ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2003 года Дело N А26-4093/02-02-03/166


[Поскольку совершенное обществом налоговое правонарушение не подпадает под действие статьи 120 НК РФ, жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кирейковой Г.Г., судей: Асмыковича А.В. и Пастуховой М.В., рассмотрев 03.02.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.11.2002 по делу N А26-4093/02-02-03/166 (судья Одинцова М.А.), установил:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Рейдер-лимитед" (далее - общество) о взыскании 3643 руб. 40 коп. и 15000 руб. штрафов, предусмотренных соответственно статьей 123 и пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неисполнение обязанностей налогового агента.

Решением суда от 04.11.2002 исковые требования удовлетворены частично: с общества взыскан штраф в сумме 3643 руб. 40 коп., а во взыскании 15000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 04.11.2002 в отказанной части исковых требований и удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит правовых оснований для его отмены.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности удержания и перечисления обществом - налоговым агентом в бюджет подоходного налога (налога с доходов физических лиц) за период с 01.11.98 по 01.11.2001.

В ходе проверки выявлен ряд нарушений, в том числе "грубое нарушение налоговым агентом правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", выразившееся в отсутствии первичных документов налогового учета - формы N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" в 1998-2000 годах и учета доходов физических лиц в 2001 году, то есть в течение более одного налогового периода. Результаты проверки отражены в акте выездной налоговой проверки общества от 29.01.2002 N 6.

Решением от 19.02.2002 N 7 общество привлечено к ответственности, в частности по пункту 2 статьи 120 НК РФ в виде взыскания 15000 руб. штрафа за названное нарушение.

Общество не выполнило требование о добровольной уплате штрафа в срок до 01.03.2002, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа в принудительном порядке.

Отказывая во взыскании 15000 руб. штрафа, суд указал на то, что карточка формы N 1-НДФЛ не относится к первичным документам.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.

Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:

- форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);

- форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).

Налоговая карточка содержит информацию о физическом лице-получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.

Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.

Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.

Ввиду отсутствия названных карточек за 1998-2001 годы налоговая инспекция привлекла общество к ответственности по пункту 1 статьи 120 НК РФ.

Между тем пунктом 1 статьи 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 этой же статьи.

Пунктом 2 названной статьи установлена ответственность за те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, а пунктом 3 статьи 120 НК РФ - если они повлекли занижение налоговой базы.

При этом под грубым нарушением правил, учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Поскольку в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации не дано определение понятия "первичные документы", кассационная инстанция, руководствуясь пунктом 1 статьи 11 НК РФ, применяет определение, приведенное в Законе Российской Федерации "О бухгалтерском учете".

Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичными документами, подтверждающими выплату обществом доходов физическим лицам, являются, в частности, ведомости на выплату заработной платы, расходные кассовые ордера. Именно на основании этих документов бухгалтерского учета налоговый агент заполняет налоговую карточку формы N 1-НДФЛ.

Следовательно, форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" (пункт 3 статьи 120 НК РФ).

Кроме того, нормы статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, на что прямо указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ.

Таким образом, поскольку совершенное обществом налоговое правонарушение не подпадает под действие статьи 120 НК РФ, жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению.

Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.11.2002 по делу N А26-4093/02-02-03/166 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия - без удовлетворения.

     Председательствующий
Г.Г.Кирейкова

Судьи
А.В.Асмыкович
М.В.Пастухова

Текст документа сверен по:

рассылка