• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 мая 2013 года Дело N 11-10191

Судья Лапин В.М.Гр. дело N 11-10191

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.

и судей Михайловой Р.Б., Семченко А.В.,

при секретаре Сальниковой Д.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.

дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области на решение Перовского районного суда города Москвы от 29 октября 2012 года, которым постановлено:

исковые требования Любовской Ю.Б. к ГУ-ГУ ПФР РФ N 7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично,

обязать Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской области включить в период работы Любовской Ю.Б. в детском нефрологическом санатории N 33 в должности воспитателя с 01.02.1997 по 31.12.2011 (14 лет 04 месяца 25 дней) (за исключением периодов отпуска без сохранения содержания с 28.07.1998 по 28.10.1998г., с 29.07.2003 по 31.08.2003г., с 01.09.2003 по 30.09.2003г., с 03.08.2004 по 31.08.2004г., итого 185 дней) в специальный трудовой стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначить досрочную трудовую пенсию с 31 мая 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

16.08.2012 Любовская Ю.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 7 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области), в котором просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", период ее работы с 01.02.1997 по 31.12.2011 года в детском нефрологическом санатории N 33 в должности воспитателя, и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 31.05.2012 с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж в спорные периоды подтвержден необходимыми доказательствами.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился.

29.10.2012 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Мозжухиной И.Г.

В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области по доверенности Мозжухина И.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала; истец Любовская Ю.Б. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Любовская Ю.Б., *** года рождения, 31.05.2012 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно трудовой книжке, 01.09.1984 Любовская Ю.Б. принята на работу в школу N 423 г. Москвы на должность воспитателя ГПД начальных классов, 01.09.1985 переведена на должность учителя начальных классов, где работала до 10.01.1997; 01.02.1997 Любовская Ю.Б. принята на работу воспитателем в Детский нефрологический санаторий N 33 Управления здравоохранения ВАО г. Москвы (с 13.12.2011 - ГКУЗ г. Москвы "Детский нефрологический санаторий N 33 Департамента здравоохранения г. Москвы), где работала на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

Решением ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области (протокол N 837) от 06.07.2012 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию Любовской Ю.Б. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку специальный трудовой стаж Любовской Ю.Б. составил 12 лет 04 месяца 07 дней при необходимых 25 годах.

При этом период работы истца с 01.02.1997 по 31.12.2011 в Детском нефрологическом санатории N 33 в должности воспитателя, не включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку наименование учреждения не соответствует Списку учреждений здравоохранения, содержащемуся в Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

В соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Стаж работы для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В данном Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж, предусмотрена должность воспитателя в учреждениях здравоохранения: дом ребенка (в том числе специализированный) и детские санатории всех наименований 6 видов: - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом и психоневрологические (п. 1.14).

Таким образом, в Списках, действующих с 29.10.2002, нефрологический санаторий как учреждение здравоохранения, работа, в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не поименовано.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, действовавшим с 01.11.1999 до 29.10.2002, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, которым учреждения здравоохранения предусмотрены не были (указанным Списком были предусмотрены оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении: санаторная школа-интернат, санаторно-лесная школа).

До 01.11.1999 действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, которым в Перечень учреждений для детей, педагогическая деятельность в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", учреждения здравоохранения, в том числе санатории, включены не были.

Лечебные учреждения (детские клиники, поликлиники, больницы, санатории и диспансеры, ясли и дома ребенка, детские отделения в больницах, санаториях, диспансерах и колониях) были включены в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953, т.е. до начала работы истца с 10.02.1997 воспитателем в Детском нефрологическом санатории N 33.

Разрешая спор, суд вышеизложенные обстоятельства не учел, а исходил из того, что истцу неправомерно отказано в принятии стажа работы в должности воспитателя в Детском нефрологическом санатории N 33, поскольку в обязанности воспитателя санатория согласно должностной инструкции входит: составление плата учебно-воспитательной работы на период адаптации, физическое воспитание, умственное воспитание ребенка, развитие речи ребенка, воспитательная работа в повседневной жизни, воспитательно-образовательная работа и игры, что, как указал суд, свидетельствует об осуществлении истцом педагогической деятельности.

Между тем, суд не принял во внимание положения п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, согласно которому работа в должностях, указанных в раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в - раздела "Наименование учреждений" списка.

Кроме того, суд не учел, что Правительство РФ, действуя в пределах предоставленного ему Федеральным от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" полномочия, утвердило должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанный с учетом оценки характера труда в той или иной должности и его условий, а также вида и профиля соответствующих учреждений конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2012 N 857-О, от 21.12.206 N 584-О, от 15.07.2010 N 1012-О-О и др.).

При таких данных, вопрос о включении той или иной работы, того или иного учреждения в соответствующие списки и перечни относится к компетенции Правительства РФ, и включение в списки определенных учреждений и работ по одной и той же профессии обусловлено различными условиями труда, в связи с чем гражданам предоставляются различные льготы, в том числе и по пенсионному обеспечению.

Как следует из Устава ГКУЗ г. Москвы "Детский нефрологический санаторий N 33 Департамента здравоохранения г. Москвы" учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий города Москвы в сфере здравоохранения для оказания квалифицированной, качественной и современной медицинской помощи детскому населению в соответствии с видами деятельности, заявленными в лицензии; в лицензии, выданной санаторию Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, указано на выполнение работ и услуг в области здравоохранения (доврачебная помощь, санаторно-курортная помощь, организация сестринского дела).

Кроме того, из материалов дела следует, что работодатель не выдал истцу льготную справку, подтверждающую характер работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"; согласно выписке из лицевого счета застрахованного Любовской Ю.Б. за период работы истца в Детском нефрологическом санатории N 33 Департамента здравоохранения г. Москвы с 10.02.1997 работодатель не указывал на особые условия ее труда по данному основанию.

При таких данных, законных условий для включения периода работы Любовской Ю.Б. воспитателем с 10.02.1997 по 31.12.2011 в ГКУЗ г. Москвы "Детский нефрологический санаторий N 33 Департамента здравоохранения г. Москвы" в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", у суда не имелось, в связи с чем решение суда в этой части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене по основаниям п. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права.

Поскольку период работы истца, определенный решением ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области (протокол N 837) от 06.07.2012 как 12 лет 04 месяца 07 дней, не составляет срока, установленного подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (не менее 25 лет), то оснований назначения Любовской Ю.Б. трудовой пенсии, с момента обращения за ее назначением с 31.05.2012 у суда не имелось, в связи с чем в этой части решение суда также подлежит отмене.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Перовского районного суда города Москвы от 29 октября 2012 года отменить,

принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Любовской Ю.Б. к ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области о включении периода работы в должности воспитателя в ГКУЗ "Детский нефрологический санаторий N 33 Департамента здравоохранения города Москвы" с 01.02.1997 по 31.12.2011 в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и назначении пенсии отказать.

Председательствующий

Судьи

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 11-10191
Принявший орган: Московский городской суд
Дата принятия: 16 мая 2013

Поиск в тексте