• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 августа 2008 года Дело N А52-849/2008

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2008 года Судья Арбитражного суда Псковской области Рутковская Л.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кольцовой Л.Н. рассмотрел в судебном заседании дело по иску Муниципального предприятия города Пскова «Горвод

оканал»

к Жилищно-строительному кооперативу - 2 о взыскании 86755 руб. 05 коп. при участии в заседании:

от истца: Иванова Е.А. - юрисконсульт, доверенность от 10.04.2008 г. N 15/10-125; Лапшина О.Н. - начальника юридического отдела, доверенность N 15/10-4 от 14.01.2008 г.,

от ответчика: Игнатова Р.К. - председатель,

Егорова В.Б. - бухгалтера, доверенность от 03.03.2008г. б/н,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие города Пскова «Горводоканал» (далее - Предприятие) обратилось в суд с иском к Жилищно-строительному кооперативу - 2 (далее - ЖСК) о взыскании 140177 руб. 09 коп. задолженности по оплате отпущенной и потребленной воды, приему сточных вод.

Впоследствии истец частично отказался от заявленных требований, уменьшив сумму иска до 86755 руб. 05 коп. Уменьшение суммы иска принято судом.

В судебном заседании истец исковые требования, с учетом уменьшения, поддержал.

Представитель ответчика - председатель кооператива пояснила, что по сумме задолженности пояснений дать не может. Сколько платят проживающие в доме, столько кооператив и перечисляет истцу. Бухгалтер ответчика с исковыми требованиями не согласна, полагает, что расчеты должны осуществляться, исходя из установленных нормативов потребления и ставок платы для населения при отсутствии приборов учёта, установленных Псковской городской Думой. Пояснили, что прибор учета неисправен, а новый в связи с отсутствием средств кооператив установить не может.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Сторонами 20 июля 1999 года заключен договор N 313 (л.д. 8-9) на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (далее - договор), согласно которому Предприятие предоставляет услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод потребителю, проживающему в жилом фонде, переданном в оперативное управление ЖСК, который производит оплату предоставленных услуг в размере фактически выставленных к оплате сумм по показаниям приборов учета.

В соответствии с условиями пункта 4.2 договора ответчик должен на основании выставленных счетов по мере фактически поступающих средств от населения, но не реже 2 раз в неделю оплачивать предоставленные услуги путем внесения в кассу наличных денег или перечисления на расчетный счет ответчика.

Для оплаты оказанных услуг за период с июля по декабрь 2007 года, истец выставил ответчику счета-фактуры N N 005611 от 23.07.2007 г., 006507 от 27.08.2007 г., 007877 от 30.09.2007 г., 009036 от 31.10.2007 г., 010076 от 26.11.2007 г., 010861 от 14.12.2007 г. ( л.д. 11-16). Оплата выставленных счетов-фактур произведена частично и до настоящего времени ответчиком не оплачены услуги на сумму 86755 руб. 05 коп..

В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно статье 310 ГК РФ не допускаются.

Договор между сторонами N 313 от 20.07.1999 г. соответствует требованиям действующего законодательства, в частности, Федеральному закону РФ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», специально утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.02.2007 г. N 167 Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167).

В соответствии с пунктом 1 Правил N 167 к числу абонентов могут относиться организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.

Данные Правила N 167 в соответствии с п. 2 регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Статьёй 2 Федерального закона РФ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено, что в жилищном секторе потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.

В соответствии с п. 11 Правил N 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. В соответствии с частью 2 статьи 539 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно ч. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета об ее фактическом потреблении. В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункта 69 Правил N 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено Правилами N 167 или договором.

Договором (п.п. 1.1, 3.1, 3.1.1, 3.3, 5.3) определено, что количество потребляемой питьевой воды производится по показаниям водосчётчиков, установленных на вводах абонента, потребители, имеющие в своих квартирах приборы учета, оплачивают услуги по их показателям непосредственно истцу, а истец один раз в квартал уменьшает оплату абоненту на сумму, оплаченную этими потребителями. Количество сточных вод принимается равным количеству израсходованной питьевой воды, счета на сброс горячей воды и на холодную воду для подогрева выставляются ответчику согласно данных расхода воды, предоставленных МП г. Пскова «Псковские тепловые сети», при этом спорные вопросы по её количеству разрешаются с МП г. Пскова «ПТС».

В случае отсутствия приборов учета или неисправности объем услуги и ее оплата определяется в соответствии с действующими Правилами (п. 56 Правил N 167). В связи с тем, что ответчик не исполняет свои обязанности по договору в части замены неисправного водосчетчика (п. п. 2.2.2, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7 договора), количество фактического потребления питьевой воды и (или) сброса сточных вод определяется в соответствии с п. 3.1.2 договора, п. 55 Правил N 167 по среднемесячному показателю потребления за последние три месяца, предшествовавших расчетному периоду. Соответственно, истец выставлял счета по среднему показателю за три предшествовавших поломке счетчика месяца.

Ответчиком не оспаривается, что сторонами в договоре условие оплаты потребленных ответчиком коммунальных услуг по нормативам потребления, а не по приборам учёта, не устанавливалось, соответствующих изменений в договор не вносилось.

Позиция ответчика о том, что МП г. Пскова «Горводоканал» должно выставлять счета-фактуры за потребленное водоснабжение и сброс, исходя из количества, определяемого для жильцов, не имеющих поквартирных счетчиков, по нормативам потребления согласно Постановления РФ от 23.05.2006 г. N 307 и ставкам платы, установленным Псковской городской Думой, является несостоятельной по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее Правила N 307), данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив (п. 3 Правил N 307).

В соответствии с п. 1.4. СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация» внутренняя канализация - это система трубопроводов и устройств в объеме, ограниченном наружными поверхностями ограждающих конструкций и выпусками до первого смотрового колодца, обеспечивающая отведение сточных вод от санитарно-технических приборов и технологического оборудования и при необходимости локальными очистными сооружениями, а также дождевых и талых вод в сеть канализации соответствующего назначения населенного пункта или промышленного предприятия. Внутренний водопровод - система трубопроводов и устройств, обеспечивающая подачу воды к санитарно-техническим приборам, пожарным гидрантам и технологическому оборудованию, обслуживающая одно здание или группу зданий и сооружений и имеющая общее водоизмерительное устройство от сети водопровода населенного пункта или промышленного предприятия.

Внутренняя канализация, внутренний водопровод являются внутридомовыми инженерными сетями и в соответствии с пунктами 2, 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Истец осуществляет техническое обслуживание наружных водопроводных и канализационных сетей, находящихся на балансе предприятия. Внутридомовые инженерные сети многоквартирного дома, как общее имущество собственников многоквартирного дома, не могут быть переданы в хозяйственное ведение, на баланс предприятия. Управляющей организацией истец не является. Договоров о содержании и ремонте, техническом обслуживании общего имущества, в частности внутридомовых инженерных сетей, с собственниками помещений в многоквартирных домах не имеет.

В пункте 6 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено, что разъяснения по применению Правил N 307 дает Министерство регионального развития РФ.

В письме N 4989-СК/07 Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 г. «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 307», указано, что на основании пунктов 3 и 49 Правил исполнителем может быть товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительских кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома. Согласно пунктам 3 и 49 Правил N 307, в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 3 и подпунктом «а» - «г» пункта 49 Правил N 307 обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Согласно подпункту «г» пункта 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.

Следовательно, в отношениях с собственниками жилья ответчик выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг и должен руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307.

Истец же является ресурсоснабжающей организацией (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов - п. З Правил N 307).

Согласно подпункту «в» пункта 49 Правил N 307 в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг или их производство. Такая же позиция высказана в письме Министерства регионального развития РФ N 8326-РМ/07 от 03.05.2007 г.

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. В соответствии со статьей 426, пунктом 4 статьи 539, статьей 548 ГК РФ приобретение исполнителем у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов и водоотведение (сброс сточных вод) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами осуществляются на основании публичного договора энергоснабжения, при заключении и исполнении которого являются для сторон обязательными требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167, а в части, не урегулированной указанным правовым актом, также нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ. Аналогичная позиция высказана Министерством регионального развития РФ в письме N 21492-СК/07 от 29.11.2007 г. «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями».

Таким образом, расчеты по договору N 313 меду сторонами (ресурсоснабжающей организацией и исполнителем) должны производиться в соответствии с Правилами N 167 и условиями договора по показаниям приборов учета и тарифам, установленным для граждан (пункт 15 Правил N 307), а между жильцами-потребителями и ответчиком-исполнителем - в соответствии с Правилами N 307, по которым ответчик рассчитывает плату за коммунальные услуги жильцам по соответствующим формулам в зависимости от наличия-отсутствия приборов учёта. При этом в силу пункта 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

На основании вышеуказанных нормативных правовых актов и договора N 313 ответчику были выставлены счета-фактуры для оплаты потребленных коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.

В соответствии с пунктом 3.1.1. договора при выставлении счетов ответчику размер сумм, предъявленных к оплате, уменьшался истцом на сумму, оплаченную непосредственно предприятию ВКХ потребителями, имеющими квартирные водосчетчики.

Расчёт суммы иска соответствует выставленным счетам, произведён, исходя из фактического потребления питьевой воды и (или) сброса сточных вод по среднемесячному показателю потребления за последние три месяца, предшествовавших расчетному периоду (до поломки прибора учета), принимается судом. Позиция ответчика о том, что расчёт должен быть выполнен, исходя из установленных нормативов потребления и ставок для населения при отсутствии приборов учёта, необоснованна по указанным выше основаниям. Подобный расчёт размера платы за коммунальные услуги может быть устанавлен исполнителем в соответствии с нормами жилищного законодательства, Правилами N 307 в его отношениях с жильцами, но не с истцом. Оплата же услуг ответчику должна производиться в соответствии с нормами гражданского законодательства и условиями договора.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования обоснованы материалами дела: договором, маршрутной книгой, счетами-фактурами, и в соответствии со статьями 307, 309, 539, 544, 548 ГК РФ подлежат удовлетворению в полном размере, так как оплата отпущенной воды и приема сточных вод является обязанностью абонента. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Расходы истца по оплате госпошлины по иску в сумме 3102 руб. 65 коп. следует в соответствии со ст. 110 АПК РФ отнести на ответчика, излишне уплаченную истцом госпошлину в сумме 1200 руб. 89 коп. возвратить истцу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Жилищно-строительного кооператива - 2 в пользу Муниципального предприятия города Пскова «Горводоканал» 86755 руб. 05 коп. - основной долг, 3102 руб. 65 коп. - расходов по оплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист.

Возвратить Муниципальному предприятию города Пскова «Горводоканал» из федерального бюджета 1200 руб. 89 коп. излишне уплаченной госпошлины.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная желоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области

     Судья
Л.Г.Рутковская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А52-849/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Псковской области
Дата принятия: 18 августа 2008

Поиск в тексте