• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 августа 2013 года Дело N 11-26569/2013

Судья Пивоварова Я.Г. Гр.д. N 11-26569/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ16 августа 2013 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В. и судей Пильгановой В.М., Зыбелевой Т.Д., при секретаре Зотовой Е.Г., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Лазарева Е.П. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 06 июня 2013 года, которым постановлено:

В удовлетворении искового заявления Лазарева Е. П. к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, комиссии Главного управления обеспечения деятельности военных судов по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов о перерасчете ежемесячного пожизненного содержания судьи с учетом размера оклада по воинскому званию, об обязании издать приказ о пересчете и выплате ежемесячного пожизненного содержания - отказать в полном объеме,УСТАНОВИЛА: Истец Лазарев Е.П. 11 марта 2013 года обратился в Мещанский районный суд города Москвы с иском к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), комиссии Главного управления обеспечения деятельности военных судов по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов (далее - Комиссия), в котором просил обязать Комиссию принять решение о перерасчете ежемесячного пожизненного содержания (далее - ЕПС) с учетом установленного нового размера оклада по его воинскому званию с 01 января 2012 года и обязать Судебный департамент издать соответствующий приказ о перерасчете и выплате ему ЕПС с 01 января 2012 года с учетом установленного размера оклада по воинскому званию "полковник".

Требования мотивированы тем, что на основании решения Комиссии приказом начальника управления военных судов N 27 от 22 января 1999 года ему с 29 декабря 1998 года назначено ЕПС как судье, пребывающему в отставке, при этом в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством в состав ЕПС включен оклад по воинскому званию "полковник". С 01 января 2012 года на основании Федерального закона N 306-ФЗ от 07 ноября 2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Постановления Правительства N 992 от 05 декабря 2011 года "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" Комиссией принято решение от 18 января 2012 года, которым с 01 января 2012 года судьям военных судов, ушедших в отставку до 29 июня 2009 года, произведен перерасчет ЕПС, исходя из новых размеров окладов по воинским званиям военнослужащих. Однако указанное решение реализовано не было и с 01 января 2012 года ЕПС выплачивается ему без увеличения оклада по воинскому званию.

Судом 06 июня 2013 года постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Лазарев Е.П. по доводам апелляционной жалобы от 27 июня 2013 года.

Заявитель Лазарев Е.П., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 52).

Ответчик Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и третье лицо Министерство финансов Российской Федерации, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, сведений и причинах неявки не представили (л.д. 55).

Представитель ответчика комиссии Главного управления обеспечения деятельности военных судов по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов по доверенности Этцель Е.Л. возражал против удовлетворения жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Комиссии, судебная коллегия, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лазареву Е.П. приказом начальника управления военных судов N 27 от 22 января 1999 года на основании решения комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов от 28 декабря 1998 года (протокол N 176) в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона Российской Федерации от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" назначено ежемесячное пожизненное содержание как судье, пребывающему в отставке, за 29 лета стажа работы в качестве судьи в размере 85 процентов денежного содержания в сумме 4888 руб. 68 коп. с 29 декабря 1998 года.

Согласно расчету ЕПС, составленному Главным управлением обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в денежное содержание Лазарева Е.П., принимаемое к расчету ежемесячного пожизненного содержания, включены: должностной оклад на момент ухода судьи в отставку, месячный оклад в соответствии с присвоенным званием "полковник юстиции", процентная надбавка за выслугу лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в размере 70%, исходя из календарного срока военной службы 42 года, доплата за квалификационный класс - 25%, надбавка за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" - 10%, доплата за особые условия труда - 50%, надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде и специальный режим работы - 50%, премии по итогам работы за квартал и год.

Из материалов дела следует, что выплачиваемое Лазареву Е.П. ЕПС повышалось с учетом увеличения размера должностного оклада судьи, а также оклада по званию и на 31 декабря 2011 года составляло .. руб. +коп., при этом размер оклада по воинскому званию составлял + руб.

Протоколом комиссии Главного управления обеспечения деятельности военных судов по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов N 1 от 18 января 2012 года принято решение, которым с 01 января 2012 года размер ЕПС истца, как судьи военного суда, ушедшего в отставку до 29 июня 2009 года, подлежит пересчету исходя из новых размеров окладов по воинскому званию военнослужащего и процентной надбавки за выслугу лет, которые введены Федеральным законом N 306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Постановлением Правительства N 992 от 05.12.2011 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту"; размер оклада по воинскому званию "полковник" указанными актами установлен + руб.

Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Лазарева Е.П., указав, что ежемесячное пожизненное содержание, назначенное судьям военных судов до 29 июня 2009 года, по Закону Российской Федерации от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" не подлежит перерасчету с 01 января 2012 года в связи с принятием Федерального от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и законных условий для увеличения оклада по воинскому званию до + руб. при расчете ЕПС, назначенного истцу в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", не имеется.

Так, в силу ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом; особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Особенности правового положения судей военных судов определены положениями Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", согласно которому до 29 июня 2009 года судьей военного суда мог быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

Статьей 30 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", в редакции, действовавшей до 29 июня 2009 года, было установлено, что в случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для граждан. Судьям военных судов и Военной коллегии пенсия, предусмотренная для военнослужащих, назначается исходя из должностного оклада по занимаемой ими должности. Увеличение размера пенсии при ее последующем пересмотре в случаях, предусмотренных федеральным законом, производится исходя из указанного оклада.

