• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 27 декабря 2001 года Дело N А40-44187/01-4-199

 
[Исковые требования о признании незаконными бездействия налогового органа по возврату излишне уплаченных налогов и обязании возвратить сумму излишне уплаченных налогов были удовлетворены, поскольку переплата налога на прибыль подтверждается актом сверки расчетов]

___________________________________________________________________
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы от 6 февраля 2002 года данное решение оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 апреля 2002 года N КА-А40/2132-02 постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы от 6 февраля 2002 года и данное решение оставлены без изменения.
___________________________________________________________________


Арбитражный суд рассмотрел дело по иску ООО "Северная инновационная компания" к ИМНС РФ N 10 по ЦАО г.Москвы о признании незаконным бездействия налогового органа по возврату излишне уплаченных налогов и обязать ИМНС РФ N 10 по ЦАО г.Москвы возвратить сумму излишне уплаченных налогов 134031983 руб. 72 коп. с начислением процентов 96231292 руб. 20 коп., итого 230263275 руб. 92 коп., в том числе из федерального бюджета 49787982 руб. 16 коп. с начислением процентов 35746407 руб. 14 коп., всего из федерального бюджета 85534389 руб. 30 коп., из бюджета города Москвы 84244001 руб. 56 коп. с начислением процентов 60484885 руб. 07 коп., всего из бюджета города Москвы 144728886 руб. 63 коп., установил:

Истец увеличил размер исковых требований и просит признать незаконным бездействие налогового органа по возврату излишне уплаченных налогов и обязать ИМНС РФ N 10 по ЦАО г.Москвы возвратить сумму излишне уплаченных налогов 134031983 руб. 72 коп. с начислением процентов 96231292 руб. 20 коп., итого 230263275 руб. 92 коп., в том числе из федерального бюджета 49787982 руб. 16 коп. с начислением процентов 35746407 руб. 14 коп., всего из федерального бюджета 85534389 руб. 30 коп., из бюджета города Москвы 84244001 руб. 56 коп. с начислением процентов 60484885 руб. 07 коп., всего из бюджета города Москвы 144728886 руб. 63 коп.

В обоснование своих требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

Переплата налога на прибыль по итогам 1998 года подтверждается актом сверки расчетов. Налоговые органы длительное время необоснованно отказывали истцу в возврате налога. По итогам выездной налоговой проверки налоговым органом с учетом указанной переплаты выявлена недоимка по налогу на прибыль. С выводами проверки истец не согласен, так как они противоречат законодательству.

Ответчик иск не признал, сославшись на то, что по карточке лицевого счета за налогоплательщиком числится недоимка, а не переплата. Ответчиком также представлено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.12.2001. N 04-01/89 и доказательства его отправки истцу накануне судебного заседания. Указанное решение оценивается судом в качестве доказательства по делу в совокупности с другими материалами дела.

Суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим причинам

ЗАО "Северная инновационная компания" 26.08.99 обратилось в ИМНС N 4 по ЦАО г.Москвы с заявлением о частичном зачете указанной суммы переплаты и возврате из бюджета оставшейся суммы 134111339 руб. 31 коп.

Налоговой инспекцией совместно с налогоплательщиком произведена выверка по итогам которой составлен акт N 274.

Из акта N 274 от 08.09.99 усматривается, что у ЗАО "Северная инновационная компания за период с 01.01.98 по 08.09.99 имеется переплата по налогу на прибыль в размере 134031983 руб. 72 коп., в том числе в федеральный бюджет 49787982 руб. 16 коп. и в городской бюджет 84244001 руб. 56 коп. Указанное обстоятельство ответчиком не отрицается.

Письмом от 29.09.99 ИМНС РФ N 4 отказала истцу в возврате налога из бюджета, предложив переплату по налогу зачесть в счет будущих платежей. До настоящего времени возврат налога не произведен.

Согласно п.9 ст.78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Как усматривается из Устава, в 1999 году ЗАО преобразовано в ООО "Северная инновационная компания". В связи с изменением адреса общество с 26.01.2000 состоит на учете в ИМНС РФ N 10 по ЦАО г.Москвы.

