ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2003 года Дело N А44-2491/02-С3


[Суд, признав неправомерной выдачу сельским лесхозом лесорубочных билетов на не закрепленный за ним лесной фонд и установив, что рубка леса произведена с нарушением Лесного кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о правомерности и обоснованности исковых требований, заявленных управлением]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Казанцевой Р.В., судей: Грачевой И.Л., Рудницкого Г.М., при участии от Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Новгородской области - Василенко Т.И. (доверенность от 11.09.2002), Никонорова В.В. (доверенность от 01.04.2003), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Новгородсельлес" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.01.2003 (судья Ларина И.Г.) по делу N А44-2491/02-С3, установил:

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Новгородской области (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному учреждению "Новгородсельлес" (далее - учреждение) о взыскании 2102184 руб. ущерба, причиненного незаконной рубкой леса.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Новгородской области.

Решением от 20.01.2003 иск удовлетворен. В доход бюджета Боровичского района и в пользу Боровичского лесхоза взыскано по 1051092 руб.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось. В кассационной жалобе ее податель просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, отменить решение суда, в иске отказать. Доводы жалобы сводятся к тому, что управление на момент составления протокола о лесонарушении не имело статуса юридического лица. Кроме того, оно не наделено правами контроля за деятельностью территориальных органов исполнительной власти, к которым относится ответчик.

По мнению подателя жалобы, суд при рассмотрении дела нарушил требования статей 8, 9, 162, 168, 169, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители Управления, поддержав отзыв, доводы которого сводятся к тому, что решение суда является законным и обоснованным, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Администрация надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако для участия в судебном заседании представителя не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Кассационная инстанция проверила законность обжалуемого судебного акта и не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что заявлен иск о взыскании ущерба, причиненного незаконной рубкой леса, о чем составлен протокол от 23.08.2002 N 4. Суд установил, что лесорубочные билеты N 2 от 30.01.2002, N 5 от 27.05.2002 и N 8 от 26.07.2002, на основании которых проводилась рубка леса в квартале 98 Кончанского лесничества Боровичского лесхоза в объеме 691 куб.м, выданы Боровичским сельским лесхозом, являющимся филиалом учреждения, с превышением полномочий. Указанный сельский лесхоз, в нарушение правил, установленных статьей 42 Лесного кодекса Российской Федерации, фактически разрешил рубку леса на участках лесного фонда, находящихся в оперативном управлении Боровичского лесхоза и переданных последним в безвозмездное пользование закрытому акционерному обществу "Суворовское" (далее - ЗАО "Суворовское").

В соответствии с вышеупомянутой нормой, лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Ранее действовавшим законодательством, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов" от 03.07.97 N 804 специально уполномоченными органами управления в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являлись два органа - Федеральная служба лесного хозяйства и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 17.05.2000 N 867 (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 20.09.2000 N 1678 и от 01.12.2000 N 1953), функции упраздненной Федеральной службы лесного хозяйства переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации преобразовано в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726 утверждено новое положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации. В соответствии с данным постановлением министерство осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы; организует и осуществляет, в частности, государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда. Кроме того, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет также следующие функции: обеспечивает выдачу в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации разрешительных документов на право лесопользования, устанавливает формы лесорубочного билета, ордера, лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю. В области управления использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводством лесов и ведением лесного хозяйства ему предоставлено право, в частности, предъявлять в установленном законом порядке в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного недрам, водным объектам, лесному фонду, окружающей природной среде.

Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 901, названному министерству и его территориальным органам не предоставлялось права выдачи лесорубочного билета на участках лесного фонда, закрепленных за лесхозами. Ссылка учреждения на приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.02.2002 N 196 "О государственном управлении в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование" правомерно отклонена судом, поскольку действие названного нормативного акта распространяется только на участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и переданные им в безвозмездное пользование.

Судом установлено, и эти обстоятельства подтверждаются материалами дела, что указанный лесной фонд до 1999 года находился во владении сельхозорганизации ЗАО "Суворовское", но после введения в действие Лесного кодекса он был передан Боровичскому лесхозу, являющемуся структурным подразделением Новгородского управления лесами. Как правильно указал суд в своем решении, нормативные акты, в соответствии с которыми проводилась передача лесного фонда, не противоречат Лесному кодексу и не признаны недействительными. После того, как 23.06.99 Боровичскому лесхозу было выдано свидетельство о государственной регистрации права на объект: кварталы 1-203 Кончанского лесничества, он заключил с ЗАО "Суворовское" договор от 19.09.2000 на безвозмездное пользование участком лесного фонда в Кончанском лесничестве, в том числе, квартал N 98. Из изложенного следует, что на момент выдачи лесорубочных билетов, указанный участок лесного фонда не находился во владении сельского лесхоза, потому выдачу таких билетов нельзя признать правомерной.

Как усматривается из материалов дела, приказом Министерства природных ресурсов за N 266 от 17.05.2002 утверждено положение "Об управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Новгородской области". Из текста данного приказа следует, что реорганизация Комитетов природных ресурсов происходила путем их преобразования в Управления, которые действуют в соответствии с утвержденными Положениями. Как указано в пункте 16 Положения, управление является юридическим лицом (л.д.50, 51-63, т.1). При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что в силу регистрации управления в налоговых органах лишь 03.10.2002, оно на момент составления должностным лицом управления протокола о лесонарушении не имело статуса юридического лица, не принимаются во внимание.

Что же касается доводов жалобы об отсутствии у должностного лица Управления полномочий на составление протокола о лесонарушении, то им судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой кассационная инстанция не может не согласиться.

В соответствии со статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд, признав неправомерной выдачу Боровичским сельским лесхозом лесорубочных билетов на не закрепленный за ним лесной фонд и установив, что рубка леса произведена с нарушением Лесного кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о правомерности и обоснованности исковых требований, заявленных управлением. При чем кассационная инстанция считает, что отсутствуют какие-либо основания полагать, что при рассмотрении настоящего спора судом нарушены нормы процессуального права.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного постановил:

Решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.01.2003 по делу N А44-2491/02-СЗ оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Новгородсельлес" - без удовлетворения.

     Председательствующий
Р.В.Казанцева

Судьи:
И.Л.Грачева
Г.М.Рудницкий

Текст документа сверен по:

рассылка