• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2002 года Дело N А56-400/02


[Суд обязал КУГИ заключить договор купли-продажи земельного участка, так как материалами подтверждается, что ответчик является собственником указанного участка]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Сапоткиной Т.И., судей: Афанасьева С.В. и Изотовой С.В., при участии от ООО "Гатчинская нефтяная компания" Шалина В.В. (доверенность от 10.11.2002), рассмотрев 11.11.2002 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Российского фонда федерального имущества и общества с ограниченной ответственностью "Гатчинская нефтяная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2002 по делу N А56-400/02 (судья Воропаев М.Г.), установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Гатчинская нефтяная компания" (далее - ООО "Гатчинская нефтяная компания") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Северо-Западному межрегиональному отделению Российского фонда федерального имущества (далее - СЗМО РФФИ), Санкт-Петербургскому государственному учреждению по организации и осуществлению продажи государственного имущества "Фонд имущества Санкт-Петербурга", Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 1443 кв.м, кадастровый номер 78:7168А:3, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Запорожская, 33, на условиях проекта договора, представленного истцом.

По ходатайству СЗМО РФФИ и с согласия истца суд заменил СЗМО РФФИ на надлежащего ответчика - Российский фонд федерального имущества, в лице Северо-Западного межрегионального отделения (далее - РФФИ).

В связи с изменением наименования ответчика - Санкт-Петербургского государственного учреждения по организации и осуществлению продажи государственного имущества "Фонд имущества Санкт-Петербурга" суд в соответствии со статьей 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (1995 год) произвел его замену на государственное учреждение по совершению сделок с имуществом "Фонд имущества Санкт-Петербурга" (далее - ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга").

Решением от 21.02.2002 в иске к ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" и КУГИ отказано. В отношении РФФИ иск оставлен без рассмотрения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.05.2002 решение отменено, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

До принятия решения ООО "Гатчинская нефтяная компания" уточнило исковые требования и просило обязать ответчиков заключить договор купли-продажи названного выше земельного участка на условиях проекта договора, представленного истцом, по цене 38131 руб. 28 коп.

Решением от 05.08.2002 суд обязал КУГИ заключить с ООО "Гатчинская нефтяная компания" договор купли-продажи земельного участка площадью 1443 кв.м, кадастровый номер 78:7168А:3, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Запорожская, д.33, на условиях проекта договора ООО "Гатчинская нефтяная компания" со стоимостью земельного участка 1098180 руб. 86 коп. В иске к ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" и РФФИ отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ООО "Гатчинская нефтяная компания" просит решение изменить, определив цену земельного участка равной пятикратной ставке земельного налога, ссылаясь на неправильное применение в этой части судом первой инстанции норм материального права, в частности, пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.05.97 N 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами", пункта 1 статьи 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе РФФИ просит решение отменить и принять новое решение. При этом РФФИ ссылается на то, что при принятии решения нарушены нормы материального права, так как КУГИ является ненадлежащим продавцом земельного участка в силу пункта 10 статьи 30 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 4.4 "Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". По мнению подателя жалобы, земля является федеральной собственностью, а поэтому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.12.93 N 2173 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 N 605-р продажу земли осуществляет РФФИ. Кроме того, при определении цены необходимо учитывать коэффициенты, установленные Федеральными законами Российской Федерации о федеральном бюджете на 1999, 2000, 2001 годы.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Законность решения проверена в кассационном порядке.

В судебном заседании представитель ООО "Гатчинская нефтяная компания" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Другие, участвующие в деле лица, о времени и месте слушания дела извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Суд кассационной инстанции полагает, что решение подлежит изменению.

Как следует из материалов дела, ООО "Гатчинская нефтяная компания" принадлежит на праве собственности автозаправочная станция N 89, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, ул.Запорожская, д.33, литер А, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии ВЛ N 211668.

Истец как собственник строения на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено названное имущество. В связи с этим и в соответствии с пунктом 5 упомянутой статьи ООО "Гатчинская нефтяная компания" обратилось в КУГИ с заявлением от 09.11.2001 о приобретении права собственности на спорный земельный участок.

