ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2002 года Дело N А56-16498/02


[Суд признал недействительным постановление таможни о привлечении к ответственности по статье 281 Таможенного кодекса Российской Федерации, так как материалами дела подтверждается, что товар истца неправомерно оформлен таможней как гуманитарная помощь с освобождением от уплаты таможенных платежей]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Почечуева И.П., судей: Закордонской Е.П. и Корпусовой О.А., при участии от администрации муниципального образования "Город Шлиссельбург" Ленинградской области Лоскутовой Т.В. (доверенность от 23.08.2002 N 20), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение от 22.07.2002 (судьи: Демина И.Е., Глазков Е.Г., Третьякова Н.О.) и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2002 (судьи: Кадулин А.В., Гайсановская Е.В., Старовойтова О.Р.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16498/02, установил:

Администрация муниципального образования "Город Шлиссельбург" Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 28.02.2002 по делу о нарушении таможенных правил N 03900-3068/01.

Решением арбитражного суда от 22.07.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2002, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе таможня просит отменить решение от 22.07.2002 и постановление от 29.08.2002, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Отзыв на жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Администрации указал на необоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе.

Жалоба рассмотрена без участия представителя таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела следует, постановлением таможни от 28.02.2002 по делу о нарушении таможенных правил N 03900-3068/01 Администрация признана нарушившей порядок пользования условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, и привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 100% от суммы таможенных платежей, неуплаченных в связи с предоставлением таможенных льгот, что составило 617017 рублей 11 копеек.

Основанием для вынесения данного постановления послужило выявленное в ходе последующей таможенной проверки распределение Администрацией не по целевому назначению товара (бывшая в употреблении одежда), поступившего в ее адрес от компании В.U.Х. (США) в соответствии соглашением от 13.11.2000 N 21 на безвозмездную поставку гуманитарной помощи. Данный товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен таможней в таможенном режиме "выпуск для свободного обращения" по грузовой таможенной декларации N 03914/261200/0005011 с освобождением Администрации от уплаты таможенных платежей в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2000 N 429.

Таможня полагает, что истец нарушил порядок пользования условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, определенные Порядком оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2001 N 691.

Согласно Порядку, а также статье 2 Федерального закона "О безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" получателям безвозмездной помощи (содействия) предоставляются таможенные и налоговые льготы при условии целевого использования гуманитарной помощи. В противном случае получатель гуманитарной помощи уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные штрафы и пени по действующим ставкам.

В соответствии с пунктом 7 Порядка налоговые и таможенные льготы предоставляются получателям гуманитарной помощи (содействия) только при наличии удостоверения, подтверждающего принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию), по форме согласно приложению. Указанное удостоверение выдается Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации на основании своего решения, оформляемого протоколом.

Удостоверение представляется в налоговые и таможенные органы с целью предоставления льгот.

Из смысла пункта 7 Порядка следует, что решение Комиссии, на основании которого выдается удостоверение, принимается в отношении конкретного получателя гуманитарной помощи.

При таможенном оформлении ввозимого истцом товара таможня руководствовалась удостоверением серии ГП N 003854 (лист дела 22), выданным на основании протокола заседания Комиссии от 16.05.2000 N 8. Однако указанное удостоверение является ксерокопией образца документа, представляемого в таможенном деле. Данное удостоверение по своему содержанию не соответствует форме, указанной в приложении к Порядку, поскольку в нем отсутствуют указания о конкретных получателе гуманитарной помощи и организации доноре.

Более того, графа 2 удостоверения не предусматривает в качестве организаций доноров иностранные коммерческие организации, каковым является компания В.U.Х. (США). Из содержания пункта 2 Порядка также однозначно следует, что гуманитарная помощь (содействие) не может оказываться коммерческими организациями.

При таких обстоятельствах обе судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что товар, ввезенный истцом, неправомерно оформлен таможней в таможенном отношении как гуманитарная помощь с освобождением от уплаты таможенных платежей и, следовательно, его нельзя рассматривать как условно выпущенный в смысле статьи 281 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), на которую таможня указывает в мотивировочной части своего постановления.

Кроме того, в резолютивной части постановления таможни статья ТК РФ, по которой истец привлечен к ответственности, не указана. Содержащаяся в резолютивной части этого постановления выдержка из диспозиции статьи 281 ТК РФ не заменяет обязательного указания на соответствующую статью ТК РФ. Это обстоятельство также свидетельствует о незаконности вынесенного таможней ненормативного акта.

Основания для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций указаны в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В данном случае таких оснований не усматривается. Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 22.07.2002 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16498/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.П.Почечуев

Судьи:
Е.П.Закордонская
О.А.Корпусова

Текст документа сверен по:

рассылка