ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2003 года Дело N Ф04/1203-252/А27-2003


[Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований, при этом суд исходил из того, что в действиях налогового органа отсутствуют нарушения ст.ст.45, 46, 70 НК РФ]
(Извлечение)

  

Арбитражный суд в составе...в судебном заседании при участии: от истца: Е.В. Роднина, юрисконсульт 2 категории, по доверенности от 25.02.2003, трудовой договор от 18.02.2003; от ответчика: М.М. Максимова, старший государственный налоговый инспектор, по доверенности от 05.01.2003 N16-11-20/64, О.М. Круппа, старший государственный налоговый инспектор, по доверенности от 11.11.2002, 16-11-20/8811, приказ от 30.11.2001 N176-к; рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Западно-Сибирский металлургический комбинат" на решение от 21.10.2002 (судья...) и постановление апелляционной инстанции от 19.12.2002 (Судьи...) Арбитражного суда Кемеровской области по делу NА27-10777/2002-5 по иску открытого акционерного общества "Западно-Сибирский металлургический комбинат" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новокузнецку, установил:

Открытое акционерное общество "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ЗСМК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании не подлежащим исполнению инкассовое поручение N1438 от 19.09.2002 о списании в бесспорном порядке пени в сумме 11 6728 405 рублей 01 коп., предъявленного в банк Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее МИМНС РФ) по г. Новокузнецку. Заявитель полагает, что налоговым органом нарушены сроки взыскания недоимок (пени) в бесспорном порядке.

Решением от 21.10.2002 Арбитражного суда Кемеровской области ОАО "ЗСМК" в удовлетворении исковых требований отказано. Суд исходил из того, что в действиях налогового органа отсутствуют нарушения статей 45, 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.12.2002 Арбитражного суда Кемеровской области решение от 21.10.2002 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО "СЗМК", ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ОАО "ЗСМК". Заявитель жалобы полагает, что налоговым органом при принятии решения N298 не соблюдены порядок и процедура вынесения решения; на момент вынесения решения N1 о реструктуризации (11.12.2001) налоговая инспекция обладала информацией о начисленных пенях и должна была выставить требование с соблюдением трехмесячного срока; решение N298 от 09.09.2002 принято после истечения срока для бесспорного взыскания, поэтому считается недействительным и исполнению не подлежит. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу МИМНС РФ по г. Новокузнецку считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит их оставить в силе. Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, 11.12.2001 налоговым органом было принято решение N1 о реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, образовавшиеся у ОАО "ХСМК" за прошлые годы по состоянию на 01.11.2001.

На основании статьи 20 Федерального закона N118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"; пунктом 1 "Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 01.01.2001", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10. 2001 N699; письмами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2001 NСА-6-05/831а; от 07.03.2002 NСА-6-05/270а налоговый орган, рассмотрев решение N1 от 11.12.2001 о реструктуризации задолженности, вынес решение N54 от 19.08.2002 о внесении изменений в ранее принятое решение о реструктуризации, которым исключил из реструктуризации сумму пени, начисленную на сумму задолженности, образовавшейся в течение 2001 года. Таким образом, у предприятия образовалась разница в размере начисленной пени в сумме 116728405 рублей, на указанную сумму было выставлено оспариваемое инкассовое поручение. ОАО "ЗСМК" оспорило своевременность направления требования и принятия решения об обращении взыскания на денежные средства должника.

Кассационная инстанция не находит в действиях налогового органа нарушений налогового законодательства. В соответствии со ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса. Согласно ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Ст. 70 Налогового кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Указанный срок не является пресекательным.

Из материалов дела видно, что разница по размеру пени, исключенной из реструктуризации, была выявлена решением N54 от 19.08.2002, требование N384 с предложением добровольной уплаты было вручено заявителю 04.09.2002 со сроком исполнения до 08.09.2002; решение N298 об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, принято 09.09.2002, направлено заказным письмом и вручено 12.09.2002.

При указанных обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях налогового органа нарушений статьей 45, 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации является обоснованным. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение от 21.10.2002 и постановление апелляционной инстанции от 19.12.2002 Арбитражного суда кемеровской области по делу NА27-10777/2002-5 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Текст документа сверен по:

файл-рассылка