Таким образом, при уходе в отставку с одновременным увольнением с военной службы судья военного суда имел право выбора пенсионного обеспечения в виде пенсии, предусмотренной для граждан, в соответствии В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в ред. Федерального от 21.06.1995 N 91-ФЗ, действовавшего на момент назначения истцу ЕПС, было установлено, что заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состояла из должностного оклада, а для военных судей - и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены.

Таким образом, суд правильно указал, что установление судьям, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания является составляющей статуса судьи и обусловлено спецификой профессиональной деятельности судьи, а не фактором военной службы.

При этом Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Председателем Верховного Суда Российской Федерации 29.07.2003, Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 09.07.2003, Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 03.07.2003, установлено, что ежемесячное пожизненное содержание, назначенное судье, пребывающему в отставке, в том числе судье военного суда, увеличивается при повышении денежного содержания судьи, работающего по соответствующей должности.

Такое правовое регулирование единых оснований увеличения ЕПС является проявлением единства статуса судьи, установленного ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

С принятием Федерального закона от 28.06.2009 N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым слова "(денежное содержание судьи военного суда)" и слова "а для военных судей - и оклада по воинскому званию," исключены.

Кроме того, с принятием Федерального конституционного от 29.06.2009 N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", вступившего в силу 29 июня 2009 года, из требований предъявляемых к кандидатам на должность судьи военного суда, требования к наличию у кандидата офицерского звания и заключенного контракта о прохождении военной службы исключены, а наличие у кандидата, являющегося военнослужащим, воинского звания офицера, или его пребывание в запасе или нахождение в отставке, указано как преимущественное право на назначение на должность судьи военного суда. Кроме того, ч. 3 ст. 26 указанного ФКЗ было установлено, что военнослужащий, назначенный судьей военного суда или судьей Военной коллегии, имеет право в соответствии с Федеральным от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо на увольнение с военной службы, либо на приостановление военной службы.

В связи с этим же ФКЗ претерпело изменение и денежное содержание судей военных судов в части исключения из его состава оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет, установленной для военнослужащих.

Так, п. названного ФКЗ было предусмотрено, что в заработную плату судьи военного суда или судьи Военной коллегии, продолжающего на день вступления в силу данного Федерального конституционного замещать государственную должность Российской Федерации в военном суде или Военной коллегии, включаются дополнительные выплаты в размерах, соответствующих размерам оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, установленные для них как для военнослужащих на день вступления в силу этого Федерального конституционного . Указанные выплаты учитываются при исчислении выходного пособия и ежемесячного пожизненного содержания независимо от времени почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда или судьи Военной коллегии.

Таким образом, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет с 29 июня 2009 года были преобразованы в дополнительные выплаты, при этом размеры этих дополнительных выплат соответствовали размерам окладов по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет, установленным по состоянию на 29 июня 2009 года, что не предусматривает их увеличения.

С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон N 306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", устанавливающий денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы; ст. 2 указанного Федерального закона установлено, что единые по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным предусмотрена военная служба; такие размеры установлены Постановлением Правительства N 992 от 05.12.2011 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".

При таких данных, принятие Федерального от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не повлекло повышения денежного содержания судей военных судов, пребывающих в должности, в связи с чем увеличение ежемесячного пожизненного содержания пребывающим в отставке судьям военных судов в зависимости от того, являлись ли они военнослужащими, а также от того, до или после 29 июня 2009 года им было назначено ежемесячное пожизненное содержание, приведет к неоправданному различию в их правовом положении.

Кроме того, суд правильно указал, что положения Федерального от 07.11.2011 N 306-ФЗ, а также Федерального N 309-ФЗ от 08.11.2011 регулируют отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих, которым назначена пенсия на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а не лиц, получающих не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное Законом РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". Истец не лишен возможности перейти на пенсионное обеспечение на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при выплате пенсии по которому и подлежат применению положения Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011, на который указывает истец; право истца на переход в предусмотренном законом порядке на такую пенсию ответчиками не оспаривается.

В апелляционной жалобе истец указывает, что исключение с 29 июня 2009 года из оклада денежного содержания оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и их преобразование в дополнительные выплаты, подлежат применению только в отношении судей военных судов, уволенных с военной службы или приостановивших ее после 29 июня 2009 года в связи с принятием Федерального конституционного от 29.06.2009 N 3-ФКЗ, в то время как истец уходил в почетную отставку будучи военнослужащим, в связи с чем такое преобразование и отказ в увеличении составляющих оклада денежного содержания истца является недопустимым снижением уровня ранее предоставленных гарантий судьи военного суда, что противоречит Конституции Российской Федерации и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.

Указанные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку не применение к ЕПС истца положений Федерального от 07.11.2011 N 306-ФЗ, а также Федерального N 309-ФЗ от 08.11.2011 не свидетельствует о снижении уровня предоставленных ранее гарантий, учитывая, что из расчета ЕПС истца указанные составляющие (оклад по воинскому званию, процентная надбавки за выслугу лет в ВС РФ) не исключены, а применение единого установленного порядка увеличения ЕПС свидетельствует о единстве статуса судьи, установленного ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом верно; нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено; доводы апелляционной жалобы Лазарева Е.П. не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК Российской Федерации, к отмене судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Мещанского районного суда города Москвы от 06 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лазарева Е.П. - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 11-26569/2013
Принявший орган: Московский городской суд
Дата принятия: 16 августа 2013

Поиск в тексте