ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2002 года Дело N А56-15151/02


[Налоговая инспекция правомерно привлекла истца к налоговой ответственности по эпизоду, связанному с применением льготы в отношении оборотов по реализации медицинской техники, так как лицензия на производство, реализацию и техническое обслуживание медицинской техники истцом не получена]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Санкт-Петербургский завод точных механических приборов" Новака А.Н. (доверенность от 02.09.2002 N 30) и Назарова В.А. (доверенность от 02.09.2002 N 30), от Инспекции по Кировскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Ждановой А.А. (доверенность от 04.01.2002 N 01/107 и Ворсуляк О.В. (доверенность от 29.12.2001 N 01/24152), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Кировскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2002 по делу N А56-15151/02 (судьи: Загараева Л.П., Жбанов В.Б., Згурская М.Л.), установил:

Открытое акционерное общество "Санкт-Петербургский завод точных механических приборов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции по Кировскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 06.05.2002 N 1044427 о доначислении налога на добавленную стоимость и пеней, а также привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату этого налога по эпизодам, связанным со списанием дебиторской задолженности в декабре 2000 года и с применением льготы в отношении оборотов по реализации медицинской техники в первом полугодии 2001 года.

Решением суда от 11.06.2002 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в иске по эпизоду, связанному с применением Обществом льготы по реализации медицинской техники в первом полугодии 2001 года (до 21.04.2001), ссылаясь на неправильное применение судом Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", Налогового кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения истцом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 01.10.2001, о чем составлен акт от 05.04.2002 N 1-04-4427.

В результате проверки, в частности, установлено, что в первом полугодии 2001 года (до 21.04.2001) Общество неправомерно использовало льготу по НДС, предусмотренную подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 судом Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", поскольку оно производило и реализовывало медицинскую технику, не имея соответствующей лицензии.

По результатам вынесено решение, которым Обществу по рассматриваемому эпизоду доначислено 362150 руб. налога на добавленную стоимость, начислено 32816 руб. пеней и наложен штраф в сумме 72430 руб. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Общество не согласилось с вынесенным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.

Суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Кассационная инстанция полагает, что решение суда в обжалуемой части подлежит отмене.

В статье 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" приведен перечень товаров, работ, услуг, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, а также указаны условия предоставления льгот.

До 01.03.2000 названный Закон не ограничивал право применения льгот требованием обязательного наличия у налогоплательщика, использующего льготы, лицензий в отношении видов деятельности, подпадающих под лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" статья 5 этого Закона дополнена пунктом 5, согласно которому освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, производится только при наличии у предприятий соответствующих лицензий.

Данная норма, с учетом положений статьи 5 НК РФ, вступила в силу 01.03.2000.

В соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождались платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника.

Поскольку производство и распространение медицинской техники включено в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установленный в статье 17 Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с 1 марта 2000 года налогоплательщики имели право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федераций "О налоге на добавленную стоимость", только при наличии соответствующей лицензии.

С 01.01.2001 вступила в действие глава 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, а Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" утратил силу.

В то же время статьей 2 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что подпункт "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники действует до 01.01.2002.

Из содержания данной нормы следует, что подпункт "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сохранен с конкретной целью: продлить на 2001 год действие льготы, связанной с освобождением организаций от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Поскольку с 01.03.2000 все льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", предоставлялись только при наличии у организации лицензии (для лицензируемых видов деятельности), требование о наличии лицензии, предусмотренное пунктом 5 статьи 5 этого Закона, следует признать составной частью данной льготы (неотъемлемым условием ее применения) и в 2001 году. Без применения ограничения, установленного данным пунктом, использование льготы по налогу на добавленную стоимость, связанной с реализацией медицинской техники, невозможно.

Таким образом, льгота по налогу на добавленную стоимость, установленная подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", и в 2001 году может быть использована только при наличии у налогоплательщика соответствующей лицензии.

Аналогичное ограничение применения льгот установлено и в пункте 6 статьи 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что лицензия на производство, реализацию и техническое обслуживание медицинской техники N 012451М получена истцом 21.04.2001, налоговая инспекция в решении от 06.05.2002 N 1044427 пришла к обоснованному выводу, что до получения лицензии на производство, реализацию и техническое обслуживание медицинской техники (21.04.2001) Общество неправомерно использовало в 1-м полугодии 2001 года льготу по НДС, связанную с реализацией медицинской техники.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2002 по делу N А56-15151/02 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга от 06.05.2002 N 1044427 о доначислении налога на добавленную стоимость, пеней и правлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ по эпизоду, связанному с применением льготы в отношении оборотов по реализации медицинской техники до 21.04.2001 года.

В этой части в иске отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

     Председательствующий
Н.Г.Кузнецова

Судьи
В.В.Дмитриев
А.В.Шевченко

     Текст документа сверен по:
рассылка