ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2002 года Дело N А56-8445/02


[Суд установил, что истцом соблюдены все условия, необходимые для проведения реструктуризации задолженности по налогам, поэтому у налоговой инспекции не было оснований для отказа в удовлетворении заявления истца]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего - Асмыковича А.В., судей: Клириковой Т.В., Корабухиной Л.И., при участии: от открытого акционерного общества "Автоарматура" Федотовой В.А. (доверенность от 05.08.2002 N 49/08), Фролова С.А. (доверенность от 05.08.2002 N 48/08), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга Анджаева А.В. (доверенность от 21.12.2001 N 18/20302), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение от 24.04.2002 (судьи: Саргин А.Н., Жбанов В.Б., Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 19.06.2002 (судьи: Зайцева Е.К., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8445/02, установил:

Открытое акционерное общество "Автоарматура" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) о признании недействительным ее письма от 18.01.2002 N 24/902, в котором содержится мотивированный отказ в реструктуризации задолженности по налогам общества.

Решением суда от 24.04.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.06.2002, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (с изменениями на 23.10.2001) "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - постановление N 1002) предусмотрено право организации реструктурировать долги только налогоплательщика, но не налогового агента.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представители общества просили оставить судебные акты без изменения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 12.10.2001 о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе по налогу на доходы физических лиц. Письмом инспекции от 18.01.2002 обществу было отказано в реструктуризации задолженности по пеням и штрафам по налогу на доходы с физических лиц, поскольку, по мнению инспекции, реструктуризации подлежит только собственная задолженность организации-налогоплательщика, а не задолженность организации, выступающей налоговым агентом по удержанию подоходного налога с физических лиц.

Судебные инстанции правомерно признали решение налоговой инспекции, содержащееся в указанном письме, недействительным.

В соответствии с Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением N 1002 (далее - Порядок реструктуризации), реструктуризации подлежат задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет, а также пени и штрафы, исчисленные по данным учета налоговых органов. Задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком. Решение о реструктуризации может быть принято при условии полного внесения организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух месяцев, до первого числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию. Этот порядок не распространяется на задолженность организации по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, по налогу на пользователей автодорог, а также на пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов (пункты 2 и 3 Порядка реструктуризации).

Ограничений реструктуризации задолженности по иным налогам постановление N 1002 не содержит. Таким образом, общество имело право на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам по подоходному налогу.

Согласно пункту 3 Порядка реструктуризации дополнительное решение о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации в отношении организации, по которой решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет принято до 1 января 2001 года, может быть принято на основании дополнительного заявления организации по сумме, не превышающей величину задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым организацией к взысканию, по состоянию на дату подачи дополнительного заявления.

Такой же порядок был предусмотрен и по реструктуризации задолженности в бюджет Санкт-Петербурга распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 15.10.99 N 1098-р, распоряжением Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга от 03.08.2001 N 65-р.

Согласно пункту 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Пунктом 3 статьи 24 НК РФ предусмотрено что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Пункт 5 статьи 24 НК РФ предусматривает ответственность налоговых агентов за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Согласно статье 75 НК РФ при нарушении налоговым агентом сроков уплаты налогов ему начисляются пени.

В статье 115 Федерального закона от 22.09.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" также не содержится ограничений в части реструктуризации задолженности налогоплательщиков и налоговых агентов.

Таким образом, обществом соблюдены условия, необходимые для проведения реструктуризации, и у налоговой инспекции не было оснований для отказа в удовлетворении его заявления.

Судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены нет.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 24.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 19.06.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8445/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.В.Асмыкович

Судьи
Т.В.Клирикова
Л.И.Корабухина

Текст документа сверен по:

рассылка