Поскольку в нарушении установленного пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации двухнедельного срока КУГИ не подготовил проект договора купли-продажи земельного участка и не направил его истцу, ООО "Гатчинская нефтяная компания" направило в адрес КУГИ и ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" претензии и проекты договоров купли-продажи земельного участка. В связи с неполучением акцепта ООО "Гатчинская нефтяная компания" на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Гатчинская нефтяная компания" вправе требовать заключения договора купли-продажи оспариваемого земельного участка и обязал КУГИ заключить указанный договор. Вместе с тем при определении цены, по которой подлежит продаже земельный участок, судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права.

Так, суд первой инстанции при определении цены земельного участка исходил из 30-кратной ставки земельного налога, соответствующей зоне градостроительной ценности N 7 Невского района Санкт-Петербурга, однако неправомерно указанную ставку применил с поправочным коэффициентом.

В соответствии с пунктом 1 распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 20.11.2001 N 1191-ра "Об установлении цены земли в Санкт-Петербурге" цена земли установлена в ставках земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности.

В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" земельный налог является местным налогом. В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Ставки земельного налога устанавливаются органом государственной власти Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21), а Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" и Закон Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" определяют порядок их применения.

Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Указанный вывод следует также из приложений 1 и 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю".

Поскольку размер выкупной цены земельных участков определен ставкой земельного налога, то изменение коэффициентов, применяемых в целях налогообложения, не может учитываться при расчете выкупной цены. А поэтому спорный земельный участок подлежит продаже по цене 228787 руб. 65 коп. (5,285 (ставка земельного налога)Суд обязал КУГИ заключить договор купли-продажи земельного участка, так как материалами подтверждается, что ответчик является собственником указанного участка1443Суд обязал КУГИ заключить договор купли-продажи земельного участка, так как материалами подтверждается, что ответчик является собственником указанного участка30).

Довод ООО "Гатчинская нефтяная компания" о необходимости расчета цены земельного участка на момент подачи заявления в КУГИ, то есть исходя из 5-кратной ставки земельного налога, необоснован.

В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. На момент заключения договора распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 20.11.2001 N 1191-ра "Об установлении цены земли в Санкт-Петербурге" цена оспариваемого земельного участка была установлена в размере 30-кратной ставки земельного налога, а поэтому именно по такой цене подлежит продаже данный земельный участок.

Также является необоснованным довод РФФИ о том, что надлежащим продавцом спорного земельного участка является именно РФФИ.

Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" с даты вступления в силу настоящего закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренного данным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 упомянутого закона собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Аналогичное право собственников зданий, строений, сооружений предусмотрено пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" в отличие от ранее действовавших законов, регулировавших указанные отношения, не содержится положений о фондах имущества как продавцах государственного и муниципального имущества, за исключением указания в пункте 1 статьи 6 на то, что Правительство Российской Федерации может поручить выполнение функций по продаже приватизируемого имущества от его имени специализированному государственному учреждению.

В то же время пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о продаже земельного участка и подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка осуществляет исполнительный орган государственной власти, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков.

То, что именно КУГИ осуществляет предоставление земельных участков на условиях договора аренды организациям - собственникам объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Это подтверждается и пунктами 2.17, 2.18, 3.1.2 Положения о Комитете по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - Территориальном агентстве Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственными имуществом, утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 02.12.94 N 1218-р и пунктом 2 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга "О структуре администрации Санкт-Петербурга".

Ни РФФИ, ни Фонд имущества Санкт-Петербурга к органам, перечисленным в пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесены быть не могут в силу их правового статуса. А поэтому судом обоснованно в качестве продавца земельного участка указан КУГИ.

При таких обстоятельствах решение подлежит изменению в части определения цены, по которой подлежит продаже спорный земельный участок.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2002 по делу N А56-400/02 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: "Обязать Комитет по управлению государственного имущества Санкт-Петербурга заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Гатчинская нефтяная компания" договор купли-продажи земельного участка площадью 1443 кв.м, кадастровый номер 78:7168А:3, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, улица Запорожская, д.33, на условиях проекта договора ООО "Гатчинская нефтяная компания" со стоимостью земельного участка 228787 руб. 65 коп.

     Председательствующий
Т.И.Сапоткина

Судьи:
С.В.Афанасьев
С.В.Изотова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-400/02
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 12 ноября 2002

Поиск в тексте