• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 мая 2002 года Дело N А56-2462/02


[Ответчик ни в вынесенном им решении, ни иными представленными документами не доказал обстоятельств, позволяющих сделать вывод о наличии согласованных действий истца, направленных на ограничение конкуренции, что является обязательным признаком нарушения ст.5 Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"]
  (Извлечение)

___________________________________________________________________
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 сентября 2002 года данное решение отменено. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо -Западного округа от 6 декабря 2002 года N А56-2462/02 постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 сентября 2002 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
___________________________________________________________________

Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску АОЗТ "Конда" к Территориальному управлению по СПб и ЛО МАП России, 3-е лицо: ЗАО "Центральное агентство воздушных сообщений" о признании недействительным решения и предписания, установил:

АОЗТ "Конда" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения ТУ по СПб и ЛО МАП России от 17.12.2001 N 06-ВЗ и вынесенного на его основе предписания от 17.12.2001 N 06/5538 с прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Ответчик - Территориальное управление по СПБ и ЛО МАП России исковые требования не признало, считая, что решение и вынесенное на его основе предписание в отношении АОЗТ "Конда" и ОАО "Центральное агентство воздушных сообщений (ЦАВС)" законно и обоснованно.

Третье лицо - ОАО "ЦАВС" полностью поддержало исковые требования АОЗТ "Конда".

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

30.10.2001 ТУ по СПб и ЛО МАП России возбуждено дело N 06/4996-302 в отношении АОЗТ "Конда" и ОАО "ЦАВС" по признакам нарушения статьи 6 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

17.12.2001 ответчиком вынесено решение, в соответствии с которым комиссией, рассматривающей дело, сделан вывод о наличии согласованных действий между страховой компанией АОЗТ "Конда" и ОАО "ЦАВС", ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг (добровольное страхование от несчастных случаев пассажиров) и направленных на ограничение доступа на рынок или устранения с него других финансовых организаций, что, по мнению комиссии, приводит к нарушению статьи 6 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"

На основании решения истцу выдано предписание от 17.12.2001 N 06/5538-87, согласно которому страховой компании и центральному агентству воздушных сообщений предписывается в срок до 15.01.2002 прекратить нарушение статьи 6 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", для чего изменить существующий механизм предоставлении услуг по добровольному страхованию пассажиров таким образом, чтобы исключить реализацию данной услуги через кассы продажи билетов ОАО "ЦАВС".

Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со сстатьи 6 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" не допускаются и в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаются полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг... и с любыми юридическими лицами, если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе, если соглашения или согласованные действия прямо или косвенно направлены на ограничение доступа на рынок финансовых услуг или устранения с него других финансовых организаций.

Однако, согласно ст.3 этого же закона соглашением является договор между финансовыми организациями или между финансовой организацией с одной стороны и федеральным органом исполнительной власти с другой стороны, в том числе влекущий ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг.

В целях настоящего Федерального закона соглашением не являются сделки опосредующие предоставление финансовой услуги.

В данном случае предоставление финансовой услуги (добровольное страхование от несчастных случаев авиапассажиров и пассажиров железнодорожного транспорта) опосредовано агентским договором между АОЗТ "Конда" и ОАО "ЦАВС" от 14.03.2001 N 1/2001, согласно п.2.1 которого агент обязуется заключать договоры страхования в соответствии с "Правилами страхования от несчастных случаев" принципала, т.е. оказывает услугу по заключению вышеназванных договоров от имени и по поручению АОЗТ "Конда" зa определенное агентское вознаграждение в соответствии с п.2.1.6 договора.

К тому же, из смысла ст.3 Закона следует, что соглашением является договор между двумя и более финансовыми организациями. ОАО "ЦАВС" финансовой организацией не является.

Анализ ст.ст.3 и статьи 6 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный орган неправильно квалифицировал правонарушения, выявленные в ходе проведенной совместно с Санкт-Петербургской авиатранспортной прокуратурой проверки, в результате которой выявлен ряд фактов навязывания услуги добровольного страхования пассажиров при продаже билетов в кассам ОАО "ЦАВС" и аэропорту "Пулково".

Таким образом, ТУ по СПб и ЛО МАП России ни в вынесенном им решении, ни иными представленными документами не доказало обстоятельств, позволяющих сделать вывод о наличии согласованных действий между АОЗТ "Конда" и ОАО "ЦАВС", что является обязательным признаком нарушения ст.5 Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

В своем решении антимонопольный орган пришел к выводу о том, что согласованные действия ОАО "ЦАВС" и АОЗТ "Конда" приводят к доминированию (с максимальной долей 50%) истца на рынке предоставления услуги добровольного страхования авиапассажиров в границах СПб и ЛО и ограничению конкуренции в данном сегменте рынка.

Ст.3 Закона дает определение рынка финансовых услуг как сферы деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.

К перечню страховых услуг согласно Перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, утвержденному приказом МАП России от 21.07.2000, относятся услуги по конкретным видам страхования, относящимся в том числе к добровольному страхованию жизни и иным видам личного страхования.

Истец осуществляет страхование согласно выданной ему лицензии N 3176д от 29.01.2001 по виду страхования - "страхование от несчастных случаев". По данному виду страхуются как пассажиры, так и другие категории граждан.

Доминирующее положение субъекта рассчитывается как доля оборота предоставления страховщиком страховых услуг этого же вида, представленных всеми страховщиками в установленных границах рынка страховых услуг.

Согласно справке Санкт-Петербургской межрегиональной инспекции страхового надзора N 01-11/793 от 06.11.2001 за девять месяцев 2001 года в Санкт-Петербурге действовало 92 субъекта страхового рынка.

Однако для анализа деятельности страховой компании "Конда" и определения ее доминирующего положение на рынке предоставления финансовой услуги антимонопольный орган использовал сведения о страховании от несчастных случаев только пассажиров воздушного и железнодорожного транспорта, да и только тех, которые приобретали билеты в кассах OАО "ЦАВС".

Таким образом, ответчик произвольно установил границы финансового рынка без анализа такого вида страхования, как страхование от несчастных случаев, что привело к незаконной оценке антимонопольным органом деятельности истца, как направленной на ограничение конкуренции на таком рынке финансовых услуг, как добровольное страхование от несчастных случаев авиапассажиров.

Также неубедителен довод ответчика о том, что границы страхового рынка могут быть определены на основании заключенного между истцом и ОАO "ЦАВС" агентского договора.

Остальные доводы территориального управления, изложенные в решении, отзыве на исковое заявление, дополнениях к отзыву, свидетельствуют о том, что имели место многочисленные нарушения должностными лицами и кассирами ОАО "ЦАВС" Закона РФ "О защите прав потребителей", выразившиеся в отсутствии в кассовом зале информации о предоставляемых дополнительных услугах по добровольному страхованию от несчастного случая и навязывания потребителю этой услуги.

Нарушений ответчиком ст.6 Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" судом не установлено и ответчиком не доказано.

При таких обстоятельствах исковые требования АОЗТ "Конда" подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.95, 124-127 АПК РФ, арбитражный суд решил:

Признать недействительным решение Территориального управления по СПб и ЛО МАП России N 06-83 от 17.12.2001 и вынесенного на его основе предписания N 06/5538-87 от 17.12.2001.

Выдать АОЗТ "Конда" справку на возврат госпошлины из федерального бюджета в размере 1000 руб.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-2462/02
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 23 мая 2002

Поиск в тексте