СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 августа 2013 года Дело N 11-26570/2013

Судья первой

инстанции Пивоварова Я.Г. гр. дело N 11-26570/2013 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 августа 2013 года г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Климовой С.В.,

и судей Зыбелевой Т.Д., Пильгановой В.М.,

при секретаре Зотовой Е.Г.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Зыбелевой Т.Д.

дело по апелляционной жалобе истца Гуторова Э.С.

на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 июня 2013 года

по делу по иску Гуторова Э.С. к Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации, Комиссии Главного управления обеспечения деятельности военных судов по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов о перерасчете ежемесячного пожизненного содержания судьи с учетом размера оклада по воинскому званию, об обязании издать приказ о пересчете и выплате ежемесячного пожизненного содержания,

У С Т А Н О В И Л А:

Истец Гуторов Э.С. обратился в суд с иском к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Комиссии Главного управления обеспечения деятельности военных судов по назначению ежемесячного пожизненного содержания судей военных судов о пересчете ежемесячного пожизненного содержания.

В обоснование своих требований истец ссылался на то, что ему, как ушедшему в отставку судье военного суда, приказом от 01 декабря 2000 года назначено ежемесячное пожизненное содержание, в размер которого входил оклад по воинскому званию. Согласно инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, при изменении оклада по воинскому званию истцу производился пересчет и увеличивалось ежемесячное пожизненное содержание, однако, с 01 января 2012 года при увеличении оклада по воинскому званию до 13 000 руб. ежемесячное пожизненное содержание истцу не увеличено. Комиссией Главного управления обеспечения деятельности (ГУОД) военных судов по назначению ежемесячного пожизненного содержания судей военных судов 18 января 2012 года принято решение о пересчете ежемесячного пожизненного содержания в связи с установлением новых размеров оклада по воинскому званию. В ответ на обращение истца в Главное управление обеспечения деятельности военных судов, заместитель начальника ГУОД военных судов ссылался на письмо из Министерства финансов от 14 марта 2012 года, в котором указано, что правовых оснований для изменения ежемесячного пожизненного содержания судей военных судов, ушедших в отставку до вступления в силу ФКЗ от 29 июня 2009 года, не имеется.

Полагая свои права нарушенными в связи с не произведенным перерасчетом ежемесячного пожизненного содержания при увеличении оклада по воинскому званию, указав, что решение комиссии об отказе в перерасчете ежемесячного пожизненного содержания, не основано на законе, так как положение истца не может быть ухудшено, Гуторов Э.С. просил суд обязать комиссию Главного управления обеспечения деятельности военных судов по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов принять решение о перерасчете ежемесячного пожизненного содержания с учетом установленного с 01 января 2012 года размера оклада по воинскому званию (…), не уменьшая другие составляющие ежемесячного пожизненного содержания, обязать Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации издать соответствующий приказ о перерасчете ежемесячного пожизненного содержания с учётом установленного с 01 января 2012 года размера оклада по воинскому званию (…).

В судебное заседание суда первой инстанции истец Гуторов Э.С. не явился.

Представитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по доверенности Шаймердянов Р.А., представитель комиссии Главного управления обеспечения деятельности военных судов по доверенности Этцель Е.Л. возражали против иска.

Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 06 июня 2013 года в удовлетворении иска отказано.

На решение суда принесена апелляционная жалоба, в которой истец Гуторов Э.С. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

На разбирательство по делу в суд апелляционной инстанции истец, представители Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Министерства финансов не явились, о дате и времени разбирательства по делу извещены.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Комиссии Главного управления обеспечения деятельности военных судов по доверенности Этцеля Е.Л., возражавшего против жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Судом первой инстанции установлено, что приказом Главного управления обеспечения деятельности военных судов N 179 ЕПС от 30 мая 2011 года, на основании решения комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов, Гуторову Э.С. с 01 апреля 2011 года назначено ежемесячное пожизненное содержание как судье, пребывающему в отставке в качестве судьи в размере (…) руб. (…) коп.

Согласно расчету N 215 ежемесячного пожизненного содержания судье в отставке, председателю судебного состава Московского окружного военного суда с 01 апреля 2011 года установлен месячный оклад в соответствии с присвоенным воинским званием (…) (…) руб.

В силу Закона РФ от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в РФ" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Особенности правового положения судей военных судов определены положениями Федерального конституционного от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", положения которого до 29 июня 2009 года устанавливали, что судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", в редакции от 04 декабря 2006 года, действовавшей до 29 июня 2009 года, установлено, что в случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для граждан. Судьям военных судов и Военной коллегии пенсия, предусмотренная для военнослужащих, назначается исходя из должностного оклада по занимаемой ими должности. Увеличение размера пенсии при ее последующем пересмотре в случаях, предусмотренных федеральным законом, производится исходя из указанного оклада.