Истец вторично обратился с заявлением от 19.04.2001 о возврате налога на прибыль в ИМНС РФ N 10.

Поскольку до настоящего времени налог не возвращен, истец просит обязать налоговую инспекцию возвратить сумму налога с возмещением процентов.

Требования истца основаны на ст.78 НК РФ и подтверждаются актом N 274 от 08.09.99. Пени рассчитаны с 01.10.99 по 27.12.2001 и подтверждаются расчетом истца.

Как усматривается из решения N 04-01/89, ответчик согласен с переплатой по итогам 1998 года, так как уменьшил на эту сумму выявленную в ходе проверки недоимку по налогу на прибыль.

Доводы ответчика о наличии у истца недоимки по налогу на прибыль судом не приняты как не основанные на законодательстве.

Из акта выездной налоговой проверки N 04-01/89 от 28.09.2001 следует, что в ходе проверки установлено занижение доходов от внереализационных операций за 1999 год и 1 полугодие 2001 года и занижение налога на прибыль за 1 полугодие 2001 года.

Из решения от 24.12.2001 усматривается, что налоговый орган согласился с возражениями налогоплательщика по поводу занижения доходов от внереализационных операций и настаивает на своих выводах о занижении налога на прибыль в 1 полугодии 2001 года.

По мнению налогового органа занижение налоговой базы для исчисления налога на прибыль произошло за счет реализации ценных бумаг по ценам ниже рыночных, что привело к нарушению п.4 ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п.2.4 Инструкции МНС РФ от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

Указанные доводы судом не принимаются по следующим причинам.

Согласно п.4 ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. Рыночная цена акций и облигаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, учитывается только при реализации ценных бумаг с убытком для определения размера убытков, подлежащего отнесению на уменьшение доходов от реализации соответствующей категории ценных бумаг.

Аналогичные положения содержатся в п.2.4 Инструкции МНС РФ от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

Из акта проверки и решения не усматривается, что акции ОАО "Газпром" были реализованы с убытком.

Ссылка ответчика в акте проверки на п.1 ст.40 НК РФ как на основание доначисления налога на прибыль также несостоятельна, поскольку из указанного пункта следует, что, если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. В силу п.2 этой статьи налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в случаях, перечисленных в этом пункте.

Из акта проверки и решения также не усматривается, что наш случай подпадает под закрытый перечень п.2 ст.40 НК РФ.

Даже при наличии этих обстоятельств налоговый орган не вправе был принимать решение о доначислении налога в связи с реализацией акций по цене ниже рыночной.

Пункт 3 ст.40 НК РФ действительно предоставляет налоговым органам право вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы, услуги. Согласно ст.6 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй Кодекса положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 статьи 40 части первой Кодекса, не применяются при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг.

Глава 25 НК РФ, регулирующая налогообложение прибыли, вступает в силу с 01.01.2002.

Следовательно, по итогам проверки 2001 года налоговый орган не вправе был принимать решение о налогообложении прибыли от реализации ценных бумаг исходя из рыночных цен.

В связи с изложенным суд считает, что решение ответчика N 04-01/89 не соответствует закону.

В силу п.2 ст.11 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.

На основании ст.78 НК РФ, руководствуясь ст.124, 125, 127 АПК РФ, решил:

Признать незаконными бездействия налогового органа ИМНС РФ N 10 по ЦАО г.Москвы по возврату излишне уплаченных налогов и обязать ИМНС РФ N 10 по ЦАО г.Москвы возвратить сумму излишне уплаченных налогов 134031983 руб. 72 коп. с начислением процентов 96231292 руб. 20 коп., итого 230263275 руб. 92 коп., в том числе из федерального бюджета 49787982 руб. 16 коп. с начислением процентов 35746407 руб. 14 коп., всего из федерального бюджета 85534389 руб. 30 коп., из бюджета города Москвы 84244001 руб. 56 коп. с начислением процентов 60484885 руб. 07 коп., всего из бюджета города Москвы 144728886 руб. 63 коп.

Возвратить истцу из бюджета госпошлину 1000 руб.

Председательствующий
...

Судьи
...


     
Текст документа сверен по:

рассылка

Номер документа: А40-44187/01-4-199
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 27 декабря 2001

Поиск в тексте