ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2002 года Дело N А56-13941/02

     

[Вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по постановке на учет в исполнительном органе Фонда социального страхования не является обязанностью налогоплательщика, установленной статьей 83 НК РФ, правилен, а решение об отказе в иске о взыскании с ответчика штрафа - законно]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Почечуева И.П., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В., при участии: от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Лысова М.Э. (доверенность от 08.04.2002 N 107), от закрытого акционерного общества "Яхта" Иватиной Н.В. (доверенность от 30.05.2002), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2002 по делу N А56-13941/02 (судья Левченко Ю.П.), установил:

Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - РО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с закрытого акционерного общества "Яхта" (далее - Общество) 5000 рублей штрафа за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в органах социального страхования.

Решением арбитражного суда от 30.05.2002 в иске отказано.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

В кассационной жалобе РО ФСС РФ просит отменить решение от 30.05.2002 и принять новое, ссылаясь на законность привлечения Общества к ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в органах социального страхования.

В судебном заседании представитель РО ФСС РФ поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества указал на их необоснованность.

Проверив законность решения от 30.05.2002 в кассационном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 16.11.2001 решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга произведена государственная регистрация Общества.

Заявление о регистрации в качестве страхователя подано ответчиком в филиал N7 РО ФСС РФ 13.12.2001.

По результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 14.12.2001 N 936-к директором филиала N 7 РО ФСС РФ 25.01.2002 принято решение N 936-К/XII о привлечении к ответственности за нарушения порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым Общество подвергнуто штрафу в сумме 5000 рублей в соответствии с пунктом 1 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Поскольку в срок, указанный в решении (11.02.2002), штраф в добровольном порядке Общество не уплатило, РО ФСС РФ обратилось в суд с иском о его взыскании.

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды включены в перечень федеральных налогов и сборов (статья 13 НК РФ). Названная статья вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Однако статья 19 названного Закона не утратила юридическую силу. В этой статье определены виды налогов, взимаемых в Российской Федерации, среди которых взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не указаны.

Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в перечень федеральных налогов входит единый социальный налог.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемые в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Из содержания статьи 11 названного Федерального закона следует, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 N 165-ФЗ установлено, что страхователи обязаны встать на учет и сняться с учета у страховщиков в сроки, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно статье 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125-ФЗ в случае уклонения от регистрации страховые взносы взыскиваются со страхователя за весь период уклонения от регистрации с начислением пеней в размере 0,5 процента. Иного вида ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний законодательством не установлено.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по постановке на учет в исполнительном органе Фонда социального страхования не является обязанностью налогоплательщика, установленной статьей 83 НК РФ, правилен, а решение об отказе в иске - законно.

Ссылка подателя жалобы на статью 10 Закона Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" несостоятельна, поскольку содержащаяся в названной статье отсылка к части первой Налогового кодекса Российской Федерации имеет в виду соблюдение органами Фонда социального страхования установленной НК РФ процедуры наложения штрафных санкций, взыскания пеней, а не применение штрафных санкций, предусмотренных НК РФ.

Также несостоятельна ссылка подателя жалобы на статью 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", действовавшей на момент вынесения решения о наложении штрафа, поскольку указания на ее применение в решении от 25.01.2002 N 936-К/XII не содержится. Кроме того, указанная норма не действовала на момент совершения вменяемого Обществу правонарушения и, следовательно, в силу пункта 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 5 НК РФ не имеет обратной силы.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2002 по делу N А56-13941/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.П.Почечуев

Судьи
С.Н.Бухарцев
Д.В.Хохлов

Текст документа сверен по:

рассылка