Таким образом, при уходе в отставку с одновременным увольнением с военной службы судья военного суда имел право выбора пенсионного обеспечения в виде пенсии, предусмотренной для граждан, - в соответствии Федеральным от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо пенсии, предусмотренной для военнослужащих, - в соответствии с РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", либо не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренного федеральным законом для судей, - РФ от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в РФ".

Судом по делу установлено, что при уходе в отставку с одновременным увольнением с военной службы судья военного суда Гуторов Э.С. выбрал пенсионное обеспечение в виде не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренного Законом РФ от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в РФ", положения п. 5 ст. 15 которого, в редакции, действовавшей на 01 января 2009 года, устанавливали, что пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи.

В соответствии с Закона РФ от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в РФ" в ред. Федерального от 21 июня 1995 N 91-ФЗ, действовавшего на момент назначения истцу ЕПС 01 января 2009 года, установлено, что заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состояла из должностного оклада, а для военных судей - и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены.

Таким образом, установление судьям, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания является составляющей статуса судьи и обусловлено спецификой профессиональной деятельности судьи, а не фактором военной службы. При этом ежемесячное пожизненное содержание, назначенное судье, пребывающему в отставке, в том числе судье военного суда, увеличивается при повышении денежного содержания судьи, работающего по соответствующей должности ( Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Председателем Верховного Суда РФ 02 июля 2003 года, Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ 09 июля 2003 года, Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 03 июля 2003 года).

Федеральным ом от 28 июня 2009 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в Закона РФ от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в РФ" внесены изменения, согласно которым слова "(денежное содержание судьи военного суда)" и слова "а для военных судей - и оклада по воинскому званию", исключены.

Согласно Федерального конституционного от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" предусмотрено, что в заработную плату судьи военного суда или судьи Военной коллегии, продолжающего на день вступления в силу данного Федерального конституционного замещать государственную должность Российской Федерации в военном суде или Военной коллегии, включаются дополнительные выплаты в размерах, соответствующих размерам оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, установленные для них как для военнослужащих на день вступления в силу этого Федерального конституционного . Указанные выплаты учитываются при исчислении выходного пособия и ежемесячного пожизненного содержания независимо от времени почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда или судьи Военной коллегии.

Таким образом, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет с 29 июня 2009 года преобразованы в дополнительные выплаты, соответствующие размерам окладов по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет, установленным по состоянию на 29 июня 2009 года, что не предусматривает их увеличения.

Вместе с этим с 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон N 306-ФЗ от 07 ноября 2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", устанавливающий денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы. Статьёй 2 данного Федерального закона установлено, что единые по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным предусмотрена военная служба; такие размеры установлены Постановлением Правительства N 992 от 05 декабря 2011 года "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".

Таким образом, указанными нормативными актами установлен новый порядок определения денежного довольствия военнослужащих, что не является повышением (индексацией) денежного довольствия военнослужащих, а также установлен порядок назначения пенсий военнослужащим и основания для изменения размера пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Принятие Федерального от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не повлекло повышения денежного содержания судей военных судов, пребывающих в должности, а также судей, пребывающих в отставке и получающих ЕПС в соответствии с Законом РФ от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в РФ", в связи с чем увеличение ежемесячного пожизненного содержания пребывающим в отставке судьям военных судов в зависимости от того, являлись ли они военнослужащими, а также от того, до или после 29 июня 2009 года им было назначено ежемесячное пожизненное содержание, приведет к неоправданному различию в их правовом положении.

Оценив собранные по делу доказательства, суд правильно указал, что положения Федерального от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ, а также Федерального N 309-ФЗ от 08 ноября 2011 года регулируют отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих, которым назначена пенсия на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а не лиц, получающих не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное Законом РФ от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в РФ".

При этом истец не лишен возможности перейти на пенсионное обеспечение на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при выплате пенсии по которому и подлежат применению положения Федерального закона N 306-ФЗ от 07 ноября 2011 года, на который указывает истец.

В апелляционной жалобе истец указывает, что исключение с 29 июня 2009 года из оклада денежного содержания оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и их преобразование в дополнительные выплаты, подлежат применению только в отношении судей военных судов, уволенных с военной службы или приостановивших ее после 29 июня 2009 года в связи с принятием Федерального конституционного от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ, в то время как истец уходил в почетную отставку будучи военнослужащим, в связи с чем такое преобразование и отказ в увеличении составляющих оклада денежного содержания истца является недопустимым снижением уровня ранее предоставленных гарантий судьи военного суда.

Указанные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку не применение к ЕПС истца положений Федерального от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ, а также Федерального N 309-ФЗ от 08 ноября 2011 года не свидетельствует о снижении уровня предоставленных ранее гарантий, учитывая, что из расчета ЕПС истца указанные составляющие (оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет в Вооруженных Силах РФ) не исключены, а применение единого установленного порядка увеличения ЕПС свидетельствует о единстве статуса судьи, установленного ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в РФ".

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана мотивированная оценка.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.

Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка