесенными Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, - отказать.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

     Судья
Г.И.Манясева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка