АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 15 ноября 2012 года Дело N А52-2767/2012

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2012 года В полном объеме решение изготовлено 15 ноября 2012 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Орлова В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старосельской Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Дедовичского района

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям

о признании недействительным предписания от 14.05.2012 N08-09/164-02 при участии в заседании

от заявителя: Каганцова В.Н. - начальник юридического отдела, доверенность от 11.05.2012;

от ответчика: Пятериков Г.Б. - главный специалист-эксперт отдела правовой работы, доверенность от 28.12.2011, Андреев А.Н. - старший государственный инспектор отдела земельного надзора, доверенность от 16.01.2012.

Администрация Дедовичского района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - управление) от 14.05.2012 N08-09/164-02, вынесенного по результатам проверки состояния земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Управление просит в удовлетворении заявления отказать, поскольку считает, что нарушение земельного законодательства установлено уполномоченным лицом, администрация обязана принять меры для устранения последствий нарушения.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

При проведении плановой проверки по вопросам выполнения администрацией требований земельного законодательства сотрудником управления 25.04.2012 были установлены факты, свидетельствующие о ненадлежащем состоянии земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Дедовичского района, вследствие невыполнения мероприятий по улучшению земель, зарастания земельных участков кустарниками и мелколесьем.

По результатам проверки 11.05.2012 составлен акт проверки N08-09/89-02, в котором указывается на то, что администрацией не проводятся мероприятия, направленные на защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания древесно-кустарниковой растительностью. В частности, при осмотре земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе деревни Першнево Дедовичского района, общей площадью 236 109 кв.м., кадастровый номер 60:04:180301:102, установлено, что сельскохозяйственная деятельность на участке не ведется, имеется очаговое зарастание сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой растительностью до 30 процентов от общей площади участка, сорной растительностью - на всей площади участка.

14.05.2012 старшим государственным инспектором в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении N08-09/215-02, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

29.05.2012 материалы по административному правонарушению рассмотрены и принято постановление NПСТ-08-09/1025 о привлечении заявителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей за невыполнение мероприятий по защите сельхозугодий от зарастания деревьями и кустарником, улучшению земель и охране почв.

Администрация оспорило указанное выше постановление в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 17.07.2012 по делу NА52-2673/2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 установлено, что администрацией нарушены требования земельного законодательства в связи с непринятием мер по охране спорного земельного участка от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.

Одновременно с составлением протокола по делу об административном правонарушении по результатам проведенной проверки администрации выдано предписание от 14.05.2012 N08-09/164-02 об устранении нарушения земельного законодательства - выполнении мероприятий, направленных на ликвидацию зарастания земельного участка сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковой и сорной растительностью.

Администрация просит признать предписание недействительным, ссылаясь на нарушения, допущенные ответчиком при проведении проверки, и на отсутствие обязанностей у заявителя по осуществлению мероприятий по улучшению спорных земель.

Управление просит в удовлетворении заявления отказать, поскольку считает, что факт нарушения установлен, предписание выдано в пределах полномочий контролирующего органа.

Суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. Суд пришел к такому выводу исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, решением Дедовичского районного суда Псковской области от 01.02.2011 по делу N2-5 на земельный участок с кадастровым номером 60:04:180301:102, признано право собственности за муниципальным образованием «Дедовичский район».

Право собственности на спорный земельный участок на основании указанного выше судебного решения зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 30.05.2011, что подтверждается свидетельством о регистрации права.

В ходе проведенной проверки управлением установлены факты, свидетельствующие о невыполнении администрацией требований и обязательных мероприятий по охране земель, установленных статьями 13,42 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе по защите указанного выше земельного участка сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и кустарником.

В силу статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В ходе проведенной проверки уполномоченным должностным лицом управления установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 60:04:180301:102 сельскохозяйственная деятельность не ведется, имеется очаговое зарастание сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой растительностью до 30 процентов от общей площади участка, сорной растительностью - на всей площади участка.

Указанные обстоятельства отражены управлением и в постановлении от 29.05.2012 NПСТ-08-09/1025, которое оспаривалось администрацией в рамках дела NА52-2673/2012.

В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В рассматриваемом случае Арбитражным судом Псковской области в решении от 17.07.2012 по делу NА52-2673/2012, Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 10.09.2012 установлен факт произрастания сорной травянистой и кустарниковой растительности на спорном земельном участке.

Таким образом, обстоятельства, установленные в данных судебных актах, являются обязательными для арбитражного суда и имеют преюдициальное значение для настоящего дела.

Согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится осуществление государственного земельного надзора.

Правительство Российской Федерации постановлением от 15.11.2006 N689 утвердило Положение о государственном земельном контроле.

Названным Положением установлен порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственном земельном контроле Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о государственном земельном контроле государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

Таким образом, предписание вынесено должностным лицом управления в пределах предоставленных ему полномочий.

Администрация указывает на то, что заявитель не вправе осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе по проведению мероприятий, направленных на ликвидацию зарастания земельного участка сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковой и сорной растительностью, поскольку является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.

В силу указанных выше норм земельного законодательства обязанность по осуществлению мероприятий по охране земель возложена на собственника (владельца) соответствующего земельного участка, вне зависимости от статуса последнего. Ответственность за невыполнение мероприятий по охране земель в силу норм административного законодательства наступает вне зависимости от факта использования земельного участка.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления, осуществляются самостоятельно.

В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пунктом 2 статьи 26 Устава муниципального образования «Дедовичский район» в редакции от 27.11.2011 предусмотрено, что администрация района управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с порядком, установленном Собранием депутатов района.

В соответствии с Государственным стандартом ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1985 N3453, которым установлены термины и понятия, относящиеся к землям, под охраной земель понимается комплекс организационно-хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.

В муниципальном образовании «Дедовичский район» отсутствует специальный субъект, в обязанности которого вменено выполнение мероприятий по охране земель, находящихся в муниципальной собственности. Спорный земельный участок не перераспределен, его назначение не менялось.

Доводы администрации об особом порядке возникновения права собственности на спорный участок, об отсутствии необходимых средств для приведения земельного участка в надлежащее состояние правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеют, поскольку не устраняют обязанности заявителя по содержанию в надлежащем состоянии данного муниципального имущества.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии в данном случае основания к признанию предписания управления недействительным.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 12.10.2006 N55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» разъяснил, что исходя из части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах.

Учитывая изложенное обеспечительную меру, принятую арбитражным судом, о приостановлении действия оспариваемого предписания управления следует отменить.

Поскольку администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождена от уплаты госпошлины в качестве заявителя при обращении в арбитражный суд, госпошлина в данном случае не взыскивается.

Руководствуясь статьями 96, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям от 14.05.2012 N08-09/162-02 отказать.

Обеспечительную меру о приостановлении действия предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям от 14.05.2012 N08-09/162-02 отменить.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

     Судья
В.А.Орлов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка