СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 июля 2013 года N 11-22655

Судья: Жилкина Т.Г.

гр. дело N11-22655

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2013 года г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Базьковой Е.М.,

и судей Шаповалова Д.В., Пильгановой В.М.,

при секретаре Лобановой А.А.,

с участием прокурора Ковтуненко М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Быковой Л.Я. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 17 мая 2013 года, которым постановлено:

"В удовлетворении иска Быковой Л.Я. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по г. Москве о возмещении ущерба в случае гибели (смерти) сотрудника уголовно-исполнительной системы или близких - отказать",

УСТАНОВИЛА:

Быкова Л.Я обратилась в суд с иском к УФСИН России по г. Москве о выплате единовременного пособия в связи со смертью после увольнения со службы её сына Быкова С.В., являвшегося сотрудником уголовно-исполнительной системы. Свои требования истица мотивировала тем, что смерть сына наступила в течение года после увольнения со службы и заболевание, приведшее к смерти, наступило в период её прохождения. Считает, что отказ ответчика в выплате пособия является незаконным.

Истица в судебное заседание явилась, на удовлетворении требований настаивала. Представитель ответчика возражал относительно удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Быкова Л.Я.

В заседание судебной коллегии представитель УФСИН России по г. Москве не явился, извещен надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав Быкову Л.Я., заключение прокурора Ковтуненко М.И., полагавшую необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г. решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со 30 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Быков С.В. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности врача-хирурга хирургического отделения больницы ФБУ "Следственный изолятор N1 УФСИН России по г. Москве" с 1998 г. по 01.07.2010 г.

Приказом УФСИН России по г. Москве от 29.06.2010 г. N698 л/с Быков С.В. был уволен со службы по п. Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по достижении предельного возраста. Увольнение произведено на основании рапорта Быкова С.В., от прохождения военно-врачебной комиссии Быков С.В. отказался.

В период с 22.10.2010 г. по 01.11.2010 г. Быков С.В. находился на излечении в пульмонологическом отделении Городской клинической больницы N11 Департамента здравоохранения г. Москвы, где у него было диагностировано заболевание: диссеминированный туберкулез легких.

В период с 07.11.2010 г. по 05.12.2010 г. Быков С.В. проходил лечение в Туберкулезной клинической больнице N7 Департамента здравоохранения г. Москвы, где умер 05.12.2010 г. Смерть наступила от милиарного туберкулеза легких, печени, брюшины с развитием дыхательной недостаточности.

Быкова Л.Я. приходится умершему матерью, что не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" на рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов распространяется порядок государственного страхования и возмещения ущерба в случае их смерти (гибели) или увечья, предусмотренный для сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1027-1 на сотрудником уголовно-исполнительной системы были распространены положения Закона РФ "О милиции".

Согласно ст. 29 Закона "О милиции" все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций.

В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Порядок оформления документов, выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам уголовно-исполнительной системы, на момент возникновения спорных правоотношений, был установлен ей о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 г. N 198.

Вопрос о выплате единовременного пособия в случае смерти сотрудника после увольнения со службы регулируется указанной Инструкции.

Инструкции предусматривается, что основанием для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия является смерть сотрудника до истечения одного года после увольнения со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья, установление соответствующей ВВК причинной связи смерти с телесным повреждением, заболеванием, послужившим основанием для увольнения сотрудника по болезни или ограниченному состоянию здоровья и вынесения заключения ВВК по форме согласно к настоящей Инструкции.

Таким образом, обязательными условиями выплаты единовременного пособия в связи со смертью сотрудников уголовно-исполнительной системы после их увольнения со службы являются: наступление смерти в течение года после увольнения; увольнение сотрудника со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе; наличие причинно-следственной связи смерти с телесным повреждением, заболеванием, послужившим основанием для увольнения.

Отказывая в удовлетворении искового заявления Быковой Л.Я., суд первой инстанции исходил из того, что основания для выплаты единовременного пособия установленные вышеуказанной Инструкцией отсутствуют, так как Быков С.В. был уволен со службы по достижении предельного возраста, заболевание, приведшее к смерти Быкова С.В. в период службы, не диагностировалось, причинно-следственная связь между смертью и заболеванием отсутствует.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и установленных обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что заболевание Быкова С.В., приведшее к смерти, возникло в период прохождения службы в связи с тем, что погибший имел непосредственный контакт с лицами инфицированными туберкулезом легких, не могут являться основанием для отмены состоявшегося решения, так как основаны на предположениях и противоречат имеющимся в деле доказательствам.

Определение годности, ограниченной годности либо не годности сотрудника к службе в уголовно-исполнительной системе по имеющимся у него заболеваниям относится к прерогативе военно-врачебной экспертизы.

Согласно заключению ВВК от 01.03.2006 г. у Быкова С.В. не было диагностировано заболевание туберкулез легких, последний был признан годным к службе в системе учреждений УФСИН России.

Впервые заболевание, приведшее к смерти Быкова С.В., было установлено в период с 22.10.2010 г. по 01.11.2010 г., когда последний находился на излечении в пульмонологическом отделении Городской клинической больницы N11 Департамента здравоохранения г. Москвы.

Из заключения ВВК N300, составленного в соответствии с ей о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы (приложение N2), следует, что заболевание приведшее 05.12.2010 г. к смерти Быкова С.В., получено до истечения одного года после увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе, т.е. не в период прохождения службы. Указанное обстоятельство также находит свое отражение и в заключении по результатам служебной проверки по факту смерти Быкова С.В. от 15.01.2012 г.

Согласно выписке из протокола N1 от 22.03.2013 г. заседания комиссии УФСИН России по г. Москве "по вопросу выплаты единовременного пособия" в выплате пособия Быковой Л.Я. отказано в связи с тем, что отсутствует подтверждение причинно-следственной связи между заболеванием, приведшим к смерти Быкова С.В., и прохождением им службы в органах уголовно-исполнительной системы.

При этом, судебная коллегия отмечает, что в целях установления причинной связи руководство УФСИН России по г. Москве обращалось для получения разъяснений в ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова, согласно ответа которого заболевание туберкулезом могло спровоцировать производимое умершим с июня 2010 г. самостоятельное лечение имевшегося у него заболевания - саркоидоз и прием препаратов снижающих естественный иммунитет (л.д.21).

Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Головинского районного суда г. Москвы от 17 мая 2013 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Не усматривая оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь ст. 327, 329, 330 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Головинского районного суда г. Москвы от 17 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Быковой Л.Я. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Московского городского суда
http://mos-gorsud.ru